Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Бушминой А.Е, Калугина Д.М.
при секретаре Шаманиной Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, территориальной избирательной комиссии городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан к Тимерьянову И.М. об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва Тимерьянова И.М, выдвинутого Региональным отделением в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", по апелляционным жалобам Тимерьянова И.М, Регионального отделения в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 сентября 2023 года, которым административные исковые заявления удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Сорокина М.С, объяснения представителя Регионального отделения в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" - "данные изъяты", представителей Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, территориальной избирательной комиссии городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан - "данные изъяты", "данные изъяты", заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - "данные изъяты", судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 20 июня 2023 года N 24/1-7 "О назначении выборов депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва" на 10 сентября 2023 года назначены выборы депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 13 июля 2023 года N 33/1-7 заверен республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва, выдвинутый Региональным отделением в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", в количестве 152 человек.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 13 июля 2023 года N 33/2-7 заверен список кандидатов в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва, выдвинутый Региональным отделением в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" по одномандатным избирательным округам, в количестве 54 человек.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 28 июля 2023 года N 37/1-7 (далее - Постановление N 37/1-7) зарегистрирован республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", в количестве 152 человек, в состав которого в региональной группе "Девонская региональная группа N 18" под N 1 включен Тимерьянов И.М.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 6 марта 2023 года N 17/2-7 на территориальную избирательную комиссию городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан возложены полномочия окружной избирательной комиссии Девонского избирательного округа N 18 по выборам депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва (далее - Окружная избирательная комиссия).
Решением Окружной избирательной комиссии от 26 июля 2023 года N 41/4-5 (далее - Решение N 41/4-5) Тимерьянов И.М, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва по Девонскому избирательному округу N 18.
Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан, Окружная избирательная комиссия обратились в Верховный Суд Республики Башкортостан с административными исковыми заявлениями, в которых просили отменить регистрацию Тимерьянова И.М. как кандидата в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва по республиканскому списку (N 1, Девонская региональная группа N 18) и по одномандатному округу (Девонский избирательный округ N 18) со ссылкой на то, что к моменту представления документов, необходимых для регистрации республиканского списка кандидатов (регистрации кандидата) им не была исполнена обязанность, предусмотренная пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), частью 6.3 статьи 40 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, поскольку по результатам проверки сведений, содержащихся в представленных им документах, необходимых для регистрации кандидата, было выявлено наличие у него иностранных финансовых инструментов, что в силу требований подпункта "и" пункта 7, пункта 9 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, пункта 9 части 7, части 9 статьи 92 Кодекса Республики Башкортостан о выборах является основанием для отмены судом регистрации кандидата.
Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 31 августа 2023 года административные дела по вышеуказанным административным искам объединены в одно производство.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 сентября 2023 года административные исковые заявления удовлетворены, отменена регистрация Тимерьянова И.М. кандидатом в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", из зарегистрированного республиканского списка кандидатов (N 1, Девонская региональная группа N 18) и по Девонскому одномандатному избирательному округу N 18.
В апелляционных жалобах Тимерьянов И.М, Региональное отделение в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" ставят вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований административных истцов.
В обоснование апелляционных жалоб указывается на то, что в рамках действующего правового регулирования установление факта владения или пользования иностранными финансовыми инструментами не является безусловным основанием для отмены регистрации кандидата, что до подачи документов на регистрацию кандидат Тимерьянов И.М. принял все необходимые меры, что владение иностранными финансовыми инструментами происходит вопреки его воли, что он не мог совершить отчуждение принадлежащих ему ценных бумаг по независящим от него обстоятельствам, подтверждением чего является справка брокера "данные изъяты" от 14 июля 2023 года, что указанные административными истцами обстоятельства в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ не влекут ответственность в виде отмены регистрации кандидата, что указывая на факт не представления сведений о наличии иностранных финансовых инструментов, суд фактически наделил кандидата обязанностями, не установленными законом.
В дополнениях к апелляционной жалобе Региональное отделение в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" указывает на то, что в силу требований части 6 статьи 305 КАС РФ суд апелляционной инстанции не может вынести решение, влекущее отмену регистрации кандидата, позднее чем за два дня до дня голосования. На выборах депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва днем голосования является один день (10 сентября 2023 года), в связи с чем регистрация кандидата может быть отменена судом апелляционной инстанции не позднее 7 сентября 2023 года. Таким образом, на момент проведения судебного заседания у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для вынесения решения, влекущего отмену регистрации кандидата в связи с истечением вышеуказанных сроков.
Относительно доводов апелляционных жалоб Центральной избирательной комиссией Республики Башкортостан, Окружной избирательной комиссией и участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке части 7 статьи 243 КАС РФ в суд апелляционной инстанции представлено заключение по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Регионального отделения в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" - "данные изъяты". (с использованием систем видео-конференц-связи) просил апелляционные жалобы удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, Окружной избирательной комиссии - "данные изъяты", "данные изъяты" (с использованием систем видео-конференц-связи) просили решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - "данные изъяты", полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, представленных дополнений и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 3 статьи 3, части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы и, в связи с этим, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом N 67-ФЗ, Кодексом Республики Башкортостан о выборах.
В соответствии с пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
Согласно пункту 9 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае, предусмотренном подпунктом "в", "д", "з" или "и" пункта 7 настоящей статьи.
Регистрация кандидата при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами (подпункт "и" части 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в статьях 40, 92 Кодекса Республики Башкортостан о выборах.
Как разъяснено в пункте 93 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Постановление Пленумам ВС РФ N 24), если иное не предусмотрено законом, установление судом факта открытия или наличия у кандидата на дату представления документов, необходимых для его регистрации, счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами свидетельствует о неисполнении им предусмотренных законом обязанностей и является основанием для отказа в его регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) под иностранными финансовыми инструментами в том числе понимаются ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги.
В случае, если ценные бумаги, которыми владеет кандидат (независимо от их количества), имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), а компании (эмитенты таких бумаг) не являются российскими юридическими лицами, регистрация названного кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутый политической партией, может быть отменена судом, за исключением случаев, установленных законом (пункты 3, 3.1, 3.3 статьи 33, подпункт "а.2" пункта 24 статьи 38, пункт 5 статьи 81 Федерального закона N 67-ФЗ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 19 июля 2023 года в Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан уполномоченным представителем избирательного объединения Региональное отделение в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" были представлены документы, необходимые для регистрации республиканского списка кандидатов, включая кандидата Тимерьянова И.М.
В числе указанных документов имеется уведомление Тимерьянова И.М, датированное 15 июля 2023 года, о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Постановлением N 37/1-7 зарегистрирован республиканский список кандидатов, в составе которого значится Тимерьянов И.М. (N 1, Девонская региональная группа N 18).
20 июля 2023 года Тимерьяновым И.М. в Окружную избирательную комиссию представлено уведомление, датированное 19 июля 2023 года, о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Решением N 41/4-5 Тимерьянов И.М. зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва по Девонскому избирательному округу N 18.
Впоследствии, по результатам проверки достоверности сведений о счетах, вкладах в банках и ценных бумагах кандидата Тимерьянова И.М, представленных в Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан, Окружную избирательную комиссию, которая была проведена на основании пункта 6.4 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации, установлено, что зарегистрированный кандидат Тимерьянов И.М. имеет, среди прочих, следующие ценные бумаги (акции):
#; iShares Delaware Trust Sponsor LLC; 840; Соединенные штаты; SHS7; ISIN US4642852044; CEOICS; пай; 283 шт.; 961940.68 руб.;
231945930; The Vanguard Group, Inc.; 840; Соединенные штаты; SHS7; ISIN US9219438580; CEOILS; пай; 270 шт.; 1125397.79 руб.;
231945930; The Vanguard Group, Inc.; 840; Соединенные штаты; SHS7; ISIN US92203J4076; CEOILS; пай; 346 шт.; 1534430.54 руб.;
231945930; The Vanguard Group, Inc.; 840; Соединенные штаты; SHS7; ISIN US9220428588; CEOJMS; пай; 220 шт.; 811046.04 руб.;
231945930; The Vanguard Group, Inc.; 840; Соединенные штаты; SHS7; ISIN US9229083632; CEOJMS; пай; 75 шт.; 2837844.91 руб.;
430897; KBA Consulting Management Limited; 372; Ирландия; SHS7; ISIN IE00B8XB7377; CEOGCS; пай; 8570 шт.; 0 руб.;
430897; KBA Consulting Management Limited; 372; Ирландия; SHS7; ISIN IE00BD3QFB18; CEOGES; пай; 126 шт.; 0 руб.;
430897; KBA Consulting Management Limited; 372; Ирландия; SHS7; ISIN IE00BD3QHZ91; CEOGES; пай; 30108 шт.; 0 руб.;
430897; KBA Consulting Management Limited; 372; Ирландия; SHS7; ISIN IE00BD3QJ757; CEOGES; пай; 109 шт.; 0 руб.;
430897; KBA Consulting Management Limited; 372; Ирландия; SHS7; ISIN IE00BD5FH213; CEOGBS; пай; 17110 шт.; 0 руб.;
430897; KBA Consulting Management Limited; 372; Ирландия; SHS7; ISIN IE00BL3DYW26; CEOGBS; пай; 45880 шт.; 0 руб.;
430897; KBA Consulting Management Limited; 372; Ирландия; SHS7; ISIN IE00BMDKNM37; CEOGES; пай; 6272 шт.; 0 руб.;
430897; KBA Consulting Management Limited; 372; Ирландия; SHS7; ISIN IE00BQ1Y6480; CEOGES; пай; 37700 шт.; 0 руб.;
94-2948313; Blackrock Fund Advisors; 840; Соединенные штаты; SHS7; ISIN US4642872265; CEOJLS; пай; 172 шт.; 1530084.64 руб.
Проанализировав приведенные положения федерального и регионального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исследовав представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие наличие у зарегистрированного кандидата Тимерьянова И.М. к моменту представления в Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан, Окружную избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата (списка кандидатов), иностранных финансовых инструментов, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Тимерьяновым И.М. допущены нарушения, являющиеся в силу требований подпункта "и" пункта 7, пункта 9 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, пункта 9 части 7, части 9 статьи 92 Кодекса Республики Башкортостан о выборах основанием для отмены его регистрации в качестве кандидата как по республиканскому списку кандидатов (N 1, Девонская региональная группа N 18), так и по одномандатному избирательному округу (Девонский избирательный округ N 18), в связи с чем удовлетворил заявленные административными истцами требования.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.
Конституционной природой избирательных прав, включая их всеобщий и равный характер, предопределяется обязанность государства создавать условия, которые гарантировали бы адекватное выражение суверенитета многонационального народа России посредством осуществления ее гражданами права на участие в управлении делами государства и, соответственно, формирования самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных обеспечивать в своей деятельности представительство и реализацию интересов народа, гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Одновременно с этим федеральный законодатель в целях максимально полного информирования избирателей о кандидатах, участвующих в выборах, и формирования на этой основе осознанного электорального волеизъявления правомочен использовать необходимые правовые средства, направленные на выявление в отношении кандидатов на выборные публичные должности характеристик имущественного положения, как их самих, так и членов их семей, включая выяснение существующих у этих лиц зарубежных финансово-экономических связей, а также определять правовые последствия наличия достоверно подтвержденных соответствующих обстоятельств в зависимости от их характера. Предназначение подобных мер, востребованных в избирательном процессе, в том числе с учетом сложившегося понимания подлинных выборов как сопряженных с обеспечением свободного доступа избирателей к информации о кандидатах, списках кандидатов, коррелирует также с конституционно значимыми целями по обеспечению эффективного функционирования национального механизма народовластия и предотвращению рисков, обусловленных возможностью сращивания политической власти и бизнеса, проявлениями зависимости лиц, замещающих выборные публичные должности, от неправомерного влияния, в том числе извне.
Повышенные требования, предъявляемые к качеству избирательного процесса и к участникам соответствующих правоотношений, лежат в том числе в основе действующего правового регулирования, которое исходит из того, что сообщение кандидатом (избирательным объединением) сведений об имущественном положении, в котором находится конкретное лицо, а также сведений, указывающих на наличие или отсутствие взаимоотношений с иностранными правопорядками, в том числе финансово-имущественного характера, является необходимым процедурным условием реализации пассивного избирательного права (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2016 года N 1742-О).
Представленными в материалы дела, в том числе в суд апелляционной инстанции, доказательствами достоверно подтверждается, что к моменту предоставления в Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан (19 июля 2023 года), Окружную избирательную комиссию (20 июля 2023 года) документов, необходимых для регистрации кандидата (списка кандидатов), Тимерьяновым И.М. не была исполнена предусмотренная законом обязанность осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, что на указанные даты в его владении и пользовании находились ценные бумаги (акции), являющиеся в силу положений подпункта 1 пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 79-ФЗ иностранными финансовыми инструментами, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги.
Следовательно, данные обстоятельства в силу требований подпункта "и" пункта 7, пункта 9 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, пункта 9 части 7, части 9 статьи 92 Кодекса Республики Башкортостан о выборах являются самостоятельным и достаточным основанием для отмены регистрации кандидата Тимерьянова И.М. как по республиканскому списку (N 1, Девонская региональная группа N 18), так и по одномандатному избирательному округу (Девонский избирательный округ N 18), в связи с чем решение суда первой инстанции об удовлетворении административных исковых заявлений следует признать законным и обоснованным.
Обжалуя принятое по делу судебное решение, административный ответчик и заинтересованное лицо указывают на то, что в рамках действующего правового регулирования установление факта владения или пользования иностранными финансовыми инструментами не является безусловным основанием для отмены регистрации кандидата, что до подачи документов на регистрацию кандидат Тимерьянов И.М. принял все необходимые меры, что владение иностранными финансовыми инструментами происходит вопреки его воли, что он не мог совершить отчуждение принадлежащих ему ценных бумаг по независящим от него обстоятельствам, подтверждением чего является справка брокера АО "ФИНАМ" от 14 июля 2023 года, что указанные административными истцами обстоятельства в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ не влекут ответственность в виде отмены регистрации кандидата, что указывая на факт не представления сведений о наличии иностранных финансовых инструментов, суд фактически наделил кандидата обязанностями, не установленными законом.
Приведенные доводы апелляционных жалоб отмену принятого по делу решения суда повлечь не могут в силу следующего.
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в письме от 22 июля 2022 года N 05-13/3638 даны разъяснения о том, что в связи с связи с существующими на данный момент ограничениями на операции и расчеты с ценными бумагами со стороны Еигосlеаг и Сlеаrstream исполнение кандидатами на выборные должности законодательно предусмотренной обязанности по отчуждению иностранных финансовых инструментов может быть затруднено или невозможно. В этой связи кандидатам следует принять все возможные меры, направленные на выполнение обязанности, установленной пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ: к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. Кроме того, вместе с уведомлением, предусмотренных пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ необходимо представить в соответствующую комиссию информацию о наличии иностранных финансовых инструментов, отчуждение которых по независящим от воли кандидатов обстоятельств не осуществлено, с приложением документов (копий документов), подтверждающих принятие мер, направленных на выполнение обязанности, установленной пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, и изложением обстоятельств, препятствующих выполнению данной обязанности. В свою очередь, избирательной комиссии при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов следует на основании представленных документов дать оценку всем обстоятельствам, включая наличие обстоятельств, не зависящих от воли кандидата, в том числе выдвинутого в составе списка кандидатов, а также принятие им всех возможных мер по выполнению требования закона. Если кандидатом приняты необходимые меры и представлена соответствующая информация с приложением подтверждающих документов, в таком случае основания для отказа в регистрации (исключения из списка кандидатов) отсутствуют.
Если же кандидатом представлено уведомление, предусмотренное пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, без вышеуказанной информации, а впоследствии по результатам проведенной соответствующей избирательной комиссией проверки будет установлено сокрытие кандидатом иностранных финансовых инструментов, которые по независящим от воли кандидата обстоятельствам не были отчуждены, то в таком случае, избирательной комиссии необходимо принять решение об отказе такому кандидату в регистрации (принять решение об исключении кандидата из списка кандидатов), а в случае если он уже был зарегистрирован - обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата (кандидатов включенных в зарегистрированные списки кандидатов) в связи с выявлением факта владения иностранными финансовыми инструментами. В случае если после выявления вышеуказанного факта сокрытия кандидатом будут представлены документы, подтверждающие принятие им мер, направленных на выполнение установленной законом обязанности, такие действия кандидата невозможно рассматривать как добросовестные, в связи с чем соответствующей избирательной комиссии необходимо будет принять такие же решения, как и в отношении кандидатов, не представивших указанные документы.
Аналогичные положения приведены в пункте 5 статьи 81 Федерального закона N 67-ФЗ, который являясь взаимосвязанным с пунктом 3 указанной статьи, напрямую к спорным правоотношениям применению не подлежит, но с учетом приведенных разъяснений не может быть не учтен.
Анализ вышеуказанных норм и разъяснений позволяет сделать вывод о том, что невыполнение установленной пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ обязанности осуществить к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата (списка кандидатов), отчуждение иностранных финансовых инструментов, в случае невозможности произвести их отчуждение по независящим от воли кандидата обстоятельств, не влечет отказ в его регистрации, отмену решения о его регистрации, отмену его регистрации только в исключительном случае, а именно, при наличии совокупности следующих обстоятельств: если кандидат принял меры, направленные на выполнение установленной законом обязанности, однако отчуждение иностранных финансовых инструментов по независящим от его воли обстоятельствам не осуществлено; при этом кандидат информировал соответствующую избирательную комиссию о наличии иностранных финансовых инструментов одновременно с уведомлением, предусмотренным пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, с изложением обстоятельств, препятствующих выполнению данной обязанности и подтверждением принятия мер, направленных на ее выполнение.
В противном случае, если кандидат одновременно с уведомлением, предусмотренным пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, информацию о наличии у него иностранных финансовых инструментов в избирательную комиссию не представил, а сделал это (представил документы, подтверждающие принятие им мер, направленных на выполнение установленной законом обязанности) только после выявления факта сокрытия им иностранных финансовых инструментов, то действия такого кандидата не могут быть признаны добросовестными, что влечет для него правовые последствия в виде применения общих положений пункта 3.3 статьи 33, подпункта "а.2" пункта 24, подпункта "в.1" пункта 26 статьи 38, подпункта "и" пункта 7, пункта 9 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ.
Иной подходя к решению данного вопроса свидетельствовал бы об отступлении от предусмотренного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона N 67-ФЗ принципа равенства кандидатов, направленного на конкретизацию провозглашенного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства, поскольку допускал бы формальное уравнивание в правах и обязанностей добросовестных кандидатов (принявших меры к выполнению установленной законом обязанности, в установленный срок уведомивших избирательную комиссию о наличии иностранных финансовых инструментов и невозможности их отчуждения по независящим от его воли обстоятельствам) и кандидатов, действующих недобросовестно (не принявших таких мер и не представивших соответствующих уведомлений, либо сделавших это уже после выявления факта сокрытия ими иностранных финансовых инструментов), что является недопустимым.
Учитывая изложенное, вопреки доводам апелляционных жалоб действующее избирательное законодательство не допускает право кандидата владеть иностранными финансовыми инструментами, если такое владение происходит помимо его воли, а предусматривает вышеуказанное исключение из общего правила об обязанности кандидата осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата (списка кандидатов), при наличии которого (ввиду активных добросовестных действий кандидата) для него не наступают правовые последствия, предусмотренные пунктом 3.3 статьи 33, подпунктом "а.2" пункта 24, подпунктом "в.1" пункта 26 статьи 38, подпунктом "и" пункта 7, пунктом 9 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела оснований для применения в отношении кандидата Тимерьянова И.М. такого исключения из общего правила не установлено.
Так, материалами дела достоверно подтверждается, что несмотря на то, что по состоянию на 14 июля 2023 года Тимерьянов И.М. имел информацию о наличии у него иностранных финансовых инструментов и невозможности осуществить их отчуждение (справка брокера "данные изъяты""), он 15 и 19 июля 2023 года подписал уведомления об отсутствии у него таких инструментов, а 19 и 20 июля 2023 года представил эти уведомления в Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан (через уполномоченного представителя избирательного объединения), Окружную избирательную комиссию вместе с документами, необходимыми для регистрации кандидата (списка кандидатов).
При этом сведения о невозможности отчуждения Тимерьяновым И.М. имеющихся у него иностранных финансовых инструментов избирательное объединение (а не сам Тимерьянов И.М.) представило в Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан только после выявления факта сокрытия им иностранных финансовых инструментов, что свидетельствует о его недобросовестности и невозможности освобождения его от наступления правовых последствий, предусмотренных подпунктом "и" пункта 7, пунктом 9 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктом 9 части 7, частью 9 статьи 92 Кодекса Республики Башкортостан о выборах.
Доводы о невозможности принятия в настоящее время судебного акта, влекущего отмену регистрации кандидата, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании части 6 статьи 305 КАС РФ, пункта 143 Постановления Пленумам ВС РФ N 24.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного, принятое по делу решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Тимерьянова И.М, Регионального отделения в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 8 сентября 2023 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.