Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Бросовой Н.В, судей Ившиной Т.В, Улановой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 11 ноября 2022 года с учетом определения Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 30 декабря 2022 года об исправлении описки и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 апреля 2023 года по гражданскому делу N 2-9257/2022 по иску Абулхановой Васили Габдуловны к государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Абулханова В.Г. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости. В обоснование исковых требований указано, что Абулханова В.Г. родилась 30 июня 1953 года на станции Шемордан, Кукморского района, Татарской АССР. С 1960 года по 2021 год проживала и работала в Республике Казахстан. С 2011 года получала пенсию в Республике Казахстан, стаж работы составлял 39 лет. В январе 2022 года переехала в город Казань Республики Татарстан. 10 марта 2022 года истец обратилась в ОПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. При обращении представлено пенсионное дело, трудовая книжка, а также архивные справки о стаже работы в Республике Казахстан. Решением ОПФР от 10 июня 2022 года заявителю назначена страховая пенсия по старости с 10 марта 2022 года. Суммарный размер страховой пенсии и фиксированный выплаты к страховой пенсии составил 9 598, 84 руб. С 10 июня 2022 года размер страховой пенсии по старости составил 10 558, 4 руб. При назначении пенсии в страховой стаж были учтены следующие периоды работы: с 01 сентября 1971 года по 23 января 1972 года, с 01 марта 1972 года по 25 мая 1972 года, с 30 мая 1972 года по 01 сентября 1977 года, с 09 сентября 1977 года по 09 июня 1978 года, с 10 декабря 1979 года по 17 августа 1987 года, с 18 февраля 1989 года по 12 марта 1992 года. Уведомлением от 24 июня 2022 года ОПФР сообщено, что пенсионное дело приведено в соответствие, и размер страховой пенсии по состоянию на 10 марта 2022 года будет составлять 14 659, 04 руб.
Абулханова В.Г. полагает, что основанием для увеличения размера страховой пенсии по старости послужило включение в страховой стаж периодов работы после 12 марта 1992 года вплоть до 31 декабря 2001 года. В августе заявителем получено извещение ОПФР от 08 августа 2022 года о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Закона о страховых пенсиях. Суммарный размер страховой пенсии по старости составляет 9 598, 84 руб. В извещении указано, что Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года предусмотрено, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Датой распада СССР в целях подтверждения пенсионных прав, приобретенных на территориях рассматриваемых государств, является дата 12 марта 1992 года. В связи с чем период работы и заработная плата с 13 июня 2000 года по 01 октября 2012 года по архивной справке N ЦНК/218-11 от 02 июня 2022 года, а также период работы и заработная плата с 13 марта 1992 года по 01 октября 1998 года по архивной справке N НЖСА-1/280-А от 02 мая 2022 года не могут быть учтены ввиду отсутствия подтверждения стажа компетентным органом Республики Казахстан Акционерным обществом "Единый накопительный пенсионный фонд". Истцу было разъяснено, что размер пенсии приведен в соответствие без учета периодов работы после 12 марта 1992 года и заработной платы с 30 мая 1972 года, поскольку компетентным органом Республики Казахстан при реализации Соглашения ЕАЭС является АО "Единый накопительный пенсионный фонд", который трудовой стаж не подтверждает. Ответы из других организаций не могут быть приняты к рассмотрению.
Абулханова В.Г. не согласна с действиями ОПФР в части назначения страховой пенсии по старости без учета периодов работы после 12 марта 1992 года и заработной платы с 30 мая 1972 года, и просила суд обязать ОПФР включить в страховой стаж периоды работы с 13 марта 1992 года по 01 октября 2012 года в Республике Казахстан и учесть выгодный вариант заработной платы с 30 мая 1972 года по 01 октября 2012 года. Обязать ОПФР произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом включенных периодов работы и заработной платы с даты назначения страховой пенсии по старости. Взыскать с ОПФР в возмещение расходов по оплате государственной пошлины сумму в размере 300 руб.
В последствии Абулханова В.Г. исковые требования уточнила, просила суд обязать ОПФР включить в страховой стаж периоды работы с 13 марта 1992 года по 01 октября 2012 года в Республике Казахстан, учесть архивные справки АО НК Карагандинское отделение магистральные сети за период с 30 мая 1972 года по 01 октября 2012 года при расчете наиболее выгодного варианта расчета размера страховой пенсии по старости.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 11 ноября 2022 года исковые требования Абулхановой Васили Габдуловны к государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости удовлетворены частично.
Определением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 30 декабря 2022 года исправлена описка в решении Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 11 ноября 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 апреля 2023 года решение Вахитовского районного суда г. Казани от 11 ноября 2022 года с учетом определения Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 30 декабря 2022 года об исправлении описки оставлено без изменения.
Протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27 февраля 2023 года произведена замена ответчика государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан его правопреемником - Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.
В кассационной жалобе, поданной отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Татарстан, ставится вопрос об отмене решения Вахитовского районного суда г. Казани от 11 ноября 2022 года с учетом определения Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 30 декабря 2022 года об исправлении описки и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 апреля 2023 года и об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От истца Абулхановой В.Г. поступили возражения на кассационную жалобу.
От ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Татарстан поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Абулханова В.Г. родилась ДД.ММ.ГГГГ на станции Шемордан, Кукморского района, Татарской АССР.
С 1960 года по 2021 год проживала и работала в Республике Казахстан.
С 2011 года Абулханова В.Г. являлась получателем пенсии в Республике Казахстан.
В январе 2022 года переехала в город Казань Республике Татарстан.
10 марта 2022 года Абулханова В.Г. обратилась в Отделение ПФР по РТ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. При обращении представлено пенсионное дело, трудовая книжка, а также архивные справки о стаже работы в Республике Казахстан.
Решением Отделения ПФР по РТ от 10 июня 2022 года заявителю назначена страховая пенсия по старости с 10 марта 2022 года. Суммарный размер страховой пенсии и фиксированный выплаты к страховой пенсии составил 9 598, 84 руб. С 10 июня 2022 года размер страховой пенсии по старости составил 10 558, 4 руб.
При назначении пенсии в страховой стаж были учтены следующие периоды работы: с 01 сентября 1971 года по 23 января 1972 года, с 01 марта 1972 года по 25 мая 1972 года, с 30 мая 1972 года по 01 сентября 1977 года, с 09 сентября 1977 года по 09 июня 1978 года, с 10 декабря 1979 года по 17 августа 1987 года, с 18 февраля 1989 года по 12 марта 1992 года.
Уведомлением от 24 июня 2022 года Отделения ПФР по РТ сообщено, что пенсионное дело приведено в соответствие и размер страховой пенсии по состоянию на 10 марта 2022 года будет составлять 14 659, 04 руб.
Истец указывает, что основанием для увеличения размера страховой пенсии по старости послужило включение в страховой стаж периодов работы после 12 марта 1992 года до 31 декабря 2001 года.
В августе заявителем получено извещение Отделения ПФР по РТ датированное 08 августа 2022 года о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона "О страховых пенсиях". Суммарный размер страховой пенсии по старости составляет 9 598, 84 руб. В извещении указано, что Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года предусмотрено, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Датой распада СССР в целях подтверждения пенсионных прав, приобретенных на территориях рассматриваемых государств, является дата 12 марта 1992 года. В связи с чем период работы и заработная плата с 13 июня 2000 года по 01 октября 2012 года по архивной справке N ЦНК/218-11 от 02 июня 2022 года, а также период работы и заработная плата с 13 марта 1992 года по 01 октября 1998 года по архивной справке N НЖСА-1/280-А от 02 мая 2022 года не могут быть учтены ввиду отсутствия подтверждения стажа компетентным органом Республики Казахстан Акционерным обществом "Единый накопительный пенсионный фонд".
Для получения дополнительной информации заявитель обратилась в Клиентскую службу ПФР, где сообщено, что стаж после 12 марта 1992 года и зарплата были учтены неправомерно. Размер пенсии приведен в соответствие без учета периодов работы после 12 марта 1992 года и заработной платы с 30 мая 1972 года, поскольку компетентным органом Республики Казахстан при реализации Соглашения ЕАЭС является АО "Единый накопительный пенсионный фонд", который трудовой стаж не подтверждает.
Ответы из других организаций не могут быть приняты к рассмотрению. Исключение составляют дела, по которым проводилась заблаговременная работа. По ним возможно подтверждение сведений о периодах работы и заработной платы компетентными органами Республики Казахстан в ранее действовавшем порядке. Под ранее действовавшим порядком имеется ввиду Соглашение от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Во исполнение Соглашения и действующего пенсионного законодательства специалистами Отделения ПФР по РТ были направлены запросы в Республику Казахстан (в компетентные органы, архивы).
На данные запросы поступили ответы, а именно Архивные справки от 02 июня 2022 года N ЦНК /218-11 "Казахстан тимер жолы", N НЖА-1/280 от 02 июня 2022 года, N НЖА -20-295-А от 31 мая 2022 года, N НЖА -20-297-А от 31 мая 2022 года, N НЖА -20-298-А от 31 мая 2022 года.
Суд первой инстанции указал, что из анализа выше указанных справок следует, что справки выданы в установленном законом порядке, содержат соответствующие реквизиты документа, в них указаны периоды работы в определенной профессии и должности, имеется ссылка на документы, на основании которых данные справки выданы, справки удостоверены соответствующим образом. Таким образом, учитывая положения Соглашения от 13 марта 1992 года и тот факт, что трудовой стаж подтвержден компетентным органом Республике Казахстан (архивом), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности учесть периоды работы заявителя после 12 марта 1992 года на основании ранее представленных документов.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав что после получения ответов из компетентных органов Республики Казахстан согласно Соглашения от 13 марта 1992 года, у ответчика отсутствовали основания для направления еще одного запроса в соответствии с Соглашением ЕАЭС (на установленном бланке). При таких данных, суд первой инстанции, учитывая положения Соглашения от 13 марта 1992 года и тот факт, что трудовой стаж подтвержден компетентным органом Республике Казахстан (архивом), пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности учесть периоды работы истца после 12 марта 1992 года на основании ранее представленных документов.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном удовлетворении заявленных требований основаны на неверном толковании норм права, повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения, Государства-участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения Права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
В статье 10 Соглашения от 13 марта 1992 года предусмотрено, что компетентные учреждения (органы) государств-участников Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать меры, необходимые к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Казахстане) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Доводы кассационной жалобы, что после 01 января 2021 года подлежит применению Соглашение ЕАЭС, а не Соглашение от 13 марта 1992 года, были предметом оценки суда апелляционной инстанции, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Суды первой и апелляционной инстанций, учитывая положения Соглашения от 13 марта 1992 года и тот факт, что трудовой стаж подтвержден компетентным органом Республике Казахстан (архивом), пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности учесть периоды работы истца после 12 марта 1992 года на основании ранее представленных документов.
Перечисленные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к ошибочному толкованию норм права, а также несогласию заявителя с оценкой представленных доказательств и фактических обстоятельств, что не может служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, поскольку согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Положениями ст. ст. 378, 379.6, 379.7, часть 3 статьи 390 ГПК РФ определено, что судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Никаких нарушений со стороны суда первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 11 ноября 2022 года с учетом определения Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 30 декабря 2022 года об исправлении описки и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 апреля 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Татарстан без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи Т.В. Ившина
Е.С. Уланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.