Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу защитника Семянниковой Ольги Игоревны, действующей на основании доверенности в интересах публичного акционерного общества "Ростелеком" на вступившие в законную силу постановление административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории города Челябинска, N 05-04-22-49/17 от 13 декабря 2022 года, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 28 февраля 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 20 апреля 2023 года, вынесенные в отношении публичного акционерного общества "Ростелеком" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области N 584-ЗО от 27 мая 2010 года "Об административных правонарушениях в Челябинской области",
УСТАНОВИЛ:
постановлением административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории города Челябинска, от 13 декабря 2022 года N05-04-22-49/17, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 28 февраля 2023 года, решением судьи Челябинского областного суда от 20 апреля 2023 года, публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее- ПАО "Ростелеком", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 N 584-30 "Об административных правонарушениях в Челябинской области" и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе защитник просит отменить постановление коллегиального органа и решения судей нижестоящих инстанций, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 584-ЗО, повреждение, перемещение, снос, ненадлежащее содержание малых архитектурных форм, в том числе скамеек, урн, бордюров, ограждений, указателей, а также других элементов благоустройства, расположенных на территориях общего пользования, детских и спортивных площадках, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 3 Закона N 584-ЗО, является установленный порядок в области благоустройства территорий муниципальных образований.
Объективную сторону указанного правонарушения образуют деяния (действия или бездействие) субъекта, следствием которых явилось повреждение, перемещение, снос, ненадлежащее содержание малых архитектурных форм, в том числе скамеек, урн, бордюров, ограждений, указателей, а также других элементов благоустройства, расположенных на территориях общего пользования, детских и спортивных площадках.
Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, на которое возложены публично-правовые обязанности в области благоустройства территорий муниципальных образований.
Решением Челябинской городской Думы от 22 декабря 2015 года N 16/32 утверждены Правила благоустройства, устанавливающие единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, к обеспечению доступности городской среды, определяющие порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий (помещений в них), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий (далее-Правила).
В соответствии с пунктом 58 Правил - физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории города, в том числе и на территориях жилых домов индивидуальной застройки.
Благоустройство территории города заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих, в том числе поддержание в чистоте и исправном состоянии зданий, строений, сооружений и их элементов (п.п 3 п.59 Правил).
Юридические и физические лица, в том числе собственники индивидуальных жилых домов, индивидуальные предприниматели, проживающие или пребывающие на территории города Челябинска, обеспечивают содержание отведенной и прилегающей территории, объектов и элементов благоустройства в соответствии с настоящими Правилами и правилами благоустройства территории внутригородских районов (п.69 Правил).
Работы по содержанию объектов благоустройства включают, в том числе, ежедневный осмотр всех элементов благоустройства (ограждений, зеленых насаждений, бордюров, пешеходных дорожек, МАФ, устройств наружного освещения и подсветки и т.д.), расположенных на соответствующей территории, для своевременного выявления неисправностей и иных несоответствий требованиям нормативных актов, исправление повреждений отдельных элементов благоустройства (п.п. 1, 2 п.79 Правил).
Пользователи (собственники) подземных инженерных коммуникаций содержат и ремонтируют подземные коммуникации, обеспечивают содержание территорий в границах охранных зон коммуникаций, в том числе расположенных в пределах санитарно-защитных зон промышленных объектов, своевременно производят очистку колодцев и коллекторов; обеспечивают ремонт колодцев, люков, а также покрытий тротуаров и проезжих частей, примыкающих к колодцам и люкам, в случае их повреждений, возникших в результате эксплуатации либо вследствие неудовлетворительного состояния коммуникаций. При строительстве (ремонте) подземных коммуникаций обязаны устанавливать люки смотровых колодцев в одном уровне с покрытием тротуаров, проезжих частей. При выявлении недостатков в размещении крышки люка или решетки дождеприемника обеспечивают их устранение и приведение в соответствие с ГОСТ. При выполнении ремонта усовершенствованного покрытия тротуаров и проезжих частей расположение люков и колодцев в одном уровне с существующим покрытием обеспечивает уполномоченный орган, ответственный за содержание тротуаров и проезжих частей; осуществляют контроль за наличием и исправным состоянием люков на колодцах, их замену при неисправности и восстановление в случае утраты - незамедлительно с момента обнаружения неисправности (утраты) или поступления информации о неисправности/отсутствии люка. (п.п.1, 2, 3 п.153 Правил).
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 13 октября 2022 г. в 13-46 часов ПАО "Ростелеком", при осуществлении деятельности по предоставлению услуг связи, допустило ненадлежащее содержание такого элемента благоустройства, как люк смотрового колодца, выразившееся в отсутствии крышки люка смотрового колодца, который является конструктивным элементом (наружная часть) подземных коммуникаций, расположенного на проезжей части автомобильной дороги по улице Хлебозаводской (пересечение с улицей Морской) в Металлургическом районе г.Челябинска.
Указанные действия общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области.
Факт совершения ПАО "Ростелеком" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области, подтверждается доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Коллегиальный орган и судьи районного и областного судов пришли к правильному выводу о наличии в деянии Общества объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения. Данный вывод основан на приведенных выше нормативных положениях и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
Порядок привлечения ПАО "Ростелеком" к административной ответственности не нарушен.
Доводы о том, что оснований для возбуждения дела об административном правонарушении не было, поскольку контрольные (надзорные) мероприятия не проводились не состоятельны.
Проведение уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции плановых (рейдовых) осмотров (обследований) на основании плановых (рейдовых) заданий осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.
Исходя из положений вышеприведенных норм, необходимыми условиями проведения планового (рейдового) осмотра является наличие планового задания и приказа уполномоченного органа. Обнаруженные в ходе рейдового мероприятия нарушения в силу части 2 статьи 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ могут являться поводом для назначения внеплановой проверки, а также основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, служит поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, и влечет последующие процедуры в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.
В настоящем случае уполномоченным органом проводилась не проверка юридического лица (плановая или внеплановая), а мероприятия контролю (осмотр территории общего пользования), при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Данные мероприятия проведены должностным лицом МКУ "Административно-технической инспекции города Челябинска" в пределах своей компетенции, в ходе мероприятий по контролю, проведенных должностным лицом в пределах предоставленных полномочий, выявлены нарушения обязательных требований.
С учетом того, что проверка юридического лица не проводилась, а проводились мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами в соответствии с выданным заданием, закрепленные в законе требования, предъявляемые к проверке, в том числе к оформлению ее результатов путем составления акта проверки не применимы, в связи с чем оснований для признания полученных доказательств, полученными с нарушениями требований закона, не имеется.
Ссылки жалобы на примечание к статье 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствуют об отсутствии оснований для составления протоколов, поскольку в настоящем случае проверка юридического лица (оформление результатов которой осуществляется составлением акта проверки) не проводилась, нарушение выявлено в рамках иной процедуры, предусмотренной законом.
Иные, имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
При назначении административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ выполнены.
Наказание назначено в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией статьи, является обоснованным и справедливым.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории города Челябинска, N 05-04-22-49/17 от 13 декабря 2022 года, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 28 февраля 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 20 апреля 2023 года, оставить без изменения, жалобу защитника- без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.