Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ч.З.Р. на решение Электростальского городского суда Московской области от 24 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 10 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Ч.З.Р. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому Электросталь Московской области, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области об оспаривании заключения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
Ч.З.Р. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, просила признать незаконным заключение УМВД России по городскому округу Электросталь от 4 апреля 2022 года об установлении личности, обязать оформить вид на жительство для лица без гражданства и принять документы для приобретения гражданства Российской Федерации.
В обоснование административного иска указала, что в оспариваемом заключении неверно установлена ее принадлежность к гражданству Грузии, настаивает на том, что гражданство Грузии ею не оформлялось, она родилась в СССР, прибыла в Россию в 1999 году и в настоящее время гражданства не имеет. Ее вина в незаконной выдаче (ранее) паспорта гражданина России на ее имя отсутствует.
Решением Электростальского городского суда Московской области от 24 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 10 апреля 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 12 июля 2023 года, Ч.З.Р. просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение об удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на ошибочности вывода о наличии гражданства Грузии.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в подтверждение личности иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность.
Такое заключение составляется по форме, утвержденной приказом МВД России от 28 марта 2017 года N 154, и содержит, в числе иных сведения об иностранном гражданине или лице без гражданства, что предполагает выяснение вопроса о наличии гражданства, а также результаты проверок личности по учетам МВД России и при необходимости других государственных органов.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, что 30 октября 2019 года Ч.З.Р. обратилась в УМВД России по городскому округу Электросталь с заявлением о признании ее гражданином России на основании пункта "д" статьи 41.2 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", поскольку она имела паспорт гражданина России.
Решением Управления от 25 февраля 2020 года N 87/4507 заявление Ч.З.Р. снято с рассмотрения, как принятое без оснований. Решением Электростальского городского суда Московской области от 7 июля 2020 года по делу N на миграционный орган возложена обязанность рассмотреть заявление Ч.З.Р. от 30 октября 2019 года о признании ее гражданином России в порядке установленном законодательством.
Для установления личности Ч.З.Р. проведены опрос свидетелей и опознание по фотографии. По результатам данных процедур Ч.З.Р. была опознана.
В ходе проверок выяснено, что М(Ч).З.Р. судимости не имеет, в розыске не значится, к административной ответственности не привлекалась, выдворению за пределы России либо депортации не подвергалась. По данным АС ЦБДУИГ МВД России сведений в отношении М(Ч).З.Р. не имеется.
При проверке по АС "Российский паспорт" установлено, что сведений в отношении М(Ч).З.Р. не имеется. Однако имеются сведения о том, что Ч.З.Р. документировалась паспортами гражданина Российской Федерации, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами территорий Российской Федерации (три паспорта, статус "недействительный").
Согласно акту изъятия паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации от 30 июля 2016 года на основании заключения по результатам проверки УФМС России по Республике Дагестан от 19 сентября 2013 года произведено изъятие паспорта серии N, выданного ТП УФМС России по Республике Дагестан в Гергебильском районе 31 мая 2011 года, оформленного на Ч.З.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как выданного в нарушение установленного порядка. Установлено, что паспорт гражданина Российской Федерации был выдан Ч.З.Р. на основании паспорта, который ранее был выдан иному гражданину (К.В.А.) и утрачен последним.
Из ответов органов ЗАГС на запросы установлено, что между М.Д.С. и Ч.З.Р. заключен брак (актовая запись от 30 августа 2014 года N 826) Ч.З.Р. присвоена фамилия "Марыныч". Последние являются родителями М.Г.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (актовая запись о рождении от 19 июля 2018 года N 821).
Посольство Швейцарии в Российской Федерации (секция интересов Грузии) в ответе от 19 августа 2021 года N 51/22974 на запрос УМВД России по городскому округу Электросталь сообщило, что согласно данным Агентства по развитию государственных сервисов Министерства юстиции Грузии, на имя Ч.З.Р. информация о выдаче документов, удостоверяющих личность гражданина Грузии и о регистрации на территории Грузии, не найдена.
В последующем получен ответ Посольства Швейцарии в Российской Федерации (секция интересов Грузии) от 30 сентября 2021 года N 51/27015, согласно которому Ч.З.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, личный номер N, является гражданкой Грузии.
По результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания личности было вынесено заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства N 1, по форме, утвержденной приказом МВД России от 28 марта 2017 года N 154. Согласно заключению личность М.З.Р., урожденной Ч.З.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки с. Годгадзееби Грузинской ССР установлена как гражданки Грузии, ей было рекомендовано обратиться в секцию интересов Грузии Посольства Швейцарии в России в целях получения документа, удостоверяющего личность гражданина Грузии.
Разрешая спор и отказывая в административном иске, городской суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришёл к выводу о том, что процедура установления личности проведена УМВД России по городскому округу Электросталь проведена в соответствии с требованиями статьи 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; учитывая принадлежность Ч.З.Р. к гражданству Грузии, она не могла быть признана гражданкой России в порядке, установленном статьёй 41.2 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Полномочия УМВД России по городскому округу Электросталь, соблюдение порядка вынесения заключения, соответствие его содержания требованиям закона судами проверены и в кассационной жалобе не оспариваются.
Утверждения в кассационной жалобе об ошибочности вывода миграционного органа и судов о принадлежности Ч.З.Р. к гражданству Грузии основано на собственной оценке заявителем представленных в дело ответов Посольства Швейцарии в Российской Федерации (секция интересов Грузии).
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды обоснованно в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приняли в качестве достоверного доказательства поступивший последним ответ консула секции интересов Грузии Посольства Швейцарии в России от 30 сентября 2021 года, содержащий категоричное утверждение о том, что Ч.З.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, личный номер N, является гражданкой Грузии, а не предшествующий ответ от 19 августа 2021 года о том, что соответствующая информация не найдена.
Воспроизведение в оспариваемом заключении информации о принадлежности Ч.З.Р. к гражданству Грузии, предоставленной компетентным органом этого государства, требованиям закона не противоречит и прав М(Ч).З.Р. не нарушает.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска обоснованно отказано.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Электростальского городского суда Московской области от 24 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 10 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ч.З.Р. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 8 сентября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.