Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу И.Е.В. на решение Щелковского городского суда Московской области от 23 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 18 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Московской области к И.Е.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Московской области (далее - Инспекция) обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, просила взыскать с И.Е.В.:
задолженность по транспортному налогу
за 2014 год - пени в размере 1 081 руб. 24 коп, за 2015 год - пени в размере 1 617 руб. 42 коп, за 2016 год - налог в размере 1 779 руб, пени в размере 472 руб. 65 коп, задолженность по налогу на имущество физических лиц:
за 2014 - налог в размере 539 руб, пени в размере 272 руб. 96 коп, за 2016 год - налог в размере 7 445 руб.
В обоснование административного иска указала, что И.Е.В. является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, налогоплательщику направлялось налоговое уведомление, налог своевременно не уплачен, в связи с чем начислены пени, выставлено требование об уплате задолженности, требование не исполнено, вынесенный по заявлению Инспекции судебный приказ о взыскании задолженности по обязательным платежам отменен в связи с возражениями должника относительно его исполнения.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 23 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 18 января 2023 года, административный иск удовлетворен частично. С И.Е.В. взысканы задолженность по транспортному налогу за 2016 год - налог в размере 1 779 руб, пени в размере 472 руб. 65 коп, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год - налог в размере 7 445 руб. В удовлетворении административного иска в остальной части отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 3 июля 2023 года, И.Е.В. просит изменить состоявшиеся судебные постановления в части взыскания налогов и пени за 2016 год, направить дело на новое рассмотрение. Считает, что Инспекцией пропущен срок на обращение в суд.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие нарушения были допущены судами.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, в частности, соблюден ли срок обращения в суд (часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По общему правилу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции Федерального закона от 26 апреля 2016 года N 110-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести, месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 3 данной статьи 48 требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Отказывая в удовлетворении административного иска в части требований о взыскании налогов за 2014, 2015 годы, суд первой инстанции счел пропущенным срок на подачу административного иска, предусмотренный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя требования о взыскании задолженности за 2016 год, суд указал на неисполнение налогоплательщиком данной налоговой обязанности; установил, что выданный мировым судьей судебный приказ от 2 августа 2021 года отменен определением от 6 мая 2022 года.
При этом судом не выяснялся вопрос о направлении в адрес налогоплательщика налогового уведомления и требования об уплате обязательных платежей в соответствии с положениями статей 52, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд счел пропущенным предусмотренный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок на взыскание обязательных платежей за 2014 и 2015 год и не проверил соблюдение указанного срока при взыскании обязательных платежей за 2016 год, в решении суда не приведены. Как указано в административном исковом заявлении, для уплаты обязательных платежей за 2014, 2015, 2016 годы направлялось одно требование от 26 апреля 2021 года N 24954, они были взысканы одним судебным приказом от 2 августа 2021 года. В этой связи отказ судом во взыскании части обязательных платежей по мотиву пропуска срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, и противоположенное решение по другой части обязательных платежей судебная коллегия находит произвольными, не основанными ни на законе, ни на установленных по делу обстоятельствах.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке установлено, что для уплаты налогов за 2016 год налогоплательщику направлялось налоговое уведомление от 7 августа 2017 года, а также требование об уплате обязательных платежей по состоянию на 26 апреля 2021 год со сроком уплаты до 31 мая 2021 года; судебный приказ от 2 августа 2021 года был отменен определением от 6 мая 2022 года.
При таких данных суд апелляционной инстанции счел непропущенными сроки на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа и на обращение в суд с административным иском. Предусмотренный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок суд исчислил со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога 31 мая 2021 года.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не учтено, что по общему правилу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Нарушение этого срока не влечет продление совокупного срока принудительного взыскания задолженности (пункт 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года).
В этой связи вывод о соблюдении Инспекцией срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, сделан судом апелляционной инстанции без выяснения и учета дня выявления недоимки.
При таких данных постановленные по делу судебные акты подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Находя необходимым отменить судебные акты полностью, а не только в обжалуемой части, судебная коллегия учитывает взаимную обусловленность и взаимную связь частей решения городского суда, касающихся соблюдения (пропуска) срока обращения в суд и руководствуется разъяснениями, данными в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 23 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 18 января 2023 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Щелковский городской суд Московской области.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 8 сентября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.