Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Чумаков Ю.А., рассмотрев жалобу защитника - адвоката Шестернева ФИО4, действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "БЫКИ", на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N7 Кировского района г. Саратова от 11 апреля 2023 года, решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 16 мая 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "БЫКИ" (далее - по тексту ООО "БЫКИ") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N7 Кировского района г. Саратова от 11 апреля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Саратова от 16 мая 2023 года, ООО "БЫКИ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Шестернев Ю.В. ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении юридического лица по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Саратову УНД и ПР ГУ МЧС России по Саратовской области от 09 декабря 2022 года N64-0-2022/0464рс в период с 13декабря 2022 года по 16 декабря 2022 года в отношении ООО "БЫКИ" по адресу: г. Саратов, ул. Большая Садовая, 239 проведена внеплановая выездная проверка на предмет исполнения требований пожарной безопасности.
В ходе проверки на объекте по названному адресу установлено 26 нарушений требований пожарной безопасности, описанных в предписании об устранении выявленных нарушений от 16 декабря 2022 года N64-0-202/0464РС со сроком исполнения - 12 январь 2022 года. Данное предписание вручено участвовавшему при проведении проверки заместителю генерального директора общества Ким И.В. (л.д. 47-49).
В соответствии с решением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Саратову УНД и ПР ГУ МЧС России по Саратовской области от 23 января 2023 г. N64-0-2023/0503рс в отношении объекта защиты - ООО "Быки" по адресу: г. Саратов, ул. Большая Садовая, 239 проведена внеплановая выездная проверка в целях исполнения ранее выданного предписания.
В рамках проверки установлено неисполнение в срок до 12 января 2023 года обществом всех 26 пунктов предписания от 16 декабря 2022 года, а именно
пункт 1. Система автоматической пожарной сигнализации находится в нерабочем состоянии (п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
пункт 2. Система оповещения людей при пожаре находится в нерабочем состоянии, (п. 54 Правил противопожарного режима в РФ. утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
пункт 3. В помещениях отсутствует эвакуационное освещение, обеспечивающее безопасный выход из помещений в случае чрезвычайных ситуаций или пожара, при отказе рабочего освещения (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 сг. 6, ст. 53 Федерального закона РФ N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
пункт 4. Отделка фасада здания выполнена горючими материалами, допускающими распространение горения (п. 11 ст. 87 Федерального закона РФ N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 25 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
пункт 5. Допускается использование напольного покрытия в зале с не исследованными показателями пожарной опасности (фактически не представлен сертификат пожарной безопасности) (ст. 134, табл. 28, табл. 29 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 25 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
пункт 6. Допускается использование горючих материалов для декоративной отделки зала и путей эвакуации горючей отделкой (фактически деревянной конструкции) (ст. 134, табл. 28, табл. 29 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 25 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
пункт 7. Основные горизонтальные участки путей эвакуации указанные в плане эвакуации, менее 1.2 м (фактически 1 м) (п. 1 ч. 2 ст. 1. ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального закона РФ N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.3.3 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
пункт 8. Горизонтальные участки эвакуации (проходы между столами и стульями выполнены менее I м (фактически расстояние от соседних стульев 0.2) (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального закона РФ N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.3.3 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
пункт 9. Не предоставлены документы по очистке воздуховодов от горючих отложений в помещении варочного цеха и воздуховодах, смонтированных в зале (п. 43 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
пункт 10. Допускается эксплуатация общеобменной вентиляции между помещениями различного функционального назначения, без устройства огнепреградительных клапанов (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ст. 85 Федерального закона РФ N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 6.24 СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности");
пункт 11. В качестве утеплителя и шумоизоляции на потолке основного зала допускается использование горючих материалов (напыляемая полиуретановая пена, сертификаты пожарной безопасности не представлены) (ст. 134, табл. 28, табл. 29 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 25 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
пункт 12. Допускается устройство криволинейных забежных ступеней на антресоль, смонтированную в объеме основного зала (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ст. 53 Федерального закона РФ N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 4.3.6 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
пункт 13. Допускается устройство криволинейных забежных ступеней на антресоль с одновременным пребыванием 10 за одним столом (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ст. 53 Федерального закона РФ N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 4.3.6 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
пункт 14. Второй выход с антресоли расположенный над входом в бар загроможден различными предметами и материалами, препятствующие эвакуации людей при пожаре (п. 1 ч. 2 ст. 1. ч. 1 ст. 6 ст. 53 Федерального закона РФ N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 4.3.6 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
пункт 15. При спуске по лестнице, ведущей с антресоли расположенной над входом со стороны сцены допускается перепад высоты пола менее 0, 45 м, без устройства ступеней числом не менее 3 или пандусом с уклоном 1:6 (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ст. 53 Федерального закона РФ N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности": п. 4.3.5 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
пункт 16. Согласно плана эвакуации, утвержденного руководством ООО "Быки", в объеме лестницы между варочным цехом и баром отсутствуют поручни (п. 1 ч. 2 ст. 1. ч. 1 ст. 6 ст. 53 Федерального закона РФ N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 4.3.5 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"):
пункт17. На антресоли при входе в бар допускается загромождение пути эвакуации на лестницу (фактически установлена мебель, сокращающая расчетный путь эвакуации) (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального закона РФ N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.3.3 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
пункт 18. На антресоли допускается установка напольных вешалок для верхней одежды, сокращающих расчетную ширину пути эвакуации. Расчетный путь эвакуации сокращен с 1.2 м до 1.07 м (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального закона РФ N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.3.6, п. 4.3.3 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
пункт 19. Не предоставлена документация на конструктивную защиту металлических конструкций, отвечающих за устойчивость здания при пожаре (п. 13 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
пункт 20. Заполнение дверного проема в противопожарной перегородке между ООО "Быки" и ООО "ЦВТ" не соответствует требуемому пределу огнестойкости (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, п. 1 ст. 88 Федерального закона РФ N123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 4.2 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям");
пункт 21. Выход с антресоли с одновременным пребыванием больше 10 человек выполнен шириной менее 1 м (фактически 0.5 м) (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального закона РФ N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.4.1 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
пункт 22. В помещении хранения пивных кег отсутствуют пожарные извещатели АУПС (п. 1 ч. 2 ст. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации"; п. 13.1, прил. А (обязательное) СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", п. 4.3, табл. 1 СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности");
пункт 23. Система приточной вентиляции и системы кондиционирования воздуха не сблокирована с системой АУПС и не имеет автоматического отключения в случае возникновения пожара (п. 42 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
пункт 24. За потолочное пространство в варочном цехе ограниченное подвесным потолком "армстронг" не оборудовано пожарными извещателями АУПС (п. 1 ч. 2 ст. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 10, табл. 2 СП 486.1311500.2020 -"Системы противопожарной зашиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности");
пункт 25. Тип огнетушителей, установленных в помещениях (фактически установлены углекислотные огнетушители) не обеспечивают безопасность при их применении для людей и имущества (п. 391, п. 3 приложение N1 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
пункт 26. Допускается размещение различных предметов и материалов в результате которых ограничивается доступ к пожарным кранам внутреннего пожарного водопровода (п. 16 (е) приложение N1 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
Таким образом, на момент окончания проверки 23 января 2023 года законное предписание N 64-0-2022/0464рс от 16 декабря 2022 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности в установленный срок, то есть до 12 января 2023 года не выполнено.
Предписание в установленном законном порядке не оспорено, ходатайств об отсрочке исполнения выданного ранее предписания не заявлено.
Указанные обстоятельства, отраженные в акте внеплановой выездной проверки от 23 января 2022 года, явились основанием для составления должностным лицом административного органа в отношении ООО "БЫКИ" протокола об административном правонарушении N 27 от 15 февраля 2022 года по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и последующего привлечения юридического лица постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной вменяемой нормы.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии юридического лица состава указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, поскольку юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введена Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ), при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно представленным данным, ООО "БЫКИ" включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10 ноября 2017 года и по состоянию на момент совершения административного правонарушения относилось к категории микропредприятие, в связи с чем к нему подлежат применению положения части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На момент рассмотрения жалобы административный штраф ООО "Быки" не уплачен.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая статус ООО "БЫКИ", постановление и решение следует изменить и назначить ООО "Быки" наказание с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, улучшающих правовое положение юридического лица, в размере 35 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка судебного участка N7 Кировского района г. Саратова от 11 апреля 2023 года, решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 16 мая 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "БЫКИ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, назначив обществу с ограниченной ответственностью "Быки" наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
В остальной части постановление мирового судьи и решение судьи районного суда оставить без изменения.
Судья Ю.А. Чумаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.