Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу защитника Сакулина Владимира Геннадьевича, действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью Энергетическая компания "Тепло-Водо-Электро-Сервис" на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 января 2023 года, решение судьи Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 марта 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Энергетическая компания "Тепло-Водо-Электро-Сервис" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 5.7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 года N 81-ЗАО "Об административных правонарушениях",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка судебного района Красноселькупского районного суда от 19 января 2023 г, оставленным без изменения решением судьи Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 марта 2023 год, общество с ограниченной ответственностью Энергетическая компания "Тепло-Водо-Электро-Сервис" (далее - ООО ЭК "ТВЭС", Общество) признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.5.7 Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 81-ЗАО "Об административных правонарушениях" и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник просит отменить названные судебные акты, признать вмененное Обществу административное правонарушение малозначительным и освободить от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Согласно положений статьи 5.7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 N 81-ЗАО "Об административных правонарушениях" неисполнение муниципальных правовых актов, имеющих нормативный характер, принятых для реализации решений антитеррористических комиссий муниципальных образований в автономном округе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ) - обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1, частью 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ - субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов его категорирования в зависимости от степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий, а также на основании оценки системы физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса при угрозах совершения актов незаконного вмешательства согласно требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ - паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектом, после согласования с председателем органа, сформированного в субъекте Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации в целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", или уполномоченным им лицом.
В соответствии с пп.6 части 2 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ - субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, обязаны: обеспечивать проведение категорирования объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ - нарушение должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, субъектами топливно-энергетического комплекса, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, иными организациями, а также гражданами требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 459 (ред. от 10.09.2016) утверждено Положение об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования.
В соответствии с пунктами 5, 6 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 459 (далее - Положение) - для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию. Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно пунктам 7, 8 Положения - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 дней со дня утверждения перечня объектов, подлежащих категорированию, направляет субъектам топливно-энергетического комплекса уведомление о включении объекта в этот перечень с указанием сроков проведения категорирования объекта. Для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта, которая, в соответствии с пунктами 2, 3 Постановления губернатора Ямало-ненецкого автономного округа от 17.05.2018 N 57-ПГ должна руководствоваться Положением об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и Регламентом антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденными председателем Национального антитеррористического комитета 17 июня 2016 года NN 6, 7.
В соответствии с пунктом 5 Постановления губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.05.2018 N 57-ПГ - решения антитеррористической комиссии в Ямало - Ненецком автономном округе, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для исполнения органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органами местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе, организациями, должностными лицами и гражданами.
Распоряжением губернатора Ямало-Ненецкого автономного, округа от 17.04.2018 N 121-Р утвержден Перечень объектов ТЭК, расположенных на территории ЯНАО, подлежащих категорированию..
Распоряжением губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2021 N 112-Р, внесены изменения в Перечень объектов ТЭК, распложенных на территории ЯНАО, подлежащих категорированию.
Согласно пунктам 1, 2, З, 4 раздела VII изменений, утвержденных распоряжением губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2021 N 112-Р - в Перечень объектов ТЭК, расположенных на территории ЯНАО, подлежащих категорированию включены объекты ООО ЭК "ТВЭС", а именно: газо-поршневая электростанция (ГПЭС), котельная мощностью 26 МВт "Термаль", котельная мощностью 20 МВт "Октан", ДЭС с.Красноселькуп.
Согласно пункту 7.8 выписки из протокола совместного заседания антитеррористической комиссии и оперативного штаба в Ямало-Ненецком автономном округе от 28.04.2022 N 3 - ООО ЭК "ТВЭС" (Сакулин В.Г.), в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ, предписано завершить категорирование, обследование и паспортизацию объектов ТЭК: "газо-поршневая электростанция (ГПЭС)", "котельная мощностью 26 МВт "Термаль", "котельная мощностью 20 МВт "Октан", "ДЭС с.Красноселькуп", до 01.11.2022.
Согласно п.7.12 выписки из протокола совместного заседания антитеррористической комиссии и оперативного штаба в Ямало-Ненецком автономном округе от 28.04.2022 N 3 - ответственным исполнителям информацию о выполнении решений поручено направить в аппарат АТК в ЯНАО до 01.11.2022.
Выписка из протокола совместного заседания антитеррористической комиссии и оперативного штаба в Ямало-Ненецком автономном округе от 28.04.2022 N 3 направлена в адрес исполнительного директора ООО ЭК "ТВЭС" 13.05.2022 (исх.N 89/01-08/8535).
ООО ЭК "ТВЭС", в нарушение требований части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ, пункт 5 Постановления губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.05.2018 N 57-ПГ, в срок до 01.11.2022 не выполнило пункт 7.8 Решения антитеррористической комиссии и оперативного штаба в Ямало-Ненецком автономном округе от 28.04.2022, а именно: не завершило категорирование, обследование и паспортизацию объектов ТЭК: "газо-поршневой электростанции (ГПЭС)", "котельной мощностью 26 МВт "Термаль", "котельной мощностью 20 МВт "Октан", "ДЭС с.Красноселькуп", т.е. не исполнило в полном объеме решение антитеррористической комиссии в автономном округе.
Указанные обстоятельства явились основание для привлечения Общества к административной ответственности по статье 5.7 Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 81-ЗАО "Об административных правонарушениях" и назначении ему наказания в соответствии с указанной нормой закона.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения норм природоохранного законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приведенные заявителем в рассматриваемой жалобе доводы, в том числе о том, что Общество со своей стороны предпринимало все необходимые меры для категорирования, обследования, паспортизации эксплуатируемых объектов ТЭК, но по независящим от Общества причинам, выполнить указанные мероприятия в срок до 01.11.2022 не представилось возможным, а также о том, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным, поскольку доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий и причинения реального ущерба не имеется, являлись предметом исследования и проверки районного суда, получили оценку с приведением мотивов в обжалуемых судебных актах. Оснований не согласиться с такими выводами не усматривается.
Доводы жалобы, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, сводятся к несогласию с содержащимися в обжалуемых судебных актах выводами, основаны на ином изложении фактических обстоятельств совершения административного правонарушения и иной оценки представленных доказательств, не опровергают наличие в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.7 Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 81-ЗАО "Об административных правонарушениях" и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления, решения.
Деяние Общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 81-ЗАО "Об административных правонарушениях" на основании оценки совокупности исследованных судебными инстанциями доказательств.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции статьи 5.7 Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 81-ЗАО "Об административных правонарушениях", с соблюдением положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 января 2023 года и решение судьи Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 марта 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Энергетическая компания "Тепло-Водо-Электро-Сервис" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 5.7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 годаN 81-ЗАО "Об административных правонарушениях",, оставить без изменения, а жалобу Сакулина Владимира Геннадьевича - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.