Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Бросовой Н.В, судей Ившиной Т.В, Петровой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы судебных приставов России и Главного Управления ФССП России по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 13 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 марта 2023 года по гражданскому делу N2-8242/2022 по иску Харисовой Сарии Фаиловны к Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан об изменении даты назначения пенсии по выслуге лет и возложении обязанности произвести выплату неполученной пенсии по выслуге лет, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Харисова С.Ф. обратилась в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан, отделению судебных приставов N 3 г..Набережные Челны ФССП России по Республике Татарстан об изменении даты назначения пенсии по выслуге лет, назначить пенсию за выслугу лет с 15 апреля 2021 года и возложении обязанности выплатить неполученную пенсию по выслуге лет за период с 15 апреля 2021 года по 30 июня 2021 года. В обоснование исковых требований указала, что 09 августа 2010 года принята на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, аттестована 01 июня 2020 года. С 01 июля 2021 года ей назначена пенсия за выслугу лет в сумме 20 521, 38 руб. С 01 июня 2020 года выплата пенсии по выслуге лет по линии МВД ей прекращена, поскольку при решении вопроса об аттестации сотрудников одним из обязательных условий был отказ от пенсии за выслугу лет, получаемой по линии МВД. Из органов принудительного исполнения Российской Федерации она уволена 15 апреля 2021 года. По состоянию на 15 апреля 2021 года она являлась получателем пенсии по старости по линии УПФ России. Считает, что при назначении пенсии за выслугу лет допущена ошибка в дате, с которой ей назначена пенсия за выслугу лет. Поскольку она уволена из органов принудительного исполнения с 15 апреля 2021 года, и при этом она уже не являлась получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД, то пенсия за выслугу лет по линии органов принудительного исполнения Российской Федерации должна быть назначена с 15 апреля 2021 года, а не с 01 июля 2021 года.
Тот факт, что на момент увольнения она являлась получателем пенсии по линии УПФ России, не является основанием для лишения пенсии за выслугу лет. 29 июля 2021 года она обратилась с заявлением о перерасчете пенсии с учетом выслуги лет по линии органов принудительного исполнения. В ответ на данное заявление она получила отказ со ссылкой на то, что период ее трудовой деятельности с 09 августа 2010 года по 31 мая 2020 года не может быть одновременно учтен для выплаты пенсии от ПФР и пенсии за выслугу лет от ФССП России, поскольку согласно п.53 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N1015, при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет, в страховой стаж не включаются периоды службы, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет, поэтому указанный стаж при назначении пенсии от ФССП подлежит зачету в выслугу лет только с момента прекращения выплаты страховой пенсии от ПФР. Однако, указанные правила применяются для подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий и не подлежат применению при подсчете стажа по выслуге лет органами ФССП. Кроме того, в соответствии со статьей 5 ФЗ N4468-1, она имеет право на пенсию за выслугу лет, которое возникло у нее на следующий день после увольнения. Таким образом, пенсия по выслуге лет должна быть ей назначена со следующего дня со дня увольнения.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 13 декабря 2022 года исковые требования Харисовой Сарии Фаиловны к Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан об изменении даты назначения пенсии по выслуге лет и возложении обязанности произвести выплату неполученной пенсии по выслуге лет удовлетворены.
9 января 2023 года Вахитовским районным судом г. Казани Республики Татарстан вынесено определение об исправлении описки в решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 13 декабря 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 марта 2023 года решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 13 декабря 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной Федеральной службой судебных приставов России и Главным Управлением ФССП России по Республике Татарстан, ставится вопрос об отмене решения судов первой и апелляционной инстанции и об отказе в удовлетворении заявленных требований, не передавая дело на новое рассмотрение.
От истца Харисовой С.Ф. поступили возражения на кассационную жалобу.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что неявка сторон и их представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы, полагает ходатайство ответчика об отложении судебного заседания не подлежащим удовлетворению, и, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела в кассационном порядке.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, в период с 05 декабря 1996 года по 05 августа 2010 года Харисова С.Ф. проходила службу в органах МВД по РТ. Выслуга лет - 13 лет 08 месяцев.
Из справки МВД по Республике Татарстан Центр финансового обеспечения от 23 марта 2021 года N следует, что с 06 августа 2010 года по 31 мая 2020 года Харисова С.Ф. являлась получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N.
Выплата пенсии прекращена с 01 июня 2020 года по причине поступления на службу.
Приказом ФССП России от 19 августа 2010 года N-к майор внутренней службы Харисова С.Ф. принята на службу в органы принудительно исполнения Российской Федерации в качестве заместителя начальника отдела - заместитель старшего судебного-пристава отдела судебных приставов N1 по г. Набережные Челны УФССП России по РТ, проходила службу в различных должностях.
01 июня 2020 года принята на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Согласно приказу от 14 апреля 2021 года N-лс Харисова С.Ф. уволена со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации 15 апреля 2021 года по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Согласно денежному аттестату N 16 в связи с увольнением по выслуге следует, что майор внутренней службы Харисова С.Ф. удовлетворена денежным довольствием по 15 апреля 2021 года.
Харисова С.Ф. обратилась в Федеральную службу судебных приставов с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет 21 мая 2021 года, к заявлению приложила, в том числе справку с отделения ПФР.
Из справки ОПФР от 23 марта 2021 года установлено, что Харисова С.Ф. являлась получателем страховой пенсии по старости с 16 мая 2018 года.
Согласно справке ФССП России от 25 июня 2021 года Харисова С.Ф. получает пенсию за выслугу лет от ФССП России с 01 июля 2021 года, за июль 2021 года пенсия за выслугу лет составляла 20.521 руб.38 коп.
Решением Отделения ПФР по Республике Татарстан от 14 сентября 2021 года Харисовой С.Ф. назначена страховая пенсия по старости с 29 июля 2021 года бессрочно в размере 2.125 руб.29 коп, как лицу, являющемуся получателем пенсии за выслугу лет (ст. 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
14 сентября 2021 года Харисова С.Ф. обратилась к ответчику с заявлением об изменении даты назначения пенсии за выслугу лет и выплате ей пенсии за период с 15 апреля 2021 года по 30 июня 2021 года.
Письмом ФССП России от 22 сентября 2021 года Харисовой С.Ф. отказано в перерасчете пенсии за выслугу лет с момента увольнения с органов принудительного исполнения Российской Федерации со ссылкой на пункт 53 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, поскольку согласно справке Пенсионного фонда РФ от 24 июня 2021 года она являлась получателем страховой пенсии по старости, по данным ПФР выплата этой пенсии прекращена 30 июня 2021 года, период трудовой деятельности с 09 августа 2010 года по 31 мая 2020 года не может быть одновременно учтен для выплаты страховой пенсии от ПФР и пенсии за выслугу лет от ФССП России, указанный стаж при назначении пенсии от ФССП России подлежит зачету в выслугу лет только с момента прекращения выплаты страховой пенсии от ПФР.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования истца об изменении даты назначения пенсии за выслугу лет с 16 апреля 2021 года, исходил из того, что Харисова С.Ф. уволена из органов принудительного исполнения Российской Федерации с 15 апреля 2021 года, денежное довольствие ей выплачено по 15 апреля 2021 года, истец обратилась в ФССП России с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, соответственно пенсия за выслугу лет должна быть назначена Харисовой С.Ф. с даты, следующей за днем увольнения из органов принудительного исполнения Российской Федерации.
Суд первой инстанции учел, что пенсия за выслугу лет является основной пенсионной выплатой, размер ее значительно превышает размер страховой пенсии по старости, которая подлежит пересчету ОПФР с учетом пенсии за выслугу лет, и пришел к выводу, что пенсия истца подлежит назначению с даты, следующей за днем увольнения, то есть с 16 апреля 2021 года. При этом, суд первой инстанции принял во внимание, что Харисова С.Ф. готова возвратить излишне выплаченную ей страховую пенсию по старости с даты назначения пенсии за выслугу лет. Поскольку в соответствии с приказом Управления ФССП по Республике Татарстан от 01 июня 2020 года N 237 "Об утверждении Положений о структурных подразделениях Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан" ОСП N 3 г. Набережные Челны является структурным подразделением Управления, ОСП N 3 г. Набережные Челны не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что суд первой инстанции правильно сделал вывод о том, что пенсия за выслугу лет является основной пенсионной выплатой, размер ее значительно превышает размер страховой пенсии по старости, которая подлежит пересчету ОСФР по РТ с учетом пенсии за выслугу лет, что и сделано с 29 июля 2021 года ей выплачивается страховая пенсия бессрочно в размере 2.125 руб.29 коп. Соответственно, пенсия за выслугу лет должна быть назначена Харисовой С.Ф. с даты, следующей за днем увольнения из органов принудительного исполнения Российской Федерации, т.е. с 16 апреля 2021 года. При этом, Харисова С.Ф. готова возвратить излишне выплаченную ей страховую пенсию по старости с даты назначения пенсии за выслугу лет (т.е. с 16 апреля 2021 года по 30 июня 2021 года).
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Порядку организации работы по пенсионному обеспечению в органах принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденному приказом ФССП России от 20 октября 2022 года N 824 виды пенсий, пособий и компенсаций, порядок их назначения и выплаты, перерасчет ранее назначенных пенсий, пособий и компенсаций, исчисление выслуги лет установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон), постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей").
Согласно статье 7 части 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Пунктом "з" части 1 статьи 11 и статьей 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, уволенных из органов принудительного исполнения Российской Федерации, и членов их семей, осуществляется Федеральной службой судебных приставов.
Частью 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 определено, что лицам, указанным в статье 1 этого закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
По общему правилу, установленному пунктом "а" части первой статьи 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, лицам, указанным в статье 1 названного закона, пенсии в соответствии с этим законом назначаются со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.
Согласно статье 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Часть 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" также содержит правило, исключающее возможность одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж, и устанавливает, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с этим законом.
Установленное действующим правовым регулированием правило, исключающее возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж хронологически совпадающих периодов, обусловлено тем, что такие периоды были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона уволенным со службы из органов принудительного исполнения Российской Федерации как лицам с особым правовым статусом, исходя из продолжительности выслуги лет, определяемой на день увольнения со службы.
Как правомерно указано судом апелляционной инстанции, Харисова С.Ф. уволена из органов принудительного исполнения Российской Федерации с 15 апреля 2021 года, денежное довольствие ей выплачено по 15 апреля 2021 года, истец обратилась в ФССП с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. Из пояснений истца установлено, что она не была своевременно после увольнения со службы информирована специалистами ответчика о том, что получаемая ею страховая пенсия по старости является препятствием для назначения пенсии за выслугу лет, несмотря на то, что справка ОПФР о получаемой страховой пенсии по старости была предоставлена.
Судами предыдущих инстанций правомерно указано, что пенсия за выслугу лет является основной пенсионной выплатой, размер ее значительно превышает размер страховой пенсии по старости, которая подлежит пересчету ОСФР по РТ с учетом пенсии за выслугу лет, что и сделано с 29 июля 2021 года ей выплачивается страховая пенсия бессрочно в размере 2.125 руб.29 коп. Соответственно, пенсия за выслугу лет должна быть назначена Харисовой С.Ф. с даты, следующей за днем увольнения из органов принудительного исполнения Российской Федерации, т.е. с 16 апреля 2021 года. При этом, Харисова С.Ф. готова возвратить излишне выплаченную ей страховую пенсию по старости с даты назначения пенсии за выслугу лет (т.е. с 16 апреля 2021 года по 30 июня 2021 года).
Доводы кассационной жалобы, что выплата пенсии прекращена с 30 июня 2021 года, следовательно, пенсия назначена с 01 июля 2021 года правомерно, были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой не согласиться оснований не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Все доводы заявлялись истцом в ходе рассмотрения дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм пенсионного законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 13 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 марта 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной службы судебных приставов России и Главного Управления ФССП России без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи Т.В. Ившина
И.И. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.