Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Кирьяновой Л.Я. (далее Кирьянова Л.Я.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 258 Химкинского судебного района Московской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 359 Химкинского судебного района Московской области, от 05 июля 2022 года, решение судьи Химкинского городского суда Московской области от 02 ноября 2022 года, вынесенные в отношении Кирьяновой Л.Я. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 258 Химкинского судебного района Московской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 359 Химкинского судебного района Московской области, от 05 июля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Химкинского городского суда Московской области от 02 ноября 2022 года, Кирьянова Л.Я. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Кирьянова Л.Я. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, и прекращении производства.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Кирьяновой Л.Я. к административной ответственности) невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее Правила дорожного движения) водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475 (далее Правила), воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок направления на такое освидетельствование.
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанных Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении 04 февраля 2022 года в 00 часов 30 минут по адресу: Московская область, городской округ Химки, 30 км автодороги М-10 Россия, Кирьянова Л.Я, являясь водителем транспортного средства "Порше Кайен", государственный регистрационный знак "данные изъяты" с признаками опьянения, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения не выполнила законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
В связи с наличием признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, нарушение речи) должностным лицом ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, Кирьяновой Л.Я. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, от прохождения которого она отказалась.
Согласно пункту 10 Правил, направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
В соответствии с пунктом 10 вышеуказанных Правил Кирьянова Л.Я. была направлена на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, однако, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения она не выполнила законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к Кирьяновой Л.Я. в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с участием понятых.
Вопреки доводам жалобы, приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из содержания протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от 04 февраля 2022 года следует, что должностным лицом ГИБДД Кирьянова Л.Я. в присутствии понятых направлена на медицинское освидетельствование на состояние опьянения по основаниям, предусмотренным пунктом 10 Правил (отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения), от прохождения которого она отказалась (л.д. 5).
Отказ Кирьяновой Л.Я. отражен в названном протоколе о направлении на медицинское освидетельствование в присутствии двух понятых, что зафиксировано должностным лицом и подписями Кирьяновой Л.Я, понятых.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Кирьяновой Л.Я. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протоколы об административном правонарушении, об отстранении от управления транспортным средством, о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составлены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом, находившимся при исполнении своих служебных обязанностей.
Указанные протоколы подписаны Кирьяновой Л.Я. собственноручно.
Основания для признания процессуальных документов, составленных по делу, недопустимыми доказательствами отсутствуют, письменные доказательства соответствуют предъявляемым к ним требованиям, составлены уполномоченным лицом.
Утверждение о том, что Кирьянова Л.Я. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нашло своего подтверждения в ходе производства по делу и опровергается имеющимися в материалах дела письменными доказательствами, видеозаписью.
Довод заявителя о том, что в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения отказ Кирьяновой Л.Я. от прохождения данной процедуры не зафиксирован, опровергается видеозаписью, исследованной в судебном заседании, из которой усматривается, что Кирьянова Л.Я. отстранена от управления транспортного средства, инспектором ДПС ей предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, на вопрос инспектора ДПС о том, согласна ли Кирьянова Л.Я. пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, последняя ответила отказом, инспектором ДПС предложено Кирьяновой Л.Я. пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, от прохождения которого последняя также отказалась.
В содержании протокола в соответствующей графе ею собственноручно указано "поздно, хочу домой", сделана запись, что от прохождения медицинского освидетельствования она отказалась в присутствии понятых (л.д. 5).
Кирьянова Л.Я. присутствовала при составлении процессуальных документов, при оформлении протокола об административном правонарушении ей разъяснены процессуальные права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 51 Конституции Российской Федерации.
В протоколе об административном правонарушении от 04 февраля 2022 года в графе "объяснения" Кирьяновой Л.Я. указано, что ехала с работы уставшая, не совсем поняла требование сотрудников полиции, было -5 градусов, она устала и замерзла, поэтому срочно нужно было в тепло, чтобы не заболеть. Подписала отказ, так как сотрудники полиции ввели в заблуждение (л.д. 3).
Вместе с тем каких-либо данных, свидетельствующих о том, что на Кирьянову Л.Я. сотрудниками ГИБДД оказывалось психологическое давление или намеренно затягивалась процедура направления на медицинское освидетельствование, в исследованных материалах дела не имеется.
Отказ Кирьяновой Л.Я. от освидетельствования и медицинского освидетельствования зафиксирован в присутствии двух понятых. Возражений, замечаний, относительно сведений, обозначенных в процессуальных документах лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, указано не было.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений по делу, влияющих на правильность вывода мирового судьи о доказанности вины Кирьяновой Л.Я. в совершении административного правонарушения и которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не установлено и материалы дела не содержат.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Кирьяновой Л.Я. объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.
Административное наказание назначено Кирьяновой Л.Я. в пределах санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере.
Постановление о привлечении Кирьяновой Л.Я. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 258 Химкинского судебного района Московской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 359 Химкинского судебного района Московской области, от 05 июля 2022 года, решение судьи Химкинского городского суда Московской области от 02 ноября 2022 года, вынесенные в отношении Кирьяновой Л.Я. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Кирьяновой Л.Я. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.