Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гасанова А. Х. на решение Казбековского районного суда Республики Дагестан от 26 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 11 мая 2023 г. по административному делу N 2а-14/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Дагестан к Гасанову А. Х. о взыскании налоговых платежей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Дагестан (далее также - Межрайонная ИФНС N 17 по Республике Дагестан, инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Гасанову А.Х. о взыскании налоговых платежей.
В обоснование своих требований указала на то, что административный ответчик Гасанов А.Х. является собственником налогооблагаемых объектов - строения и транспортных средств; в связи с неуплатой налогоплательщиком в установленный законом срок налогов, по соответствующим видам налогов, у него образовалась недоимка и ему начислены пени; направленные налоговым органом Гасанову А.Х. налоговые уведомления, требования в добровольном порядке не исполнены, недоимка по налогам и пени по ним по настоящее время им не уплачены. В связи с ненадлежащим исполнением Гасановым А.Х. обязанности по уплате налогов и пени по ним, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который в последующем отменен в связи с поступившими возражениями налогоплательщика относительно его исполнения.
Решением Казбековского районного суда Республики Дагестан от 26 января 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 11 мая 2023 г, административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 10 августа 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 17 августа 2023 г, Гасанов А.Х. просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального и процессуального права, указывая на неправильное исчисление пени.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гасанов А.Х. согласно данным регистрирующих органов является собственником строения (магазина) с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" транспортных средств: "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты" и "данные изъяты" государственный регистрационный знак "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Дагестан Гасанову А.Х. направлено налоговое уведомление от 1 сентября 2021 г. N об уплате транспортного налога за 2020 год в размере "данные изъяты" руб, налога на имущество физических лиц в размере "данные изъяты" руб. сроком уплаты до 1 декабря 2021 г.
В связи с неисполнением налогоплательщиком в добровольном порядке обязанности по уплате налога, в адрес Гасанова А.Х. в порядке статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации направлены требования об оплате недоимки и пени по налогу на имущество N 73890 от 25 июня 2021 г. сроком исполнения до 30 ноября 2021 г, недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество N 96490 от 19 декабря 2021 г. сроком добровольного исполнения до 29 марта 2022 г.
Поскольку Гасановым А.Х. требование инспекции не исполнено налоговый орган обратился с заявлением в судебный участок N 56 Казбековского района Республики Дагестан о выдаче судебного приказа. Вынесенный мировым судьей судебный приказ от 8 июня 2022 г. о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу, определением мирового судьи от 27 июня 2022 г. отменен в связи с возражениями должника.
16 ноября 2022 г. Межрайонная ИФНС России N 17 по Республике Дагестан обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Гасанова А.Х. задолженности по налогу и пени.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения норм, закрепленных в статье 14, подпункте 1 пункта 1 статьи 23, пункте 1 статьи 45, пункте 4 статьи 85, статьях 356, 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктах 3 и 4 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 2 декабря 2002 г. N 39 "О транспортном налоге", пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, проверив правильность расчета задолженности по налогу и пени, соблюдение налоговым органом порядка обращения в суд, процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погашения задолженности по налогам, предшествующей обращению в суд, установив, что обязанность по уплате налога административным ответчиком не исполнена, административный иск удовлетворил, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, указав также на правильность расчета, составленного по недоимкам по налогам и пени, образовавшимся с 2014 по 2020 годы, соблюдение процедуры их взимания и срока предъявления настоящих требований, установленного абзацем 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из идентичности настоящих требований с требованиями, содержащимися в заявлении налогового органа о вынесении судебного приказа о взыскании с Гасанова А.Х. недоимки и пени, а также исходя из даты отмены судебного приказа и обращения в суд.
Проверяя доводы административного ответчика об отсутствии у него обязанности по уплате недоимок по налогам и пени по ним со ссылкой на платежные документы от 22 сентября 2021 г. об уплате "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для их удовлетворения, поскольку установил, что плательщиком налога является иное лицо - Гасанов К. Х, и указанные платежи зачтены не на лицевом счете административного ответчика, а на счете плательщика.
Отклоняя доводы административного ответчика о необоснованном рассмотрении судом первой инстанции настоящего дела в его отсутствие, лишив его возможности представлять доказательства и возражения относительно заявленных требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что согласно материалам дела Гасанов А.Х. извещен о слушании дела, назначенном судом на 26 января 2023 г, по адресу его регистрации и проживания: "адрес", имеющемуся в материалах дела и указанному административным ответчиком в поданной им апелляционной жалобе.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45, пунктом 2 статьи 52, статей 399, 356, пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога на имущество и транспортного налога должна быть выполнена налогоплательщиком - физическим лицом в срок, установленный законодательством о налогах и сборах на основании налогового уведомления налогового органа.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьями 402 и 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.
Отношения, связанные с установлением и введением на территории Республики Дагестан транспортного налога, регулируются Законом Республики Дагестан от 2 декабря 2002 г. N 39 "О транспортном налоге" в статье 2 которого предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются в размерах в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункты 1 и 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации установлено).
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, исходя из приведенных норм, суды, установив, что Гасанов А.Х. является плательщиком налога, имеет в собственности строение (магазин) с кадастровым номером "данные изъяты" расположенное по адресу: "адрес" транспортные средства "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты", "данные изъяты", государственный регистрационный знак О351ЮВ/05, однако установленные законом налоги в нарушение статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации не уплатил, признав расчет транспортного налога и налога на имущество и пени к ним правильным, а доводы о частичной уплате налога не подтвердившимися, пришли к обоснованному выводу о соблюдении административным истцом процедуры взимания недоимок по налогам и пени, срока предъявления настоящих требований и удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы о незаконности оспариваемых решений ввиду неисследования порядка начисления пени и неправильного исчисления пени с 2017 г. подлежат отклонению, поскольку административным ответчиком в суд апелляционной инстанции не представлено доказательств об ошибочности расчета, составленного в соответствии с порядком, установленным статьей 408 Налогового кодекса Российской Федерации, и сформированного за период с 2014 по 2020 гг.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов об удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Казбековского районного суда Республики Дагестан от 26 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 11 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Гасанова А. Х. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 сентября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.