Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Сорокина М.С, судей
Бушминой А.Е, Калугина Д.М, при секретаре
Юриной Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва ФИО1 по апелляционной жалобе Регионального отделения в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснение представителя административного истца Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан ФИО9, ФИО7, представителя заинтересованного лица Регионального отделения в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" ФИО8, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан (далее также ЦИК РБ) от 20 июня 2023 года N24/1-7 на 10 сентября 2023 года назначены выборы депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва.
Постановлением ЦИК РБ от 13 июля 2023 года N 33/1-7 заверен республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва, выдвинутых Региональным отделением в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", согласно которому ФИО1 включен в Шаймуратовскую региональную группу N1 под номером 1 (т.1 л.д.16, 17).
28 июля 2023 года постановлением ЦИК РБ N 37/1-7 зарегистрирован республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ), ФИО1 зарегистрирован кандидатом в составе республиканского список кандидатов от избирательного объединения - Региональное отделение в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", Шаймуратовская региональная группа N1 под номером 1 (т.1 л.д.25, 26).
Административный истец ЦИК РБ обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва ФИО1, выдвинутого Региональным отделением в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" (N1 Шаймуратовская региональная группа N 1).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 24 августа 2023 года в ЦИК РБ поступило письмо Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) с информацией о владении ФИО1 ценными бумагами "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; 20 шт, и "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; 4 шт, относящимися к иностранным финансовым инструментам, которым присвоен международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN). При этом вместе с иными документами, необходимыми для регистрации республиканского списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, уполномоченным представителем избирательного объединение 19 июля 2023 года в ЦИК РБ представлено уведомление ФИО1 от 15 июля 2023 года, подписанное им собственноручно, о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Административный истец полагает, что вышеуказанные обстоятельства являются основаниями к отмене регистрации кандидата в депутаты в соответствии с пунктом 3.3 статьи 33, пунктом 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 сентября 2023 года административное исковое заявление ЦИК РБ удовлетворено.
Отменена регистрация кандидата в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва ФИО1, выдвинутого Региональным отделением в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ".
Заинтересованное лицо - Региональное отделение в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" подало апелляционную жалобу, в которой просило решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 сентября 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которыми в удовлетворении административных исковых требований отказать. Также представило дополнительные доводы к апелляционной жалобе.
ЦИК РБ представила возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагал, что решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
ЦИК России в порядке части 7 статьи 243 КАС РФ представило заключение по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Регионального отделения в Республике Башкортостан Политическая партия "НОВЫЕ ЛЮДИ" ФИО8 участвующий в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы и дополнительные доводы к апелляционной жалобе поддержал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ЦИК РБ ФИО9, ФИО10, участвующие в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренков Е.А. в заключении полагал необходимым решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителей административного истца, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнительных доводов к апелляционной жалобе, возражений относительно апелляционной жалобы, заключение ЦИК России, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право быть избранными в органы государственной власти.
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд может обратиться, в том числе, избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов (часть 11 статьи 239 КАС РФ).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Отношения по выборам депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан урегулированы также "Кодексом Республики Башкортостан о выборах" от 6 декабря 2006 года N 380-з (далее - Кодекс Республики Башкортостан о выборах).
Принцип равенства кандидатов установлен пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которому все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом. Данный принцип равенства кандидатов направлен на конкретизацию принципа равенства, провозглашенного в статье 19 Конституции Российской Федерации, при проведении выборов, предполагая в частности, что выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты по тем или иным округам осуществляется на одних и тех же условиях.
В силу пункта 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ вместе с заявлением выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, по форме согласно приложению 1 к данному Федеральному закону, в которой указано, что такие сведения указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов.
Положениями пункта 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в данном Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ).
При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (пункт 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Регистрация кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в случаях установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами (подпункт "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
По этим же основаниям регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов (пункт 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Аналогичные нормы предусмотрены частью 6.3 статьи 40, частью 1.6 статьи 51, пунктом 9 части 7, частью 9 статьи 92 Кодекса Республики Башкортостан о выборах.
Согласно пунктам 6.3, 6.4, 6.6 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации направляют в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также принадлежащих указанным лицам ценных бумагах и получают указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации.
Порядок получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о представлении сведений и порядок направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями имеющихся у них сведений устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Такой порядок установлен Указанием Банка России от 5 мая 2016 года N 4012-У "О порядке получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о предоставлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей, а также порядке и сроках направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями ответов на соответствующие запросы" (далее также - Указание).
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, в целях формирования запросов о предоставлении сведений используют Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы" (пункт 1 Указаний).
Формирование запросов о предоставлении сведений, их направление участникам рынка и получение Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации от участников рынка ответов на запросы о предоставлении сведений с использованием информационных ресурсов Банка России обеспечивает Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, осуществляющий в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" организационное и техническое обеспечение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (пункт 2 Указаний).
Таким образом, взаимодействие между Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и участниками финансового рынка в целях проверки сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей осуществляются в электронной форме с использованием информационных ресурсов Банка России.
Пунктом 5 статьи 81 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что если соблюдение кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 данного Федерального закона, при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в пункте 3 статьи 81 данного Федерального закона (к каковым относятся субъекты Российской Федерации, принятые в состав Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"), невозможно в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады) и (или) осуществляются хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке, владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли кандидата, кандидат вместо письменного уведомления, предусмотренного пунктом 1.6 статьи 38 данного Федерального закона, представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, информацию о наличии счетов (вкладов), хранении наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, владении и (или) пользовании иностранными финансовыми инструментами, закрытие (отчуждение) которых по независящим от воли кандидата обстоятельствам не осуществлено, с изложением обстоятельств, препятствующих соблюдению данных требований.
При этом несоблюдение кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 данного Федерального закона, в случае, если соблюдение указанных требований невозможно по независящим от воли кандидата обстоятельствам, не может являться основанием отказа в регистрации кандидата и (или) исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.
В пункте 93 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года N 24), если иное не предусмотрено законом, установление судом факта открытия или наличия у кандидата на дату представления документов, необходимых для его регистрации, счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами свидетельствует о неисполнении им предусмотренных законом обязанностей и является основанием для отказа в его регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации.
В случае, если ценные бумаги, которыми владеет кандидат (независимо от их количества), имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), а компании (эмитенты таких бумаг) не являются российскими юридическими лицами, регистрация названного кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутый политической партией, может быть отменена судом, за исключением случаев, установленных законом (пункты 3, 3.1, 3.3 статьи 33, подпункт "а.2" пункта 24 статьи 38, пункт 5 статьи 81 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Из материалов дела следует, что 11 июля 2023 года в ЦИК РБ поступили документы, необходимые для заверения списка кандидатов в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва, выдвинутых Региональным отделением в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", в составе которых представлены заявление ФИО1 от 2 июля 2023 года о согласии баллотироваться, сведения о размерах и об источниках доходов кандидата ФИО1, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе, совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах кандидата, подписанные ФИО1 2 июля 2013 года, в которых отсутствовала информация о ценных бумагах, в том числе о владении и (или) пользовании кандидатом иностранными финансовыми документами (т.1 л.д.38, 40).
Постановлением ЦИК РБ от 13 июля 2023 года N 33/1-7 заверен республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва, выдвинутых Региональным отделением в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", согласно которому ФИО1 включен в Шаймуратовскую региональную группу N1 под номером 1 (т.1 л.д.16, 17).
19 июля 2023 года в ЦИК РБ поступили документы, необходимые для регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва, выдвинутых Региональным отделением в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ". В том числе представлено письменное уведомление кандидата ФИО1 от 15 июля 2023 года о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (т.1 л.д.39).
28 июля 2023 года постановлением ЦИК РБ N 37/1-7 зарегистрирован республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ), ФИО1 зарегистрирован кандидатом в составе республиканского список кандидатов от избирательного объединения - Региональное отделение в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", Шаймуратовская региональная группа N1 под номером 1 (т.1 л.д.25, 26).
24 августа 2023 года в ЦИК РБ поступило письмо ЦИК России с информацией о владении ФИО1 ценными бумагами "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; 20 шт, и "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; 4 шт. (т.1 л.д.41, 42-44).
Согласно информации с официального сайта Национального расчетного депозитария (https://www.nsd.ru), размещенной в разделе Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квалификации (https://www.isin.ru/ru/foreign_isin/db/index.php), перечисленные ценные бумаги, которыми владеет кандидат, имеют международный код ценной бумаги (ISIN), а указанные компании не являются российскими юридическими лицами, поскольку их организационно-правовая форма, указанная в соответствующей информации, российским законодательством не предусмотрена.
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В данном Федеральном законе понятие "иностранная структура без образования юридического лица" используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие "нерезидент" в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Подпунктами "б", "в" пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрено, что к нерезидентам относятся, в том числе: юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Региональное отделение в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" представило в ЦИК РБ объяснения по вопросу наличия у кандидатов иностранных финансовых документах, в которых указало, что кандидат ФИО1 владеет паями фонда "данные изъяты", однако в связи с введенными ограничениями на торговлю ценными бумагами не может совершить их отчуждение, владение данными ценными бумагами не зависит от воли кандидата (т.1 л.д.108-111).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что ЦИК РБ представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие наличие у административного ответчика иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям подпункта 2 пункта 2 статьи 1 Федерального закона законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ, как на дату предоставления документов для регистрации списка, так и на время принятия решения, что свидетельствует о том, что административным ответчиком допущено нарушение установленного пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ запрета на владение иностранными финансовыми инструментами на момент представления документов, необходимых для регистрации кандидата при проведении выборов в Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан седьмого созыва, что влечет за собой отмену регистрации кандидата, при этом отсутствуют основания к применению пункта 5 статьи 81 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Конституционной природой избирательных прав, включая их всеобщий и равный характер, предопределяется обязанность государства создавать условия, которые гарантировали бы адекватное выражение суверенитета многонационального народа России посредством осуществления ее гражданами права на участие в управлении делами государства и, соответственно, формирования самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных обеспечивать в своей деятельности представительство и реализацию интересов народа, гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Одновременно с этим федеральный законодатель в целях максимально полного информирования избирателей о кандидатах, участвующих в выборах, и формирования на этой основе осознанного электорального волеизъявления правомочен использовать необходимые правовые средства, направленные на выявление в отношении кандидатов на выборные публичные должности характеристик имущественного положения, как их самих, так и членов их семей, включая выяснение существующих у этих лиц зарубежных финансово-экономических связей, а также определять правовые последствия наличия достоверно подтвержденных соответствующих обстоятельств в зависимости от их характера. Предназначение подобных мер, востребованных в избирательном процессе, в том числе с учетом сложившегося понимания подлинных выборов как сопряженных с обеспечением свободного доступа избирателей к информации о кандидатах, списках кандидатов, коррелирует также с конституционно значимыми целями по обеспечению эффективного функционирования национального механизма народовластия и предотвращению рисков, обусловленных возможностью сращивания политической власти и бизнеса, проявлениями зависимости лиц, замещающих выборные публичные должности, от неправомерного влияния, в том числе извне.
Повышенные требования, предъявляемые к качеству избирательного процесса и к участникам соответствующих правоотношений, лежат в том числе в основе действующего правового регулирования, которое исходит из того, что сообщение кандидатом (избирательным объединением) сведений об имущественном положении, в котором находится конкретное лицо, а также сведений, указывающих на наличие или отсутствие взаимоотношений с иностранными правопорядками, в том числе финансово-имущественного характера, является необходимым процедурным условием реализации пассивного избирательного права (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2016 года N 1742-О).
Как указано выше, в ЦИК РБ поступил ответ ЦИК России от 24 августа 2023 года, согласно которому ФИО1 по состоянию на 19 июля 2023 года владел следующими иностранными финансовыми инструментами: "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; 20 шт, и "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; 4 шт. (т.1 л.д.41, 44)/
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что кандидат ФИО11 на дату представления документов для регистрации кандидатом в депутаты владел иностранными финансовыми инструментами, пришел к верному выводу, что данное обстоятельство является основанием для отмены его регистрации по основаниям, предусмотренным подпунктом "и" пункта 7, пунктом 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что факт владения кандидатом иностранными финансовыми инструментами не является безусловным основанием для отмены регистрации кандидата, поскольку несоблюдение пункта 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ невозможно по независящим от воли кандидата обстоятельствам, а также ссылки на пункт 5 статьи 81 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
ЦИК России в письме от 22 июля 2022 года N 05-13/3638 даны разъяснения, что в связи с связи с существующими на данный момент ограничениями на операции и расчеты с ценными бумагами со стороны Еигосlеаг и Сlеаrstream исполнение кандидатами на выборные должности законодательно предусмотренной обязанности по отчуждению иностранных финансовых инструментов может быть затруднено или невозможно. В этой связи кандидатам следует принять все возможные меры, направленные на выполнение обязанности, установленной пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ: к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. Кроме того вместе с уведомлением, предусмотренных пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ необходимо представить в соответствующую комиссию информацию о наличии иностранных финансовых инструментов, отчуждение которых по независящим от воли кандидатов обстоятельств не осуществлено, с приложением документов (копий документов), подтверждающих принятие мер, направленных на выполнение обязанности, установленной пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, и изложением обстоятельств, препятствующих выполнению данной обязанности. В свою очередь, избирательной комиссии при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов следует на основании представленных документов дать оценку всем обстоятельствам, включая наличие обстоятельств, не зависящих от воли кандидата, в том числе выдвинутого в составе списка кандидатов, а также принятие им всех возможных мер по выполнению требования закона. Если кандидатом приняты необходимые меры и представлена соответствующая информация с приложением подтверждающих документов, в таком случае основания для отказа в регистрации (исключения из списка кандидатов) отсутствуют.
Если же кандидатом представлено уведомление, предусмотренное пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, без вышеуказанной информации, а впоследствии по результатам проведенной соответствующей избирательной комиссией проверки будет установлено сокрытие кандидатом иностранных финансовых инструментов, которые по независящим от воли кандидата обстоятельствам не были отчуждены, то в таком случае, избирательной комиссии необходимо принять решение об отказе такому кандидату в регистрации (принять решение об исключении кандидата из списка кандидатов), а в случае если он уже был зарегистрирован - обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата (кандидатов включенных в зарегистрированные списки кандидатов) в связи с выявлением факта владения иностранными финансовыми инструментами. В случае если после выявления вышеуказанного факта сокрытия кандидатом будут представлены документы, подтверждающие принятие им мер, направленных на выполнение установленной законом обязанности, такие действия кандидата невозможно рассматривать как добросовестные, в связи с чем соответствующей избирательной комиссии необходимо будет принять такие же решения, как и в отношении кандидатов, не представивших указанные документы (т.4 л.д.9-10).
Аналогичная норма приведена в пункте 5 статьи 81 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Приведенными нормами предусмотрено, что невыполнение установленной пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ обязанности кандидата осуществить к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов отчуждение иностранных финансовых инструментов, в случае невозможности произвести их отчуждение по независящим от воли кандидатов обстоятельств, не влечет отказ в регистрации, отмену решения о регистрации, отмену регистрации только в исключительных случаях: если кандидат принял меры, направленные на выполнение такой обязанности, установленной пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, однако отчуждение иностранных финансовых инструментов по независящим от воли кандидата обстоятельств не осуществлено; а также информировал соответствующую избирательную комиссию о наличии иностранных финансовых инструментов одновременно с уведомлением, предусмотренным пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ с изложением обстоятельств, препятствующих выполнению данной обязанности и подтверждением принятия мер, направленных на выполнение обязанностей, установленных пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В ином случае, в том числе когда кандидат одновременно с уведомлением, предусмотренным пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, не представил в избирательную комиссию информацию об иностранных финансовых инструментах, а представил такие сведения и документы, подтверждающие принятие им мер, направленных на выполнение установленной законом обязанности, только после выявления факта сокрытия кандидатом наличия иностранных финансовых инструментов, не имеется оснований для неприменения к кандидату положений пункта 3.3 статьи 33, подпункта "а.2" пункта 24, подпункта "в.1" пункта 26 статьи 38, подпункта "и" пункта 7, пункта 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В данном случае кандидат ФИО1 в порядке, установленном пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ представил в избирательную комиссию уведомление, содержащее недостоверные сведения об отсутствии иностранных финансовых инструментов, скрыл факт наличия иностранных финансовых инструментов, не сообщил комиссии обстоятельства, препятствующие выполнению данной обязанности и не представил в комиссию подтверждение принятия всех мер, направленных на отчуждение иностранных финансовых инструментов, в связи с чем отсутствуют основания для освобождения кандидата ФИО1 от ответственности, предусмотренной пунктом 3.3 статьи 33, подпунктом "и" пункта 7, пунктом 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В дополнительных доводах к апелляционной жалобе Региональное отделение в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" указало, что в соответствии с частью 6 статьи 305 КАС РФ при рассмотрении апелляционной жалобы регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом апелляционной инстанции не позднее чем за два дня до первого дня голосования. Поскольку на выборах депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва, днем голосования является один день - 10 сентября 2023 года, то регистрация кандидата может быть отменена судом апелляционной инстанции не позднее чем 7 сентября 2023 года.
Данные доводы не влекут отмену решения суда, поскольку в абзаце втором пункта 143 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года N 24 разъяснено, что если суд апелляционной инстанции, рассматривая апелляционные жалобу, представление на решение суда, которым отказано в удовлетворении требований об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), позднее чем за два дня до дня голосования, придет к выводу об обоснованности доводов апелляционных жалобы, представления, то он отменяет решение суда первой инстанции и выносит новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в связи с истечением срока, в период которого допускается отмена регистрации кандидата (списка кандидатов).
Таким образом, положения части 6 статьи 305 КАС РФ о том, что при рассмотрении апелляционной жалобы регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом апелляционной инстанции не позднее чем за два дня до первого дня голосования, применяются только в том случае, если суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска об отмене регистрации.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата, то не имеется оснований для применения части 6 статьи 305 КАС РФ.
Другие доводы апелляционной жалобы, аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения в Республике Башкортостан Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 8 сентября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.