Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К, Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" на решение Ставропольского краевого суда от 10 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 4 июля 2023 г.
по административному делу по административному иску Лысых Ю.А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Государственному бюджетному учреждению Ставропольского края "Ставкрайимущество" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" Антоняна А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лысых Ю.А. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Государственному бюджетному учреждению Ставропольского края "Ставкрайимущество" (далее - ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество") об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что Лысых Ю.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3903 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", шоссе Старомарьевское, 12, и расположенных на указанном земельном участке объектов недвижимости - мойки самообслуживания на 6 постов с кадастровым номером N, назначение - нежилое, площадью 332, 2 кв.м, и склада с кадастровым номером N, назначение - нежилое, площадью 669, 8 кв.м. Установленная в отношении указанных объектов недвижимости кадастровая стоимость превышает их рыночную, что нарушает права и законные интересы административного истца как налогоплательщика.
Решением Ставропольского краевого суда от 10 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 4 июля 2023 г, требования Лысых Ю.А. удовлетворены, установлены кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 15 марта 2021 г. в размере его рыночной стоимости 8 040 000 рублей, кадастровая стоимость объекта недвижимости мойки самообслуживания на 6 постов с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 г. в размере его рыночной стоимости 7 273 000 рублей, кадастровая стоимость объекта недвижимости склада с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 г. в размере его рыночной стоимости 4 433 000 рублей. Датой подачи заявления об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости постановлено считать 29 декабря 2022 г.
В кассационной жалобе ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество", поданной 31 июля 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 7 августа 2023 г, ставится вопрос об изменении решения Ставропольского краевого суда от 10 апреля 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 4 июля 2023 г, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения в части исключения заявителя из числа административных соответчиков.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Лысых Ю.А. является собственником земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером N, площадью 3 903 кв.м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, шоссе Старомарьевское, 12, а также расположенных на указанном земельном участке объектов недвижимости - мойки самообслуживания на 6 постов с кадастровым номером N, назначение - нежилое, площадью 332, 2 кв.м, и склада с кадастровым номером N, назначение - нежилое, площадью 669, 8 кв.м.
Тем самым, административный истец, будучи собственником указанных выше объектов недвижимости, является налогоплательщиком и уплачивает налоги, размер которых зависит от кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена актом ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 12 апреля 2021 г. и по состоянию на 15 марта 2021 г. определена в размере 11 003 181, 48 рублей.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена актом от 22 августа 2022 г. и по состоянию на 1 января 2019 г. определена в размере 19 183 998, 77 рублей.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена актом от 17 августа 2022 г. и по состоянию на 1 января 2019 г. определена в размере 9 775 433, 24 рубля.
Оспаривая в судебном порядке установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки кадастровую стоимость, административным истцом в подтверждение рыночной стоимости был представлен отчет оценщика ООО " "данные изъяты"" от 27 декабря 2022 г. N N, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на 15 марта 2021 г. в размере 3 359 000 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером N определена по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 3 879 700 рублей; объекта недвижимости с кадастровым номером N определена по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 3 136 400 рублей.
С целью проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также расчета рыночной стоимости в случае, если отчет не соответствует федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, судом первой инстанции верно был сделан вывод о необходимости назначения судебной оценочной экспертизы, проведение которой поручено эксперту ООО " "данные изъяты"".
В соответствии с заключением ООО " "данные изъяты"" от 14 марта 2023 г. N 004-23-ОК рыночная стоимость спорных объектов недвижимости установлена:
- с кадастровым номером N по состоянию на 15 марта 2021 г. - в размере 8 040 000 рублей;
- с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 7 273 000 рублей;
- с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 4 433 000 рублей.
Разрешая требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельного участка затрагивают права административного истца как собственника и могут быть оспорены им в установленном законом порядке, в связи с чем, оценив и приняв в основу результаты судебной экспертизы, установилкадастровую стоимость объектов в размере рыночной стоимости, определенной в соответствии с заключением ООО " "данные изъяты"" от 14 марта 2023 г. N N.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав на наличие права административного истца обратиться с подобными требованиями, а также отклонив доводы апелляционной жалобы ГБУ СК "Ставкрайимущество" о круге административных ответчиков по делу.
Судебная коллегия не находит предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", административным ответчиком является государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В силу положений статьи 24.19 названного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно подпунктам 1 и 2 части 1 статьи 7 того же Федерального закона полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются в том числе: определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Согласно части 1 статьи 15 того же Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки утверждаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем, частью 6 статьи 16 Федерального от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" по результатам определения кадастровой стоимости в отношении объектов, кадастровая стоимость которых установлена не в порядке государственной кадастровой оценки, а в связи с образованием объектов либо изменением их характеристик, бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости содержатся в актах об их утверждении.
Приведенные процессуальные и материальные нормы права при определении рыночной стоимости объектов недвижимости в ходе рассмотрения дела судами нижестоящих инстанций были соблюдены.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о круге лиц, привлеченных к участию в деле в качестве административных ответчиков, следуют из материалов дела, подтверждающих, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости внесены на основании актов ГБУ СК "Ставкрайимущество".
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 г. N 570 "О наделении государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости" указанное учреждение наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края.
Таким образом, доводы жалобы о ненадлежащем административном ответчике были мотивированно отклонены судами как основанные на неверном понимании положений законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, поскольку органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в данном случае ГБУ СК "Ставкрайимущество".
При этом использование расчетного метода определения кадастровой стоимости (а не ее утверждение) либо какого бы то ни было иного способа не может повлечь другую трактовку норм материального права, закрепленных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и правильно приименных судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениям.
По тем же основаниям подлежат отклонению доводы о том, что акт об определении величины кадастровой стоимости не является актом об утверждении результатов определения кадастровой стоимости по смыслу статьи 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и не содержит грифа "утверждаю", поскольку какого-либо иного способа или акта для определения кадастровой стоимости объектов, поставленных на учет в связи с их образованием либо изменением характеристик, законом не предусмотрено.
При таком положении обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, поскольку приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушениях норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ставропольского краевого суда от 10 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 4 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 сентября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.