Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Быков В.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13 апреля 2023 г.
по административному делу по административному иску Быков В.В. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Быков В.В. обратился в суд с административным иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по организации водоснабжения жилого дома по адресу: "адрес"; возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обязанность организовать нецентрализованное холодное водоснабжение путем подвоза питьевой воды по указанному адресу в объеме 2, 91 куб.м.
В обоснование требований указано, что административный истец является собственником жилого дома и арендатором земельного участка, расположенных по адресу: "адрес" В жилом доме отсутствует централизованное водоснабжение, несмотря на тот факт, что имеется вступившее в силу решение Предгорного районного суда о признании бездействия администрации муниципального образования "адрес" "адрес" незаконным и обязании совершить действия по разработке технического задания и инвестиционной программы по водоснабжению и водоотведению, в том числе по "адрес" образом, решение суда до настоящего времени не исполнено. Согласно ответу "Ставрополькрайводоканал" от 7 сентября 2022 г. N 24-06/491 связи с отсутствием централизованной системы водоснабжения и водоотведения на территории "адрес", а также источника финансирования мероприятия по строительству уличного водопровода и водоотведения в инвестиционной программе не осуществляются. Мероприятия по строительству подводящего водопровода будут выполнены после создания необходимого резерва мощности централизованной системы холодного водоснабжения. После получения указанного ответа, административным истцом направлено письмо в адрес ответчика, в котором он просил организовать водоснабжение жилого дома путем заключения договора на подвоз воды в объеме 2, 82 куб.м ежемесячно. В своем ответе N 12445/09 от 10 октября 2022 г. первый заместитель министра Терентьев М.В. указывает, что истцу необходимо самостоятельно явиться в ГУП СК Ставрополькрайводоканал" и заключить договор на подвоз воды в соответствии с тарифами. Быков В.В. обращался на открытую линию Президента Российской Федерации в 2019 году, вопрос о водоснабжении и водоотведении жилого массива в пос. Ясная Поляна обсуждался и на прямой линии с Губернатором Ставропольского края. Вместе с этим, в настоящее время административный истец вынужден собирать дождевую воду, закупать питьевую воду в бутылях.
Решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 26 декабря 2022 г, требования Быкова В.В. удовлетворены частично, бездействие Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, выразившееся в неисполнении обязанности по организации водоснабжения жилого дома Быкова В.В. признано незаконным с возложением обязанности в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения суда повторно рассмотреть заявление Быкова В.В. на организацию подвоза питьевой воды жилого дома N 2, расположенного по "адрес"; в удовлетворении остальной части требований о возложении обязанности организовать нецентрализованное холодное водоснабжение отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13 апреля 2023 г. указанное решение суда отменено, вынесено новое решение, которым в удовлетворении требований Быкова В.В. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Быкова В.В, поданной 31 июля 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 2 августа 2023 г, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13 апреля 2023 г, как не соответствующего нормам материального и процессуального права, оставлении в силе решения Предгорного районного суда Ставропольского края от 26 декабря 2022 г.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Как установлено судами, Быков В.В. является собственником и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес".
В вышеуказанном домовладении также зарегистрированы его дети Полякова А.В, 2013 года рождения, Полякова К.В, 2010 года рождения.
Вступившим в законную силу решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 23 апреля 2019 г. по административному иску Полякова (в настоящее время Быков) В.В. признано незаконным бездействие муниципального образования Яснополянский сельсовет Предгорного района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению технического задания на разработку инвестиционной программы по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале N, расположенном в пос. Ясная Поляна, в непринятии мер по разработке, согласованию и утверждению инвестиционной программы по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения в указанном квартале; на муниципальное образование Яснополянский сельсовет Предгорного района Ставропольского края возложена обязанность разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале N, расположенном в пос. Ясная Поляна; разработать, согласовать и утвердить инвестиционную программу по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения в указанном квартале.
Быков В.В. обратился в ГУП СК "Ставропольводоканал" по вопросу предоставления информации о мероприятии по строительству сетей водоснабжения и водоотведения в пос. Ясная Поляна.
Согласно ответу ГУП СК Ставропольводоканал" от 7 сентября 2022 г. мероприятие "Строительство водопроводных сетей в пос. Ясная Поляна и пос. Лесхоз Предгорного муниципального района Ставропольского края включено в инвестиционную программу ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2020-2025 годы. Однако, в связи с отсутствием централизованной системы водоснабжения и водоотведения на территории пос. Ясная Поляна, а также в связи с отсутствием источника финансирования мероприятия по строительству уличного водопровода и водоотведения в инвестиционной программе отсутствуют. Мероприятия по строительству подводящего водопровода будут выполнены после создания необходимого резерва мощности централизованной системы холодного водоснабжения.
15 сентября 2022 г. Быковым В.В. в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края подано заявление на организацию подвоза воды.
Согласно ответу от 10 октября 2022 г. на вышеуказанное заявление Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края разъяснило Быкову В.В. возможность заключения договора на подвоз воды в соответствии с установленными региональной тарифной комиссией Ставропольского края тарифами, предложив обратиться в целях заключения договора на подвоз воды в абонентский отдел ПТП Ессентукское филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Предгорный "Межрайводоканал".
Согласно постановлению РТК СК от 13 декабря 2021 г. N 72/4 "Об установлении ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" тарифов на подвоз воды на 2022 год", на период 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. тариф на подвоз воды для жителей пос. Ясная Поляна составляет 277, 45 руб./куб.м (с учетом НДС). В связи с чем, предприятием осуществляется подвоз воды на основании заявок для заключения договора на подвоз воды, оставленных жителями пос. Ясная Поляна.
Согласно ответу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 30 ноября 2022 г. N 15258/09 водоснабжение пос. Ясная Поляна Предгорного района Ставропольского края осуществляется от семи родниковых водозаборов N 1-7, а также каптажа родника N 29. Вода из родников собирается в магистральный водовод Д-530 мм и самотеком поступает в два напорно-регулирующие поселковых резервуара объемом по 500 куб.м за счет перепада высот. При этом, в настоящее время в технологическом процессе задействован один резервуар.
Суд первой инстанции, удовлетворяя частично требования Быкова В.В. и признавая бездействие на стороне административного ответчика незаконным, пришел к выводу о том, что полномочия по организации водоснабжения населения, в том числе в случае невозможности исполнения своих обязательств организациями, осуществляющими водоснабжение, либо в случае отказа указанных организаций, переданы согласно закону Ставропольского края от 20 декабря 2018 г. N 113-кз Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
С такими выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что, признавая незаконным бездействие Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, выразившееся в неисполнении обязанности по организации водоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный муниципальный округ, пос. Ясная Поляна, ул. Кубанская, дом 2, суд первой инстанции в нарушение требований закона не проверил, наделен ли административный ответчик полномочиями на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия, в оспариваемом ответе нет признаков незаконного бездействия.
Судебная коллегия полагает об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в частности относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии со статьей 3 Закона Ставропольского края от 20 декабря 2018 г. N 113-кз "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края", органы государственной власти Ставропольского края осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных и городских округов Ставропольского края по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 г. N 545-п (далее - Положение), установлено, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края, обеспечивающим проведение на территории Ставропольского края государственной политики и осуществляющим управление, нормативно-правовое регулирование в области жилищно-коммунального хозяйства, региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, спасения людей на водных объектах, отнесенные к ведению органов исполнительной власти Ставропольского края (в части полномочий, не переданных Правительством Ставропольского края Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии со статьей 26 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственной власти Ставропольского края, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, общественными объединениями, организациями и гражданами.
Согласно пункту 151 Положения министерство осуществляет организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, при условии, что осуществление этих полномочий не возложено на иные органы исполнительной власти Ставропольского края.
Судом апелляционной инстанции проанализирован ответ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 10 октября 2022 г. N 12445/09, по существу которого обращение Быкова В.В. не оставлено без рассмотрения, напротив, предложено обратится в уполномоченную организацию, которая имеет соответствующие обязанности и возможность осуществления подвоза воды по установленному тарифу, отказ от исполнения данной обязанности по материалам дела не подтвержден, сведения о получении заявки Быкова В.В. в абонентском отделе ПТП Ессентукское филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Предгорный "Межрайводоканал" на подвоз воды отсутствуют как и документальный отказ ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" от заключения соглашения в установленном порядке с административным истцом.
В связи с тем, что решение суда первой инстанции в части удовлетворенных судом первой инстанции требований не может быть признано отвечающим части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оно мотивированно отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме требований.
По смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, использование законодателем формулировки "организация" при определении полномочий органов местного самоуправления означает, что задача органов местного самоуправления состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективного решения соответствующего вопроса местного значения. При этом недопустимо возложение на муниципальные образования финансового обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из статусных характеристик иных субъектов, как самостоятельных участников гражданского оборота.
При этом, термин "организация" в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений.
В соответствии с пунктом 46 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2130, при отсутствии технической возможности подключения на момент обращения заявителя с заявлением о подключении, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, исполнитель не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении. Сроки подключения подключаемого объекта в таком случае устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы.
На территории пос. Ясная Поляна организовано водоснабжение путем подвоза воды, который осуществляется ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в соответствии с установленными Региональной тарифной комиссией Ставропольского края тарифами. Согласно постановлению от 13 декабря 2022 г. N 72/4 "Об установлении ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" тарифов на подвоз воды на 2022 год тариф на подвоз воды для жителей пос. Ясная Поляна установлен и составляет 277, 45 руб/куб.м. Указанное постановление размещено на сайте ресурсоснабжающей организации.
Изложенное свидетельствует о том, что административным ответчиком выбран и реализован один из предусмотренных законом способов организации водоснабжения на территории пос. Ясная Поляна путем подвоза воды на период до организации централизованного водоснабжения и исполнения мероприятий инвестиционной программы ГУП СК "Ставрополькрайводоканал".
Каких-либо оснований полагать о том, что со стороны Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края допущено незаконное бездействие, не позволяющее Быкову В.В. заключить договор на подвоз воды с ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" по установленному тариф на подвоз воды для жителей пос. Ясная Поляна, не имеется, поскольку доказательства обращения в абонентский отдел ПТП Ессентукское филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Предгорный "Межрайводоканал" и отказа данной организации от исполнения своих обязательств, не представлено.
При этом судом апелляционной инстанции отмечалось, что строительство водопроводных сетей в п. Ясная Поляна Предгорного муниципального округа, включающее поэтапное выполнение различных мероприятий, в том числе, направленных на увеличение резерва мощности системы холодного водоснабжения, к которым относится "реконструкция комплекса Кубанских очистных сооружений водоснабжения и Кубанского районного водопровода", ошибочно расценивается административным истцом в качестве бездействия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. Вместе с тем, указанные мероприятия объективно не могут быть осуществлены незамедлительно.
Исходя из установленных по настоящему административному делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил выводы суда первой инстанции о незаконном бездействии административного ответчика, выразившегося в неисполнении обязанности по организации водоснабжения жилого дома административного истца и необходимости возложения на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обязанности по устранению допущенных нарушений.
При таком положении оснований для удовлетворения кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Быков В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 сентября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.