Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу защитника местной религиозной организации мусульман-суннитов г. Благодарный Ставропольского края ФИО15 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Благодарненского района Ставропольского края от 13 января 2023 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме), решение судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 28 февраля 2023 г., вынесенные в отношении местной религиозной организации мусульман-суннитов г. Благодарный Ставропольского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Благодарненского района Ставропольского края от 13 января 2023 г, оставленным без изменения решением судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 28 февраля 2023 г, местная религиозная организация мусульман-суннитов г. Благодарный Ставропольского края (далее также - религиозная организация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник религиозной организации ФИО16 просит отменить вынесенные по настоящему делу судебные акты и прекратить производство по делу, указывая на отсутствие события административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
Часть 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой, и влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.
Из материалов дела усматривается, что 24 октября 2022 г. в отношении местной религиозной организации мусульман-суннитов г. Благодарный Ставропольского края составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно данному протоколу, в вину религиозной организации вменяется нарушение положений пунктов 1 и 2 статьи 6, пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", выразившееся в отсутствии на фасаде домовладения по адресу: "адрес", по которому зарегистрирована местная религиозная организация мусульман-суннитов г. Благодарный Ставропольского края, информации с указанием её официального наименования, а также отсутствие маркировки с указанием полного официального наименования организации на изъятой литературе.
Мировой судья, рассматривая дело об административном правонарушении, пришел к выводу о том, что в действиях местной религиозной организации мусульман-суннитов г. Благодарный Ставропольского края не имеется признаков выпуска или распространения в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой; на изъятую в ходе осмотра, проводимом 21 октября 2022 г. по адресу: "адрес", литературу требования о маркировке не распространяются ввиду того, что миссионерская деятельность религиозной организацией не осуществляется. В то же время, мировой судья признал доказанным факт осуществления названной религиозной организацией деятельности в нарушение положений пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" без указания своего официального наименования, в частности без вывески, содержащей необходимую информацию, что явилось основанием для привлечения местной религиозной организации мусульман-суннитов "адрес" края к административной ответственности по части 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами мирового судьи согласился судья районного суда, рассматривая жалобу защитников религиозной организации ФИО17 и ФИО3 на вынесенное по делу постановление.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя в связи с нижеследующим.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В ходе производства по данному делу защитники местной религиозной организации мусульман-суннитов "адрес" края, оспаривая факт нарушения положений Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", последовательно заявляли о том, что данная религиозная организация только зарегистрирована по адресу: "адрес", который является жилым домом, и по данному адресу религиозную деятельность она не осуществляет, в связи с чем необходимости указания своего официального полного наименования в виде вывески (таблички, стенда, указателя) на доме не имелось.
Такие доводы защитников судебными инстанциями отклонены, как необоснованные. Между тем, вывод судебных инстанций о несостоятельности приведенных выше доводов защитников не учитывает следующее.
В Российской Федерации религиозные объединения, будучи некоммерческими организациями, могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций (подпункт 10 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации; пункт 4 статьи 1 и статья 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях").
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Согласно данному Федеральному закону религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах (пункт 1 статьи 15); наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании; религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности (пункт 8 статьи 8); наименование религиозной организации указывается в ее уставе (пункт 2 статьи 10).
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность части 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", в Постановлении от 03 ноября 2020 г. N 45-П, высказал правовую позицию, согласной которой названные правовые нормы не предполагают привлечения религиозной организации к административной ответственности за осуществление деятельности без указания своего официального полного наименования в виде вывески (таблички, стенда, указателя) на жилом доме (при входе на земельный участок, на котором он находится), адрес которого содержится в ЕГРЮЛ в качестве адреса религиозной организации, если религиозная организация не осуществляет деятельность в этом доме либо использует для осуществления деятельности его отдельные помещения и информация о ее официальном полном наименовании размещена внутри жилого дома при входе в названные помещения.
Указав на то, что обеспечение доступа к месту деятельности религиозной организации неограниченного круга лиц, а следовательно, информирование неограниченного круга лиц непосредственно по месту деятельности религиозной организации о ее официальном полном наименовании не может рассматриваться как ее безусловная обязанность, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что для выполнения религиозной организацией предусмотренной оспариваемыми законоположениями обязанности указания своего официального полного наименования при осуществлении деятельности достаточно размещения информации о таком наименовании внутри жилого дома при входе в используемые ею помещения, поскольку иное означало бы чрезмерное вмешательство государства в сферу свободы совести, гарантированной каждому статьей 28 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, часть 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предполагает привлечения религиозной организации к административной ответственности за осуществление деятельности без указания своего официального полного наименования в виде вывески (таблички, стенда, указателя) на жилом доме (при входе на земельный участок, на котором он находится), адрес которого содержится в ЕГРЮЛ в качестве адреса религиозной организации, если религиозная организация не осуществляет деятельность в этом доме.
Придя к выводу о доказанности совершения местной религиозной организацией мусульман-суннитов г. Благодарный Ставропольского края вменяемого ей административного правонарушения, нижестоящие судебные инстанции сослались на протокол об административном правонарушении; рапорт старшего оперуполномоченного ЦПЭ ГУ МВД России по Ставропольскому краю ФИО4; акт осмотра от 21 октября 2022 г. помещения домовладения по адресу: "адрес", в ходе которого изъята религиозная литература; фототаблицу к акту осмотра; копию устава религиозной организации; копию договора о предоставлении юридического адреса; копию акта проверки N 44 от 29 июля 2021 г.; копию выписки из ЕГРЮЛ от 02 июля 2021 г.; письменные объяснения ФИО5; письменные объяснения ФИО13; письменные объяснения ФИО6; показания ФИО7; показания ФИО4
Однако перечисленные доказательства подтверждают лишь факт регистрации местной религиозной организации мусульман-суннитов г. Благодарный Ставропольского края по адресу: "адрес", и отсутствие на фасаде домовладения по данному адресу официального полного наименования в виде вывески (таблички, стенда, указателя). Бесспорных сведений о том, что по данному адресу религиозной организацией осуществлялись религиозные обряды и церемонии, в том числе совершение богослужений и обрядов мусульман в соответствии с нормами шариата, разъяснение вероучения мусульман-суннитов через проповеди и других форм, не противоречащих действующему законодательству и нормам шариата, как это предусмотрено Уставом организации, совокупность доказательств не содержит. Из письменных объяснений ФИО6, который является имам-хатибом религиозной организации, а также сособственником жилого дома по адресу: "адрес", также не усматривается, что на момент проведения проверки по данному адресу осуществлялась религиозная деятельность. Напротив, согласно его объяснениям (л.д. 9), ориентировочно с середины 2022 г. молитвенные обряды мусульманской общины начали осуществляться по адресу: "адрес".
Однако изложенные обстоятельства, подвергающие сомнению нарушение местной религиозной организацией мусульман-суннитов г. Благодарный Ставропольского края положений пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", соответственно о наличии в действиях религиозной организации состава вменяемого ей административного правонарушения, должной правовой оценки не получили.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Толкование приведенных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в названный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении данного лица. Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол.
Иное толкование указанных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях, определен в статье 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оно может осуществляться несколькими способами: заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой, телефонограммой или телеграммой, с помощью факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Придя к выводу о соблюдении участковым уполномоченным полиции ОУУП и ДН ОМВД России по Благодарненскому городскому округу ФИО7 положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при внесении изменений в протокол об административном правонарушении, судебные инстанции сослались на рапорт указанного должностного лица о том, что им был осуществлен вызов ФИО8 на мобильный телефон.
Однако названный рапорт при отсутствии в материалах дела достоверных данных о том, что телефонограмма доставлена и получена ФИО9, не позволяет признать, что законный представитель местной религиозной организации мусульман-суннитов г. Благодарный Ставропольского края был надлежащим образом извещен о месте и времени внесения изменений в протокол об административном правонарушении.
Такое разрешение дела свидетельствует о существенном нарушении нижестоящими судебными инстанциями процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Сомнения в виновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, признаются неустранимыми, когда собранные по делу доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о виновности или невиновности лица, а представляемые законом средства и способы собирания доказательств исчерпаны.
Собранные по делу доказательства при том, что нижестоящими судебными инстанциями допущены существенные нарушения, на которые указывалось выше, не позволяют сделать однозначный вывод о виновности местной религиозной организации мусульман-суннитов г. Благодарный Ставропольского края в совершении вменяемого ей административного правонарушения.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 4.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом изложенного постановление мирового судьи судебного участка N 1 Благодарненского района Ставропольского края от 13 января 2023 г, решение судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 28 февраля 2023 г, вынесенные в отношении местной религиозной организации мусульман-суннитов г. Благодарный Ставропольского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные судебные акты.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника местной религиозной организации мусульман-суннитов г. Благодарный Ставропольского края ФИО1-Алиевича удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 1 Благодарненского района Ставропольского края от 13 января 2023 г, решение судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 28 февраля 2023 г, вынесенные в отношении местной религиозной организации мусульман-суннитов г. Благодарный Ставропольского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
мировой судья Волошина А.О, судья районного суда Зинец Р.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.