Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Бросовой Н.В, судей Ившиной Т.В, Улановой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 марта 2023 года по гражданскому делу N 2-566/2021 по иску Фролова Николая Александровича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по Республике Татарстан, публичному акционерном обществу "Татнефть", Саратовскому районному нефтепроводному управлению о признании решения незаконным, о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, о включении периодов трудовой деятельности в специальный стаж, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Фролов Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по Республике Татарстан о признании решения незаконным, о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, о включении периодов трудовой деятельности в специальный стаж. В обоснование иска указано, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лениногорском районе и городе Лениногорске N 993615/20/75 от 22 июня 2020 года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда истцу было отказано, при этом не включены в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды с 19 июля 1983 года по 26 декабря 1983 года в качестве слесаря КИП и А в Северном ЛПУ МГ продолжительностью 00 лет 05 месяцев 08 дней, с 1 августа 1984 года по 15 октября 1984 года в качестве старшего инженера КИП и А нефтеперерабатывающей станции "Андреяновка" продолжительностью 00 лет 02 месяца 15 дней, с 29 октября 1984 года по 5 декабря 1986 года период прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР продолжительностью 2 года 1 месяц 6 дней, с 13 декабря 1990 года по 1 сентября 2002 года в качестве мастера комплексной автоматизации ПРЦЭ и Э "Татнефтебитум" продолжительностью 11 лет 08 месяцев 19 дней. Кроме того, период работы истца в ПРЦЭ и Э Бавлинского управления буровых работ с 25 августа 1987 года по 10 декабря 1990 года ответчиком в специальный стаж включено частично - работа в качестве электромонтера по обслуживанию и ремонту электрооборудования для работы вахтово-экспедиционным методом в местах, приравненных к условиям Крайнего Севера с 25 августа 1987 года по 1 марта 1989 года ответчиком признается как специальный стаж, тогда как в период работы в качестве мастера линейной защиты и автоматизации этого же цеха со 2 марта 1989 года по 10 декабря 1990 года продолжительностью 1 год 9 месяцев 9 дней в специальный стаж не включен.
Считает отказ о назначении пенсии незаконным, в оспариваемые периоды истец работал слесарем КИП и А, а эта специальность входит в список N2 дополнений и изменений, внесенных в список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный. Считает, что Пенсионный фонд Российской Федерации обязан был назначить ему трудовую пенсию с момента обращения за ее назначением 27 октября 2020 года, однако отказал, не имея на это оснований, чем нарушил право истца на получение пенсии.
Истец Фролов Н.А. с учётом уточненных исковых требований просит суд признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лениногорском районе и городе Лениногорске N от 2 ноября 2020 года об отказе в назначении пенсии незаконным и признать за Фроловым Н.А. право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда и обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в Лениногорском районе и городе Лениногорске назначить досрочную страховую пенсию по старости с 27 октября 2020 года; включить в специальный стаж периоды трудовой деятельности Фролова Н.А. с 19 июля 1983 года по 26 декабря 1983 года в качестве слесаря КИП и А в Северном ЛПУ МГ продолжительностью 00 лет 05 месяцев 08 дней, с 1 августа 1984 года по 15 октября 1984 года в качестве старшего инженера КИП и А нефтеперерабатывающей станции "Андреяновка" продолжительностью 00 лет 02 месяца 15 дней, с 29 октября 1984 года по 5 декабря 1986 года период прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР продолжительностью 2 года 1 месяц 6 дней, с 13 декабря 1990 года по 1 сентября 2002 года в качестве мастера комплексной автоматизации ПРЦЭ и Э "Татнефтебитум" продолжительностью 11 лет 08 месяцев 19 дней; включить специальный стаж со 2 сентября 2002 года по 1 июля 2007 года продолжительностью 4 года 10 месяцев 00 дней в качестве слесаря КИП и А в НГДУ "Лениногорскнефть" ПАО "Татнефть".
Протокольным определением суда от 06 августа 2021 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Публичное акционерное общество "Татнефть", Саратовское районное нефтепроводное управление.
Решением Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 14 сентября 2021 года исковые требования Фролова Николая Александровича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по Республике Татарстан, публичному акционерном обществу "Татнефть", Саратовскому районному нефтепроводному управлению о признании решения незаконным, о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, о включении периодов трудовой деятельности в специальный стаж удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 марта 2023 года решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 14 сентября 2021 года отменено, вынесено новое решение, которым постановлено: Исковые требования Фролова Николая Александровича удовлетворить частично. Включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР Фролова Н.А. с 29 октября 1984 года по 5 декабря 1986 года продолжительностью 2 года 1 месяц 6 дней и период работы со 2 марта 1989 года по 10 декабря 1990 года в должности мастера линейной защиты автоматизации ПРЦЭ и Бавлинского управления буровых работ. В удовлетворении остальной части требований отказать.
В кассационной жалобе, поданной Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, ставится вопрос об отмене апелляционного определения, и принятии нового судебного постановления об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
От ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, решением Управления Пенсионного фонда России в Лениногорском районе и городе Лениногорске Республики Татарстан N от 2 ноября 2020 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда.
Как следует из отзыва ответчика, в зачете периодов работы с 19 июля 1983 года по 26 декабря 1983 года в должности слесаря КИП и А в Северном ЛПУ МГ, с 1 августа 1984 года по 15 октября 1984 года в должности старшего инженера КИП и А, с 13 декабря 1990 года по 1 сентября 2002 года в должности мастера Комплексной автоматизации ПРЦЭ и Э Татнефтебитум, Управлением ПФР не отказывалось.
Оспариваемым решением пенсионного органа в специальный стаж истца для назначения пенсии не включен период работы с 2 сентября 2002 года по 1 июля 2007 года в качестве слесаря КИП и А (в бригаде по обслуживанию средств КИП и А Горкинской установки комплексной подготовки нефти) в НГДУ Лениногорскнефть" ПАО "Татнефть".
Согласно решению пенсионного органа, специальный стаж истца по подсчетам ответчика составляет 3 года 00 месяцев 15 дней, общий стаж составляет 35 лет 7 месяцев. В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. При этом дополнительного подтверждения периодов работы, подлежащих включению в специальный трудовой стаж, иными документами, в том числе первичными, не требуется.
Из трудовой книжкой истца следует, что 02 сентября 2002 года Фролов Н.А. принят слесарем КИПиА в цех автоматизации производства НГДУ "Лениногорскнефть" в порядке перевода с ОЭ НГДУ "Татнефтебитум" ОАО "Татнефть".
Из справки о трудовом стаже N 5440 от 23 декабря 2019 года, выданной ПАО "Татнефть", следует, Фролов Н.А. в период с 02 сентября 2002 года (приказ N 1062-к от 02 сентября 2002 года) по 01 июля 2007 года (приказ N 1215-к от 29 июня 2007 года) работал слесарем по контрольно-измерительным приборам и автоматике (в бригаде по обслуживанию средств КИПиА Горкинской установки комплексной подготовки нефти) в цехе автоматизации производств НГДУ "Лениногорскнефть" ОАО "Татнефть".
Согласно трудовому договору N 2324, заключенному 02 сентября 2002 года между ОАО "Татнефть" в лице начальника НГДУ "Лениногорскнефть" Нурмухаметова Р.С. (работодатель) и Фроловым Н.А. (работник), работник принимается на работу в НГДУ "Лениногорскнефть" в цех автоматизации производства по профессии слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике на неопределенный срок, постоянно, с установлением 40-часовой рабочей недели, предусматривающему компенсации и льготы за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях согласно действующему трудовому законодательству и приложений к ежегодно принимаемому колдоговору ОАО "Татнефть".
Как следует из приложений к коллективному договору ОАО "Татнефть", перечнем работ, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, работа на которых дает право на дополнительный отпуск, поименован слесарь КИП и А, электромонтер, обслуживающие установки по переработке: сероводородных нефтей, выделяющих свободный сероводород (до 6 дней); прочих видов нефтей (до 3 дней).
Предоставление дополнительных дней к отпуску за вредные условия труда согласно вышеуказанному коллективному договору, в период с 02 сентября 2002 года по 02 июля 2007 года подтверждается записками-расчетами о предоставлении отпуска работнику.
Из расчетных листов, представленных работодателем, также подтверждается, что в спорный период Фролову Н.А. осуществлялась доплата за вредные условия труда.
Отказывая во включении спорного периода в специальный стаж, пенсионный орган указал, что слесари по контрольно-измерительным приборам и автоматике заняты в цехе автоматизации производства в бригадах по обслуживанию объектов добычи нефти по обслуживанию Горкинского товарного парка в бригадах по ремонту механических средств КИПиА. То есть не заняты на установках комплексной подготовки сероводосодержащего (более 1, 5%) газа на промыслах.
Разрешая заявленный спор в данной части требований, суд первой инстанции руководствовался трудовым договором, заключенным между истцом и его работодателем, в котором предусмотрены компенсации и льготы за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях согласно действующему трудовому законодательству и приложений к ежегодно принимаемому коллективному договору ОАО "Татнефть", и по которому Фролову Н.А. предоставлялись дополнительные дни к отпуску за вредные условия труда, и пришел к выводу об их удовлетворении.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в данной части, сославшись на подпункт "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665, часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" указав, что в подразделе "рабочие" в позиции 2130200а-18494 Списка N2 предусмотрена профессия слесари по контрольно-измерительным приборам, занятые на установках комплексной подготовки сероводородосодержащего (более 1, 5%) газа на промыслах. Вместе с тем, сведения индивидуального лицевого счета работодателем истца ПАО "Татнефть" за указанный период сданы без указания льготного кода, соответствующая справка, уточняющая характер работы во вредных условиях труда, истцу также не выдана.
Согласно ответа ПАО "Татнефть" на запрос судебной коллегии от 26 августа 2022 года в НГДУ "Лениногорскнефть" (ПАО Татнефть" установок комплексной подготовки сероводородосодержащего (более 1, 5%) газа на промыслах нет. Фролов Н.А. работал на объектах добычи нефти и газа. И в соответствии с извлечениями из Списков в перечень работников ЦАП, которые имеют право на льготное пенсионное обеспечение, он не включен.
В ответе на запрос от 25 января 2023 года также указано, что Фролов Н.А. с 2002 по 2007 год работал слесарем по контрольно-измерительным приборам и автоматике на объектах добычи нефти НГДУ "Лениногорскнефть". Данная профессия не входит в "Список производств, работ, профессий, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", введенного Постановлением Правительства СССР N10 от 26 января 1991 года, в соответствии с которым правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются слесари по КИПиА, занятые на установках комплексной подготовки сероводородосодержащего (более 1, 5%) газа на промыслах, в связи с чем, корректирующие сведения в ПФР не направлялись.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции посчитал, что правовых оснований для удовлетворения данных требований истца у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем, период его работы с 2 сентября 2002 года по 1 июля 2007 года в должности слесаря КИПиА в НГДУ "Лениногорскнефть" не подлежит включению в специальный стаж.
Разрешая спор и отказывая Фролову Н.А. в удовлетворении заявленных истцом требований в части включения периодов с 19 июля 1983 года по 26 декабря 1983 года в должности слесаря КИПиА в Северном ЛПУ МГ, с 1 августа 1984 года по 15 октября 1984 года - в должности старшего инженера КИПиА, с 13 декабря 1990 года по 1 сентября 2002 года - в должности мастера комплексной автоматизации ПРЦЭ и Э Татнефтебитум, суд первой инстанции исходил из отсутствия на это правовых оснований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что исходя из отзыва ответчика, в зачете указанных периодов работы Управлением ПФР решение не принималось. Оспариваемым решением пенсионного органа был разрешен вопрос лишь в части периода работы истца с 2 сентября 2002 года по 1 июля 2007 года. Вместе с тем, иные спорные периоды в специальный стаж при его подсчете также не зачтены. Должности слесаря КИПиА, старшего инженера КИПиА и мастера комплексной автоматизации ПРЦЭ и Э не предусмотрены Списками N2, соответственно, права на досрочное назначение пенсии они не имеют.
Между тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части отказа во включении в специальный стаж периода прохождения военной службы Фролова Н.А. в Вооруженных Силах СССР с 29 октября 1984 года по 5 декабря 1986 года и периода работы со 2 марта 1989 года по 10 декабря 1990 года в должности мастера линейной защиты автоматизации ПРЦЭ и Э Бавлинского управления буровых работ.
Суд апелляционной инстанции установив, что согласно данных о расчете стажа представленным пенсионным органом, после службы в армии следует работа по Списку N 2 в период с 22 февраля 1987 года по 10 декабря 1990 года, в связи с чем, период службы в армии с 29 октября 1984 года по 29 ноября 1986 года продолжительностью 2 года 1 месяц 6 дней, посчитал, что подлежит включению в специальный стаж с учетом ограничений, установленных подпунктами а, б, в пункта 91 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, в соответствии с которым работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Согласно данных о расчете стажа, представленных пенсионным органом, Фролов Н.А. в период с 22 февраля 1987 года по 10 декабря 1990 года работал в должности электромонтера по обслуживанию буровых работ.
Как следует из справки, уточняющей особый характер работы N 35-01 от 15 января 2015 года, Фролов Н.А. работал полный рабочий день в Бугульминском и Бавлинском управлениях буровых работ с 22 февраля 1987 года по 10 декабря 1990 года в должности электромонтера по обслуживанию буровых работ, что предусмотрено Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, раздел XII, подраздел - Бурение, позиция 2130100а-19838.
Принимая во внимание, что с учетом включенных ответчиком и судом периодов работы на момент принятия пенсионным органом 2 ноября 2020 года решения истец не выработал установленный в 12 лет и 6 месяцев стаж работы во вредных условиях, то оснований для назначения пенсии также не имеется.
Судебная коллегия кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанций, а доводы жалобы заслуживают внимания.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу положений части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени (п. 5 разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N 5, утв. постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N 29).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, в том числе, Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Суд апелляционной инстанции, включая период в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости со 2 марта 1989 года по 10 декабря 1990 года в должности мастера линейной защиты автоматизации ПРЦЭ и Э Бавлинского управления буровых работ, в мотивировочной части установил, что Фролов Н.А. работал полный рабочий день в Бугульминском и Бавлинском управлениях буровых работ с 22 февраля 1987 года по 10 декабря 1990 года в должности электромонтера по обслуживанию буровых работ, что предусмотрено Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, раздел XII, подраздел - Бурение, позиция 2130100а-19838. Следовательно, выводы в мотивировочной части, противоречат резолютивной части решения, установив работу истца в одной должности, включил его работу в иной должности - в должности мастера линейной защиты автоматизации, которая не предусмотрена Списком N2.
Так же, суд апелляционной инстанции включил в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР Фролова Н.А. с 29 октября 1984 года по 5 декабря 1986 года продолжительностью 2 года 1 месяц 6 дней.
Между тем, согласно подпункту "а" пункта 3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 применяется при исчислении периодов работы, указанных в Списке N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах и в Списке N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173.
А также, Абзацем шестнадцатым данного пункта Положения предусмотрено, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" возможность включения в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов службы в армии (подпункт "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590) поставлена в зависимость от продолжительности трудовой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года по Спискам N 1 и N 2 1956 года.
Таким образом, действующим законодательством в области пенсионного обеспечения императивно установлено ограничение по определению продолжительности периода другой деятельности, приравниваемой к работе, дающей право на назначение пенсий на льготных условиях.
Суд апелляционной инстанции, включая указанный период, исходил из факта занятости истца на работах, предусмотренных Списком N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, после прохождения службы, в связи с чем, период службы в армии продолжительностью 2 года 1 месяц 6 дней включил в специальный стаж, а включая период со 2 марта 1989 года по 10 декабря 1990 года в должности мастера линейной защиты автоматизации ПРЦЭ и Э Бавлинского управления буровых работ, исходил из того, что Фролов Н.А. работал полный рабочий день в Бугульминском и Бавлинском управлениях буровых работ с 22 февраля 1987 года по 10 декабря 1990 года в должности электромонтера по обслуживанию буровых работ, что предусмотрено Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, раздел XII, подраздел - Бурение, позиция 2130100а-19838. Из чего следует, что также суд апелляционной инстанции указал противоречивые выводы, не установив по какому списку N 2 от 1956 года или 1991 года включен период с 22 февраля 1987 года по 10 декабря 1990 года, поскольку лишь работа по списку N 2 от 1956 года позволяет включить период службы в рядах Советской Армии и не превышающей период работы, подлежащей включению по указанному списку.
Таким образом, суду апелляционной инстанции следовало выяснить, имеются ли правовые основания для включения в специальный стаж периода работы со 2 марта 1989 года по 10 декабря 1990 года в должности мастера линейной защиты автоматизации ПРЦЭ и Э Бавлинского управления буровых работ и в какой должности истец в указанный период работал, а также подлежит ли включению период прохождения военной службы по призыву с 29 октября 1984 года по 5 декабря 1986 года продолжительностью 2 года 1 месяц 6 дней года по Списку N 2, утвержденному постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года N 1173 и в каком размере.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм права, повлияли на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Фролова Н.А, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 марта 2023 года в части удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж Фролова Н.А. периода прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР с 29 октября 1984 года по 5 декабря 1986 года продолжительностью 2 года 1 месяц 6 дней и период работы со 2 марта 1989 года по 10 декабря 1990 года в должности мастера линейной защиты автоматизации ПРЦЭ и Э Бавлинского управления буровых работ, с направлением дела на новое рассмотрение в указанной части в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, и разрешить возникший спор в указанной части в соответствии требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 марта 2023 года отменить в части удовлетворения требований, в указанной части направить на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Татарстан.
В остальной части апелляционное определение оставить без изменения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи Т.В. Ившина
Е.С. Уланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.