Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Бушминой А.Е, Калугина Д.М.
при секретаре Юриной Т.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Избирательного объединения УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" о признании незаконными действий заместителя Председателя Избирательной комиссии Ульяновской области Селезнева Георгия Михайловича и секретаря Избирательной комиссии Ульяновской области Котовой Оксаны Игоревны, признании недействительными результатов жеребьевки для размещения наименований политических партий и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Ульяновской области от 1 августа 2023 года N 34/277-7 "О порядке размещения наименований политических партий и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва" по апелляционной жалобе Избирательного объединения УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" на решение Ульяновского областного суда от 11 августа 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Сорокина М.С, объяснения представителя Избирательного объединения УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" - Ереминой Л.В, представителя Избирательной комиссии Ульяновской области - Гусева И.В, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 7 июня 2023 года N 610/73-6 на 10 сентября 2023 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва.
Постановлением Избирательной комиссией Ульяновской области от 20 июля 2023 года N 32/256-7 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
22 июля 2023 года Избирательной комиссией Ульяновской области принято постановление N 33/271-7 "О Порядке проведения жеребьевки для размещения наименований политических партий и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, в избира?тельном бюллетене для голосования по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва" (далее - Порядок проведения жеребьевки).
1 августа 2023 года проведена жеребьевка, по результатам которой постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 1 августа 2023 года N 34/277-7 (далее - Постановление N 34/277-7) утвержден порядок размещения наименований политических партий и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, в котором политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" указана под N 4.
Избирательное объединение УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском, в котором (с учетом уточнения заявленных требований) просило признать Постановление N 34/277-7 недействующим, действия заместителя Председателя Избирательной комиссии Ульяновской области Селезнева Г.М, секретаря Избирательной комиссии Ульяновской области Котовой О.И. при проведении 1 августа 2023 года жеребьевки незаконными, а результаты жеребьевки недействительными.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что жеребьевка, на основании результатов которой принято Постановление N 34/277-7, не была проведена методом случайной выборки номеров, поскольку члены Избирательной комиссии Ульяновской области с правом решающего голоса при подготовке к жеребьевке помещали листы с номерами (от 1 до 6) в шары, имеющие прозрачную и непрозрачную (синюю) часть следующим образом: в прозрачную часть шаров помещались листы с номерами 1, 2, 3, в непрозрачную (синюю) - 4, 5, 6, тем самым были созданы предпосылки для неслучайного выбора полупрозрачного шара из прозрачного лототрона, что свидетельствует о нарушении порядка проведения жеребьевки.
Решением Ульяновского областного суда от 11 августа 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Избирательным объединением УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, принятии по делу нового решения об удовлетворении его требований с приведением доводов, аналогичных изложенным в административном иске.
Относительно доводов апелляционной жалобы Избирательной комиссией Ульяновской области, заместителем Председателя Избирательной комиссии Ульяновской области Селезневым Г.М, секретарем Избирательной комиссии Ульяновской области Котовой О.И, Ульяновским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", участвующим в деле прокурором представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Избирательного объединения УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" - Еремина Л.В. (с использованием систем видео-конференц-связи) просила апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Избирательной комиссии Ульяновской области - Гусев И.В. (с использованием систем видео-конференц-связи) просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Положениями части 3 статьи 3, части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации закреплено, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы и, в связи с этим, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), Законом Ульяновской области от 20 июля 2012 года N 102-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области" (далее - Закон Ульяновской области N 102-ЗО).
Пунктом 6 статьи 63 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что при проведении голосования за списки кандидатов в бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, наименования политических партий в соответствии с пунктом 10 статьи 35 настоящего Федерального закона, а также фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка либо его общерегиональной части и (или) соответствующей региональной группы (в случае, если в общерегиональную часть списка или его региональную группу включены один или два кандидата, - фамилии, имена, отчества этих кандидатов) и эмблемы избирательных объединений (если они были представлены в соответствующую комиссию) в одноцветном исполнении.
Аналогичные положения содержатся в статье 65 Закона Ульяновской области N 102-ЗО.
Жеребьевку проводит Избирательная комиссия области с участием уполномоченных представителей избирательных объединений не позднее, чем за 30 дней до дня голосования. Номер, полученный избирательным объединением в результате жеребьевки, сохраняется до окончания избирательной кампании (часть 11 статьи 65 Закона Ульяновской области N 102-ЗО).
В соответствии с нормами Порядка проведения жеребьевки:
- жеребьевку проводят члены Избирательной комиссии Ульяновской области с правом решающего голоса. Руководство жеребьевкой осуществляет Председатель Избирательной комиссии Ульяновской области, который оглашает её результаты (пункт 5);
- жеребьевка проводится методом случайной выборки номеров с применением лототрона, в который помещаются шары с находящимися внутри них номерами по количеству избирательных объединений, зарегистрировавших избирательные списки кандидатов. Непосредственно перед началом проведения жеребьевки проводится осмотр каждого шара уполномоченными представителями избирательных объединений. Далее все шары загружаются в лототрон (пункт 6);
- жеребьевка проводится в последовательности, соответствующей уведомлению избирательными объединения Избирательной комиссии Ульяновской области о выдвижении областного списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва (приложение N 1), путем извлечения шара из лототрона представителем соответствующего избирательного объединения. В случае отсутствия уполномоченного представителя избирательного объединения при проведении жеребьевки, шар извлекается из лототрона членом Избирательной комиссии Ульяновской области в правом решающего голоса. После извлечения шара номер, находящийся внутри него, оглашается, демонстрируется присутствующим на жеребьевке и вносится в протокол о результатах проведения жеребьевки для определения порядка размещения наименований политических партий и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва по областному избирательному округу (приложение N 2). Уполномоченный представитель избирательного объединения проставляет свою подпись в соответствующей графе протокола о результатах проведения жеребьевки. Протокол о результатах проведения жеребьевки подписывается Председателем Избирательной комиссии Ульяновской области и секретарем Избирательной комиссии Ульяновской области (пункт 7);
- извлеченные из шаров номера соответствуют последовательности, в которой будут размещаться наименования политических партий и эмблемы избирательных объединений в избирательном бюллетене для голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва по областному избирательному округу (пункт 8);
- на основании жеребьевки Избирательная комиссия Ульяновской области принимает постановление о порядке размещения наименований политических партий и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва по областному избирательному округу (пункт 9).
Проанализировав приведенные положения Федерального закона N 67-ФЗ, Закона Ульяновской области N 102-ЗО, Порядка проведения жеребьевки, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе видеозапись проведения жеребьевки, показания свидетелей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что жеребьевка проведена в соответствии с действующим законодательством, порядок ее проведения не нарушен, в связи с чем оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
Так, судом установлено и подтверждено материалами дела, что 1 августа 2023 года Избирательной комиссией Ульяновской области проведена жеребьевка.
Жеребьевка проводилась непосредственно тремя членами Избирательной комиссии Ульяновской области (председателем Избирательной комиссии Ульяновской области Андриенко Ю.И, членами Избирательной комиссии Ульяновской области с правом решающего голоса Селезневым Г.М, Котовой О.И.).
При проведении жеребьевки лототрон, листы формата А5 с изображенными на них порядковыми номерами (от 1 до 6), шары в разобранном виде, состоящие из прозрачной и непрозрачной (синего цвета) половинок, были разложены на столе без ограничения возможности их осмотра уполномоченными представителями избирательных объединений.
Перед помещением в шары листы бумаги были сложены вчетверо, исключая возможность увидеть изображенные на них порядковые номера.
Непосредственно перед началом жеребьевки, а также после извлечения шара каждым из уполномоченных представителей избирательных объединений, помещенные в лототрон шары перемешивались путем горизонтального и вертикального вращения лототрона.
Согласно протоколу о результатах проведения жеребьевки от 1 августа 2023 года номера для размещения наименований политических партий с эмблемами избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва распределились следующим образом:
N 1 - Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ;
N 2 - Ульяновское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
N 3 - Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Ульяновской области;
N 4 - УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ";
N 5 - Ульяновское региональное отделение Всероссийской политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России;
N 6 - Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ".
В соответствии с протоколом жеребьевки Избирательной комиссией Ульяновской области принято Постановление N 34/277-7.
Доводы административного истца, повторяющиеся в апелляционной жалобе, о нарушении порядка проведения жеребьевки ввиду того, что жеребьевка не была проведена методом случайной выборки номеров и были созданы предпосылки для неслучайного выбора полупрозрачного шара из прозрачного лототрона, получили со стороны суда первой инстанции надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия согласна.
Так, суд верно исходил из того, что само по себе изначальное размещение листов с порядковыми номерами в различных частях шаров (прозрачной и синего цвета), которые далее перемешивались в лототроне и извлекались из него способом, исключающим возможность определения местоположения листов, не свидетельствует о нарушении принципа случайной выборки при проведении жеребьевки, не оказало влияния на ее результаты и не создало преимуществ одним ее участникам перед другими.
Суд правомерно обратил внимание на то, что на момент извлечения представителем административного истца шара из лототрона в нем оставалось два шара с упакованными в них номерами порядковыми номерами 3 и 4, в связи с чем у него имелась реальная возможность извлечь шар с номером 3, который, по его мнению, является более выигрышным, однако этого ввиду случайного характера выбора номеров не произошло.
Суд признал надуманными доводы административного истца и о том, что из-за созвучности наименований Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ и УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" избирателями будут допущены ошибки при голосовании - они проголосуют за партию, которая указана выше в бюллетене, в подтверждение чего обоснованно сослался на результаты выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области пятого (2013 год) и шестого (2018 год) созывов.
В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона N 67-ФЗ, направленного на конкретизацию провозглашенного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства, все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, то есть выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты осуществляются на одних и тех же условиях.
В этой связи суд верно указал, что само по себе размещение наименования политической партии и эмблемы избирательного объединения в бюллетене для голосования под тем или иным порядковым номером не оказывает влияния на право выдвинутых ими кандидатов быть избранными и на действительную волю избирателей, не предоставляет кандидатам каких-либо дополнительных привилегий и не ставит их в неравное положение по сравнению с другими кандидатами.
Следовательно, приведенный основополагающий принцип законодательства о выборах в результате совершения оспариваемых действий и принятия Постановление N 34/277-7 в данном случае не нарушен.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного, принятое по делу решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ульяновского областного суда от 11 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Избирательного объединения УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Ульяновский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 24 августа 2023 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.