Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Сорокина М.С, судей
Бушминой А.Е, Калугина Д.М, при секретаре
ФИО6, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административным исковым заявлениям Территориальной избирательной комиссии Ленинского района муниципального образования "город Ульяновск", исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии Засвияжского одномандатного избирательного округа N 16 при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу N16 Каплина Александра Евгеньевича; Избирательной комиссии Ульяновской области об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва Каплина Александра Евгеньевича, включенного в зарегистрированный областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", по апелляционным жалобам Каплина Александра Евгеньевича, Регионального отделения в Ульяновской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" на решение Ульяновского областного суда от 21 августа 2023 года и дополнительное решение Ульяновского областного суда от 22 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснение представителя административного истца Территориальной избирательной комиссии Ленинского района муниципального образования "город Ульяновск" Крашенинников А.А, представителя административного истца Избирательной комиссии Ульяновской области ФИО8, административного ответчика Каплина Александра Евгеньевича, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 7 июня 2023 года N 610/73-6 "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва" выборы депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва назначены на 10 сентября 2023 года.
Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 7 июня 2023 года N 23/178-7 полномочия окружной избирательной комиссии Засвияжского одномандатного избирательного округа N 16 по выборам депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию Ленинского района муниципального образования "город Ульяновск" (далее также ТИК).
19 июля 2023 года постановлением ТИК N 19/112-1 Каплин Александр Евгеньевич, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу N 16 (т.1 л.д.16-17).
22 июля 2023 года постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области N 33/267-7 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", в территориальную группу N 10 (Засвияжский одномандатный избирательный округ N 16) списка под N 1 включен кандидат Каплин Александр Евгеньевич (т.1 л.д.168-170).
17 августа 2023 года ТИК обратилась в Ульяновский областной суд с административным иском об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу N 16 Каплина Александра Евгеньевича, по основанию, предусмотренному подпунктом "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указал, что Каплин А.Е. 6 июля 2023 года обратился в ТИК с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты по Засвияжскому одномандатному избирательному округу N 16, в числе документов им были представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах кандидата, в которых отсутствовали сведения о владении и (или) пользовании кандидатом иностранными финансовыми документами. Данные сведения датированы 6 июля 2023 года и подписаны собственноручно Каплиным А.Е. 13 июля 2023 года кандидат Каплин А.Е. представил документы, необходимые для регистрации кандидата, в том числе письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
16 августа 2023 года на запрос Избирательной комиссии Ульяновской области из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее ЦИК России) поступила информация о наличии у кандидата в депутаты Каплина А.Е. по состоянию на 13 июля 2023 года иностранных финансовых инструментов, которые имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN).
Административный истец указал, что кандидат Каплин А.Е. при подаче документов на регистрацию скрыл факт наличия у него иностранных финансовых инструментов, не представил информацию о наличии во владении и (или) пользовании иностранных финансовых инструментов, отчуждение которых по независящим от воли кандидата обстоятельствам не осуществлено, с изложением обстоятельств, препятствующих соблюдению данных требований. В представленных в ТИК объяснениях Каплин А.Е. не отрицал наличие у него на дату подачи документов для регистрации ценных иностранных финансовых инструментов, указал, что не мог произвести их отчуждение по независящим от его воли обстоятельствам.
18 августа 2023 года Избирательная комиссия Ульяновской области обратилась в Ульяновский областной суд с административным иском об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва Каплина Александра Евгеньевича, включенного в зарегистрированный областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" (т.1 л.д.161-164) по основанию, предусмотренному подпунктом "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указал, что 8 июля 2023 года в Избирательную комиссию Ульяновской области поступили документы, необходимые для заверения областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", в составе которых представлены сведения о размерах и об источниках доходов кандидата Каплина А.Е, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе, совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах кандидата, в которых отсутствовали сведения о владении и (или) пользовании кандидатом иностранными финансовыми документами.
Данные сведения датированы 6 июля 2023 года и подписаны собственноручно Каплиным А.Е. 13 июля 2023 года в Избирательную комиссию Ульяновской области поступили документы, необходимые для регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ". В составе документов представлено письменное уведомление за подписью Каплина А.Е от 13 июля 2023 года о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
16 августа 2023 года на запрос Избирательной комиссии Ульяновской области из ЦИК России поступила информация о наличии у кандидата в депутаты Каплина А.Е. по состоянию на 13 июля 2023 года иностранных финансовых инструментов, которые имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN).
Административный истец указал, что по состоянию на дату представления документов, необходимых для регистрации списка кандидатов, установлен факт владения кандидатом иностранными финансовыми инструментами, что является нарушением требований пункта 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Определением Ульяновского областного суда от 18 августа 2023 года административные дела по административному исковому заявлению ТИК и по административному исковому заявлению Избирательной комиссии Ульяновской области объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения с присвоением административному делу N 3а-259/2023 (т.1 л.д.155-156).
Решением Ульяновского областного суда от 21 августа 2023 года административные исковые требования Территориальной избирательной комиссии Ленинского района муниципального образования "город Ульяновск", исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии Засвияжского одномандатного избирательного округа N 16 при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, и Избирательной комиссии Ульяновской области об отмене регистрации кандидата в депутаты удовлетворены.
Отменена регистрация кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу N 16 Каплина Александра Евгеньевича, зарегистрированного постановлением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района муниципального образования "город Ульяновск" от 19 июля 2023 года N 19/112-1, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ".
Дополнительным решением Ульяновского областного суда от 22 августа 2023 года отменена регистрация кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва Каплина Александра Евгеньевича, включенного под N1 в территориальную группу N 10 (Засвияжский одномандатный избирательный округ N 16) в зарегистрированный областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ".
Административный ответчик Каплин А.Е. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение Ульяновского областного суда от 21 августа 2023 года и дополнительное решение Ульяновского областного суда от 22 августа 2023 года отменить, принять по делу новые решения, которыми в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Кроме того, административный ответчик Каплин А.Е. подал дополнение к апелляционной жалобе, представил суду информацию о своих иностранных финансовых активах за период с 1 июня 2023 года по 13 июля 2023 года.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" просило решения суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.
Избирательная комиссия Ульяновской области представила возражения относительно апелляционной жалобы Каплина А.Е, в которых просила решение Ульяновского областного суда от 21 августа 2023 года и дополнительное решение Ульяновского областного суда от 22 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ТИК представила возражения относительно апелляционной жалобы Каплина А.Е, в которых просила решение Ульяновского областного суда от 21 августа 2023 года и дополнительное решение Ульяновского областного суда от 22 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, представил возражения относительно апелляционной жалобы Каплина А.Е, в которых полагал, что решение Ульяновского областного суда от 21 августа 2023 года и дополнительное решение Ульяновского областного суда от 22 августа 2023 года подлежат оставлению без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ЦИК России в порядке части 7 статьи 243 КАС РФ представило заключение по делу (т.3 л.д.51-52).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик Каплин А.Е, участвующий в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Территориальной избирательной комиссии Ленинского района муниципального образования "город Ульяновск" Крашенинников А.А, участвующий в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, против удовлетворения апелляционных жалоб возражал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Избирательной комиссии Ульяновской области ФИО8, участвующий в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, против удовлетворения апелляционных жалоб возражал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренков Е.А. в заключении полагал необходимым решение Ульяновского областного суда от 21 августа 2023 года и дополнительное решение Ульяновского областного суда от 22 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителей административных истцов, административного ответчика, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, дополнений к апелляционной жалобе административного ответчика, возражений относительно апелляционной жалобы административного ответчика, заключение ЦИК России, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право быть избранными в органы государственной власти.
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд может обратиться, в том числе, избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов (часть 11 статьи 239 КАС РФ).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Отношения по выборам депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области урегулированы также Законом Ульяновской области от 20 июля 2012 года N 102-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области" (далее также Закон Ульяновской области от 20 июля 2012 года N 102-ЗО).
Принцип равенства кандидатов установлен пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которому все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом. Данный принцип равенства кандидатов направлен на конкретизацию принципа равенства, провозглашенного в статье 19 Конституции Российской Федерации, при проведении выборов, предполагая в частности, что выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты по тем или иным округам осуществляется на одних и тех же условиях.
В силу пункта 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ вместе с заявлением выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, по форме согласно приложению 1 к данному Федеральному закону, в которой указано, что такие сведения указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов.
Положениями пункта 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в данном Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ).
При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (пункт 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Аналогичные нормы предусмотрены частью 7 статьи 33, частью 1.1. статьи 38, частью 1.1 статьи 39 Закона Ульяновской области от 20 июля 2012 года N 102-ЗО.
Регистрация кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в случаях установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами (подпункт "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
По этим же основаниям регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов (пункт 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно пунктами 6.3, 6.4, 6.6 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации направляют в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также принадлежащих указанным лицам ценных бумагах и получают указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации.
Порядок получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о представлении сведений и порядок направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями имеющихся у них сведений устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Такой порядок установлен Указанием Банка России от 5 мая 2016 года N 4012-У "О порядке получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о предоставлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей, а также порядке и сроках направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями ответов на соответствующие запросы" (далее также - Указание).
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, в целях формирования запросов о предоставлении сведений используют Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы" (пункт 1 Указаний).
Формирование запросов о предоставлении сведений, их направление участникам рынка и получение Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации от участников рынка ответов на запросы о предоставлении сведений с использованием информационных ресурсов Банка России обеспечивает Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, осуществляющий в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" организационное и техническое обеспечение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (пункт 2 Указаний).
Таким образом, взаимодействие между Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и участниками финансового рынка в целях проверки сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей осуществляются в электронной форме с использованием информационных ресурсов Банка России.
Пунктом 5 статьи 81 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что если соблюдение кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 данного Федерального закона, при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в пункте 3 статьи 81 данного Федерального закона (к каковым относятся субъекты Российской Федерации, принятые в состав Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"), невозможно в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады) и (или) осуществляются хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке, владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли кандидата, кандидат вместо письменного уведомления, предусмотренного пунктом 1.6 статьи 38 данного Федерального закона, представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, информацию о наличии счетов (вкладов), хранении наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, владении и (или) пользовании иностранными финансовыми инструментами, закрытие (отчуждение) которых по независящим от воли кандидата обстоятельствам не осуществлено, с изложением обстоятельств, препятствующих соблюдению данных требований.
При этом несоблюдение кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 данного Федерального закона, в случае, если соблюдение указанных требований невозможно по независящим от воли кандидата обстоятельствам, не может являться основанием отказа в регистрации кандидата и (или) исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.
В пункте 93 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если иное не предусмотрено законом, установление судом факта открытия или наличия у кандидата на дату представления документов, необходимых для его регистрации, счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами свидетельствует о неисполнении им предусмотренных законом обязанностей и является основанием для отказа в его регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации.
В случае, если ценные бумаги, которыми владеет кандидат (независимо от их количества), имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), а компании (эмитенты таких бумаг) не являются российскими юридическими лицами, регистрация названного кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутый политической партией, может быть отменена судом, за исключением случаев, установленных законом (пункты 3, 3.1, 3.3 статьи 33, подпункт "а.2" пункта 24 статьи 38, пункт 5 статьи 81 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Решением общего собрания Регионального отделения в Ульяновской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" от 5 июля 2023 года Каплин А.Е. выдвинут кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва от данного избирательного объединения по одномандатному избирательному округу Засвияжский N 16 (т.1 л.д.84-86), а также выдвинут избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" в составе областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва в территориальной группе N 10 (Засвияжский одномандатный избирательный округ N 16) под N 1.
7 июля 2023 года Каплин А.Е. обратился в ТИК с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты по Засвияжскому одномандатному избирательному округу N 16, представил необходимые для выдвижения документы, в том числе подписанные им 6 июля 2023 года сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах кандидата, в которых указал только о наличии доходов за 2022 год - дивиденды (доходы от ценных бумаг) АО "Тинькофф банк" (т.1 л.д.27, 23-26, 36). В указанных сведениях отсутствовала информация о других доходах, земельных участках, квартире, садовом доме, транспортном средстве, денежных средствах, находящихся на счетах (во вкладах) в банках, участии в коммерческих организациях, а также отсутствовала информация о ценных бумагах, в том числе о владении и (или) пользовании кандидатом иностранными финансовыми документами (т.1 л.д.36).
13 июля 2023 года кандидат Каплин А.Е. представил документы, необходимые для регистрации кандидата, в том числе представил изменения в ранее представленные сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах кандидата, в которых дополнительно указал о других доходах, земельных участках, квартире, садовом доме, транспортном средстве, денежных средствах, находящихся на счетах (во вкладах) в банках, участии в коммерческих организациях, при этом информация о ценных бумагах, в том числе о владении и (или) пользовании кандидатом иностранными финансовыми документами не указана (т.1 л.д.98-99, 104-109). Также кандидат Каплин А.Е. представил письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (т.1 л.д.109).
19 июля 2023 года постановлением ТИК N 19/112-1 Каплин Александр Евгеньевич, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу N 16 (т.1 л.д.16-17).
8 июля 2023 года в Избирательную комиссию Ульяновской области поступили документы, необходимые для заверения областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" (т.1 л.д.171-172), в составе которых представлены заявление Каплина А.Е. о согласии баллотироваться, сведения о размерах и об источниках доходов кандидата Каплина А.Е, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе, совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах кандидата, подписанные Каплиным А.Е. 6 июля 2013 года, в которых Каплин А.Е. указал только о наличии доходов за 2022 год - дивиденды (доходы от ценных бумаг) АО "Тинькофф банк". В указанных сведениях отсутствовала информация о других доходах, земельных участках, квартире, садовом доме, транспортном средстве, денежных средствах, находящихся на счетах (во вкладах) в банках, участии в коммерческих организациях, а также отсутствовала информация о ценных бумагах, в том числе о владении и (или) пользовании кандидатом иностранными финансовыми документами (т.1 л.д.173).
13 июля 2023 года в Избирательную комиссию Ульяновской области поступили документы, необходимые для регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" (т.1 л.д.174). В том числе представлены изменения в ранее представленные сведения о размере и об источниках доходов кандидата Каплина А.Е, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах кандидата, в которых дополнительно указал о других доходах, земельных участках, квартире, садовом доме, транспортном средстве, денежных средствах, находящихся на счетах (во вкладах) в банках, участии в коммерческих организациях, при этом информация о ценных бумагах, в том числе о владении и (или) пользовании кандидатом иностранными финансовыми документами не указана (т.1 л.д.104-109). Также кандидат Каплин А.Е. представил письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (т.1 л.д.175).
22 июля 2023 года постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области N 33/267-7 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", в территориальную группу N 10 (Засвияжский одномандатный избирательный округ N 16) списка под N 1 включен кандидат Каплин Александр Евгеньевич (т.1 л.д.168-170).
В Избирательную комиссию Ульяновской области из ЦИК России поступили результаты проверки сведений о счетах, вкладах и ценных бумагах от 26 июля 2023 года в отношении кандидата Каплина А.Е. по состоянию на 1 июня 2023 года, в том числе о наличии у него на 1 июня 2023 года иностранных финансовых документов (т.1 л.д.176-178).
4 августа 2023 года Избирательная комиссия Ульяновской области сделала запрос в ЦИК России с просьбой провести дополнительную проверку сведений о счетах, вкладах и ценных бумагах в отношении кандидата Каплина А.Е. по состоянию на дату представления в комиссию документов для регистрации - 13 июля 2023 года (т.1 л.д.179).
16 августа 2023 года в Избирательную комиссию Ульяновской области из ЦИК России поступили сведения, полученные в соответствии с пунктами 6.2-6.7 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, о счетах, вкладах в банках и ценных бумагах кандидата Каплина А.Е. (т.1 л.д180-184), из которых следует, что кандидат Каплин А.Е. по состоянию на 13 июля 2023 года владеет следующими финансовыми инструментами
- "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Согласно информации с официального сайта Национального расчетного депозитария (https://www.nsd.ru), размещенной в разделе Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квалификации (https://www.isin.ru/ru/foreign_isin/db/index.php), перечисленные ценные бумаги, которыми владеет кандидат, имеют международный код ценной бумаги (ISIN), а указанные компании не являются российскими юридическими лицами, поскольку их организационно-правовая форма, указанная в соответствующей информации, российским законодательством не предусмотрена.
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В данном Федеральном законе понятие "иностранная структура без образования юридического лица" используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие "нерезидент" в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Подпунктами "б", "в" пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрено, что к нерезидентам относятся, в том числе: юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.
7 августа 2023 года кандидат Каплин А.Е. представил в ТИК объяснения по поводу владения иностранными активами, в которых указал, что до 13 июля 2013 года, даты представления документов на регистрацию, продал все акции, генеральные депозитарные расписки иностранных эмитентов, которые имелась возможность продать, в связи с чем полагает, что выполнил требования Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ относительно запрета владения иностранными финансовыми инструментами. С 30мая 2022 года Банком России введено ограничение на обращение на организованных торгах иностранных ценных бумаг, заблокированных международными расчетно-клиринговыми организациями, в связи с введенными ограничениями не мог совершить отчуждение оставшихся иностранных ценных бумаг. Полагает, что в соответствии с частью 2 статьи 3 Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ такое владение допускается до снятия соответствующих ограничений (т.1 л.д.117-118).
17 августа 2023 года аналогичные объяснения по вопросу наличия у кандидата Каплина А.Е. иностранных финансовых документах поступили от избирательного объединения Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" в Избирательную комиссию Ульяновской области (т.1 л.д.184-185).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что кандидат Каплин А.Е. на момент представления в ТИК документов, необходимых для регистрации его в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу N 16 и на момент регистрации его в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области постановлением ТИК от 19 июля 2023 года N 19/112-1, а также на момент представления документов для регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", в который Каплин А.Е. включен под N1 в территориальной группе N10 списка, и на момент регистрации указанного областного списка постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области N 33/267-7 от 22 июля 2023 года, у Каплина АЕ. имелись иностранные финансовые документы, отчуждение которых он не произвел, о наличии которых не сообщил, предоставив недостоверные сведения об их отсутствии, что в соответствии с подпунктом "и" пункта 7, пункта 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, является основанием для отмены регистрации кандидата Каплина А.Е.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Конституционной природой избирательных прав, включая их всеобщий и равный характер, предопределяется обязанность государства создавать условия, которые гарантировали бы адекватное выражение суверенитета многонационального народа России посредством осуществления ее гражданами права на участие в управлении делами государства и, соответственно, формирования самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных обеспечивать в своей деятельности представительство и реализацию интересов народа, гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Одновременно с этим федеральный законодатель в целях максимально полного информирования избирателей о кандидатах, участвующих в выборах, и формирования на этой основе осознанного электорального волеизъявления правомочен использовать необходимые правовые средства, направленные на выявление в отношении кандидатов на выборные публичные должности характеристик имущественного положения, как их самих, так и членов их семей, включая выяснение существующих у этих лиц зарубежных финансово-экономических связей, а также определять правовые последствия наличия достоверно подтвержденных соответствующих обстоятельств в зависимости от их характера. Предназначение подобных мер, востребованных в избирательном процессе, в том числе с учетом сложившегося понимания подлинных выборов как сопряженных с обеспечением свободного доступа избирателей к информации о кандидатах, списках кандидатов, коррелирует также с конституционно значимыми целями по обеспечению эффективного функционирования национального механизма народовластия и предотвращению рисков, обусловленных возможностью сращивания политической власти и бизнеса, проявлениями зависимости лиц, замещающих выборные публичные должности, от неправомерного влияния, в том числе извне.
Повышенные требования, предъявляемые к качеству избирательного процесса и к участникам соответствующих правоотношений, лежат в том числе в основе действующего правового регулирования, которое исходит из того, что сообщение кандидатом (избирательным объединением) сведений об имущественном положении, в котором находится конкретное лицо, а также сведений, указывающих на наличие или отсутствие взаимоотношений с иностранными правопорядками, в том числе финансово-имущественного характера, является необходимым процедурным условием реализации пассивного избирательного права (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2016 года N 1742-О).
Как указано выше, в Избирательную комиссию Ульяновской области из ЦИК России поступил ответ (т.1 л.д.180-183), согласно которому Каплин А.Е. по состоянию на 13 июля 2023 года владел следующими иностранными финансовыми инструментами:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Аналогичная информация представлена ЦИК России по запросу суда апелляционной инстанции (т.4 л.д.55-61).
Доводы административного ответчика о том, что имелся технический сбой в работе личного кабинета и он не располагал сведениями об этих финансовых инструментах, суд первой инстанции обоснованно отклонил, так как, будучи собственником соответствующего имущества, Каплин А.Е. должен располагать достоверными сведениями о нем. Риски последствий обратной ситуации несет он как правообладатель. Утверждение Каплина А.Е. о наличии технического сбоя в работе сервиса его личного кабинета, не отобразившего актуальную информацию об имевшихся у него в собственности ценных бумагах, ничем не подтверждено, и судом не установлено, и в данном случае правового значения не имеет по указанному выше основанию. Ответственность за достоверность предоставляемых сведений несет именно кандидат.
Также из ответа ПАО Московская биржа следует, что Каплин А.Е. был зарегистрирован:
- участником торгов Банка ВТБ (ПАО) с 16 апреля 2020 года в качестве клиента на фондовом, срочном и валютном рынках, индивидуальный инвестиционный счет в Банк ВТБ (ПАО) не открывался;
- участником торгов ПАО Сбербанк с 25 августа 2020 года в качестве клиента на фондовом и валютном рынках, индивидуальный инвестиционный счет в ПАО Сбербанк не открывался;
- участником торгов АО "АЛЬФА-БАНК" с 10 января 2022 года в качестве клиента на фондовом и валютном рынках, индивидуальный инвестиционный счет в АО "АЛЬФА-БАНК" не открывался;
- участником торгов АО "Тинькофф банк" с 14 апреля 2020 года в качестве клиента на фондовом и валютном рынках, открыт индивидуальный инвестиционный счет в АО "Тинькофф банк" (т.4 л.д.46-47).
Из информации, представленной административным ответчиком Каплиным А.Е. суду апелляционной инстанции о движении его иностранных финансовых активов за период с 1 июня 2023 года по 13 июля 2023 года, следует, что у Каплина А.Е. имелись иностранные финансовые инструменты 25 наименований, из них по состоянию на 13 июля 2023 года были проданы/отчуждены иностранные финансовые инструменты 17 наименований, остались во владении административного ответчика иностранные финансовые инструменты 8 наименований (т.4 л.д.24).
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что административный ответчик достоверно знал о наличии у него иностранных финансовых инструментов, должен был принять меры к их отчуждению и информировать соответствующую избирательную комиссию об их наличии одновременно с уведомлением, предусмотренным пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ с изложением обстоятельств, препятствующих выполнению данной обязанности и подтверждением принятия мер, направленных на выполнение обязанностей, установленных пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Из апелляционной жалобы административного ответчика, дополнений к апелляционной жалобе административного ответчика, апелляционной жалобы заинтересованного лица следует, что все вышеперечисленные ценные бумаги невозможно продать независимо от воли Каплина А.Е, в отчете брокера указано, что все вышеперечисленные ценные бумаги имеют код хранения Т01 и Т02 (место хранения ценных бумаг, заблокированных активов и отчуждение которых невозможно).
Вместе с тем, в представленных ЦИК РФ сведениях об иностранных финансовых инструментах Каплина А.Е. по состоянию на 13 июля 2023 года также указаны депозитарные расписки "данные изъяты" в количестве 17 шт.
В письменных объяснениях в ТИК от 7 августа 2023 года кандидат Каплин А.Е. в том числе указал, что до 13 июля 2013 года, даты представления документов на регистрацию, продал все акции, генеральные депозитарные расписки иностранных эмитентов, которые имелась возможность продать, в том числе 5 июля 2023 года продал депозитарные расписки "данные изъяты" в количестве 8 штук (т.1 л.д.117-118).
Из ответа ПАО Московская биржа суду апелляционной инстанции следует, что в период с 1 июня 2023 года по 13 июля 2023 года в отношении депозитарных расписок "данные изъяты" торги были возможны; в отношении иных ценных бумаг в указанный период на торгах, организованных ПАО Московская биржа, заключение договоров было недоступно (т.4 л.д.46-47).
Таким образом, депозитарные расписки "данные изъяты". на юридически значимую дату 13 июля 2023 года могли быть отчуждены Каплиным А.Е.
При этом ссылка в апелляционных жалобах на то, что в отчете брокера указано, что все вышеперечисленные ценные бумаги, указанные в ответе ЦИК России от 16 августа 2023 года, имеют код хранения Т01 и Т02 (место хранения ценных бумаг, заблокированных активов и отчуждение которых невозможно), судебная коллегия отклоняет, поскольку в отношении депозитарных расписок "данные изъяты" такой код хранения не указан.
Из информации, представленной административным ответчиком Каплиным А.Е. суду апелляционной инстанции о движении иностранных финансовых активах за период с 1 июня 2023 года по 13 июля 2023 года, следует, что у Каплина А.Е. имелись иностранные финансовые активы 25 наименований, из них по состоянию на 13 июля 2023 года были проданы/отчуждены иностранные финансовые активы 17 наименований, остались во владении административного ответчика иностранные финансовые активы 8 наименований (т.4 л.д.24).
При этом административный ответчик указал, что депозитарные расписки "данные изъяты". в количестве 17 штук им отчуждены им до 13 июля 2023 года, конкретная дата не указана (т.4 л.д.24).
Административный ответчик Каплин А.Е. представил в материалы дела сведения АО "Тинькофф Банк" от 19 августа 2023 года о наличии счетов и иной информации в отношении Каплина А.Е, согласно которым по состоянию на 1 июня 2023 года на 23 часа 59 минут у Каплина А.Е. имелись депозитарные расписки "данные изъяты" в количестве 14 штук; по состоянию на 1 августа 2023 года на 23 часа 59 минут у Каплина А.Е. депозитарные расписки "данные изъяты" отсутствуют (т.3 л.д.10-15, 16-21), кроме того указаны иные иностранные финансовые документы, соответствующие сведениям, указанным в информации ЦИК России от 16 августа 2023 года (т.1 л.д.180-183).
Поскольку в отношении депозитарных расписок "данные изъяты" торги были возможны, то соответственно разное количество таких депозитарных расписок у Каплина А.Е. на разные даты является возможным, поскольку их можно было как приобретать, так и отчуждать.
Вместе с тем, представленные административным ответчиком сведения АО "Тинькофф Банк" от 19 августа 2023 года о наличии счетов и иной информации в отношении Каплина А.Е. даны не на юридически значимую дату 13 июля 2023 года, на которую в соответствии с пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ кандидат должен осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, а на иные даты - 1 июня 2023 года и 1 августа 2023 года.
Административный ответчик представил суду скриншоты своей переписки с поддержкой брокера "Тинькофф", согласно которой по состоянию на 13 июля 2023 года (с учетом режима торгов) на индивидуальном инвестиционном счете у Каплина А.Е. было 17 депозитарных расписок "данные изъяты" 12 июля в 12:28 Каплин А.Е. их продал (они перестали отображаться в приложении), расчеты по сделкам на Московской Бирже на тот момент проходили в режиме Т+2 (где Т - дата сделки, 2 - два рабочих дня), с учетом режима торгов бумаги перестали отражаться в депозитарном отчете 17 июля 2023 года, так как 15 и 16 июля были выходными днями (т.4 л.д.23).
Право собственности на имущество может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Передача прав на бездокументарные ценные бумаги приобретателю осуществляется посредством списания бездокументарных ценных бумаг со счета лица, совершившего их отчуждение, и зачисления их на счет приобретателя на основании распоряжения лица, совершившего отчуждение. Законом или договором правообладателя с лицом, осуществляющим учет прав на бездокументарные ценные бумаги, могут быть предусмотрены иные основания и условия списания ценных бумаг и их зачисления, в том числе возможность списания ценных бумаг со счета лица, совершившего отчуждение, без представления его распоряжения. Права по бездокументарной ценной бумаге переходят к приобретателю с момента внесения лицом, осуществляющим учет прав на бездокументарные ценные бумаги, соответствующей записи по счету приобретателя (пункты 1, 2 статьи 149.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, само по себе то обстоятельство, что 12 июля 2023 года Каплин А.В. дал распоряжение на отчуждение депозитарных расписок "данные изъяты", не влечет с этой даты прекращение у Каплина А.Е. права собственности на них, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 149.2 Гражданского кодекса Российской Федерации права по бездокументарной ценной бумаге переходят к приобретателю с момента внесения лицом, осуществляющим учет прав на бездокументарные ценные бумаги, соответствующей записи по счету приобретателя. Такая запись была произведена только 17 июля 2023 года, соответственно с этой даты прекращено право собственности Каплина А.Е. на указанные иностранные финансовые инструменты.
Таким образом, судебной коллегией установлено, что по состоянию на 13 июля 2023 года к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, у кандидата Каплина А.Е. имелись иностранные финансовые документы, указанные в информационном письме ЦИК России от 16 августа 2023 года и сведениях о счетах, вкладах ценных бумагах проверяемого лица Каплина А.Е. от 5 сентября 2023 года (т.1 л.д.111-115, т.4 л.д.59-60), которые не могли быть отчуждены Каплиным А.Е, за исключением депозитарных расписок "данные изъяты" в количестве 17 штук, в отношении которых торги были возможны, и которые кандидат Каплин А.Е. мог отчуждать до 13 июля 2023 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что кандидат Каплин А.Е. на дату представления документов для регистрации кандидатом в депутаты владел иностранными финансовыми инструментами, в том числе которые мог отчуждать, пришел к верному выводу, что данное обстоятельство является основанием для отмены его регистрации по основаниям, предусмотренным подпунктом "и" пункта 7, пунктом 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Доводы апелляционных жалоб о том, что факт владения кандидатом иностранными финансовыми инструментами не является безусловным основанием для отмены регистрации кандидата, поскольку несоблюдение пункта 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ невозможно по независящим от воли кандидата обстоятельствам, а также ссылки на пункт 5 статьи 81 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
Как было указано выше, поскольку административный ответчик имел возможность до 13 июля 2023 года отчуждать иностранные финансовые документы - депозитарные расписки "данные изъяты". в количестве 17 штук, но не сделал этого, то наличие иных иностранных финансовых инструментов, которые невозможно было отчуждать по независящим от воли кандидата обстоятельствам, правового значения не имеет.
Кроме того, ЦИК России в письме от 22 июля 2022 года N 05-13/3638 даны разъяснения, что в связи с связи с существующими на данный момент ограничениями на операции и расчеты с ценными бумагами со стороны Еигосlеаг и Сlеаrstream исполнение кандидатами на выборные должности законодательно предусмотренной обязанности по отчуждению иностранных финансовых инструментов может быть затруднено или невозможно. В этой связи кандидатам следует принять все возможные меры, направленные на выполнение обязанности, установленной пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ: к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. Кроме того вместе с уведомлением, предусмотренных пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ необходимо представить в соответствующую комиссию информацию о наличии иностранных финансовых инструментов, отчуждение которых по независящим от воли кандидатов обстоятельств не осуществлено, с приложением документов (копий документов), подтверждающих принятие мер, направленных на выполнение обязанности, установленной пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, и изложением обстоятельств, препятствующих выполнению данной обязанности. В свою очередь, избирательной комиссии при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов следует на основании представленных документов дать оценку всем обстоятельствам, включая наличие обстоятельств, не зависящих от воли кандидата, в том числе выдвинутого в составе списка кандидатов, а также принятие им всех возможных мер по выполнению требования закона. Если кандидатом приняты необходимые меры и представлена соответствующая информация с приложением подтверждающих документов, в таком случае основания для отказа в регистрации (исключения из списка кандидатов) отсутствуют.
Если же кандидатом представлено уведомление, предусмотренное пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, без вышеуказанной информации, а впоследствии по результатам проведенной соответствующей избирательной комиссией проверки будет установлено сокрытие кандидатом иностранных финансовых инструментов, которые по независящим от воли кандидата обстоятельствам не были отчуждены, то в таком случае, избирательной комиссии необходимо принять решение об отказе такому кандидату в регистрации (принять решение об исключении кандидата из списка кандидатов), а в случае если он уже был зарегистрирован - обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата (кандидатов включенных в зарегистрированные списки кандидатов) в связи с выявлением факта владения иностранными финансовыми инструментами. В случае если после выявления вышеуказанного факта сокрытия кандидатом будут представлены документы, подтверждающие принятие им мер, направленных на выполнение установленной законом обязанности, такие действия кандидата невозможно рассматривать как добросовестные, в связи с чем соответствующей избирательной комиссии необходимо будет принять такие же решения, как и в отношении кандидатов, не представивших указанные документы (т.4 л.д.9-10).
Аналогичная норма приведена в пункте 5 статьи 81 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Приведенными нормами предусмотрено, что невыполнение установленной пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ обязанности кандидата осуществить к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов отчуждение иностранных финансовых инструментов, в случае невозможности произвести их отчуждение по независящим от воли кандидатов обстоятельств, не влечет отказ в регистрации, отмену решения о регистрации, отмену регистрации только в исключительных случаях: если кандидат принял меры, направленные на выполнение такой обязанности, установленной пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, однако отчуждение иностранных финансовых инструментов по независящим от воли кандидата обстоятельств не осуществлено; а также информировал соответствующую избирательную комиссию о наличии иностранных финансовых инструментов одновременно с уведомлением, предусмотренным пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ с изложением обстоятельств, препятствующих выполнению данной обязанности и подтверждением принятия мер, направленных на выполнение обязанностей, установленных пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В ином случае, в том числе когда кандидат одновременно с уведомлением, предусмотренным пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, не представил в избирательную комиссию информацию об иностранных финансовых инструментах, а представил такие сведения и документы, подтверждающие принятие им мер, направленных на выполнение установленной законом обязанности, только после выявления факта сокрытия кандидатом наличия иностранных финансовых инструментов, не имеется оснований для неприменения к кандидату положений пункта 3.3 статьи 33, подпункта "а.2" пункта 24, подпункта "в.1" пункта 26 статьи 38, подпункта "и" пункта 7, пункта 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В данном случае кандидат Каплин А.Е. в порядке, установленном пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ представил в избирательную комиссию уведомление, содержащее недостоверные сведения об отсутствии иностранных финансовых инструментов, скрыл факт наличия иностранных финансовых инструментов, не сообщил комиссии обстоятельства, препятствующие выполнению данной обязанности и не представил в комиссию подтверждение принятия всех мер, направленных на отчуждение иностранных финансовых инструментов, в связи с чем отсутствуют основания для освобождения кандидата Каплина А.Е. от ответственности, предусмотренной пунктом 3.3 статьи 33, подпунктом "а.2" пункта 24, подпунктом "в.1" пункта 26 статьи 38, подпунктом "и" пункта 7, пунктом 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Доводы апелляционных жалоб о том, что другие кандидаты в депутаты владеют иностранными финансовыми инструментами, но они зарегистрированы и административные истцы не обращались в суд с административными исками об отмене их регистрации, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку нормы права применяются судом к определенным обстоятельствам, установленным по делу, предметом настоящего административного иска является отмена регистрации кандидата Каплина А.Е, поэтому суд по данному делу не вправе устанавливать обстоятельства регистрации других кандидатов в депутаты.
Другие доводы апелляционных жалоб и дополнений к апелляционной жалобе административного ответчика, аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ульяновского областного суда от 21 августа 2023 года и дополнительное решение Ульяновского областного суда от 22 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Каплина Александра Евгеньевича, Регионального отделения в Ульяновской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Ульяновский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 6 сентября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.