Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя УФАС по Пермскому краю, протест заместителя прокурора Пермского края на вступившее в законную силу решение судьи Пермского краевого суда от 18 мая 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мухаматулиной Риммы Тимаргалеевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя УФАС по Пермскому краю от 27 декабря 2022 года N 059/04/7.32-1212/2022, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 29 марта 2023 года (N 12-361/2023), должностное лицо - директор государственного казенного учреждения "Организатор пассажирских перевозок Пермского края" Мухаматулина Р.Т. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Пермского краевого суда от 18 мая 2023 года (N 72-208/2023) постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменены, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На вступившее в законную силу решение судьи краевого суда поданы жалоба должностным лицом, вынесшим постановление, и протест заместителем прокурора Пермского края, в которых ставится вопрос об отмене указанного судебного акта и направлении дела на новое рассмотрение.
Мухаматулина Р.М, надлежащим образом уведомленная о подаче указанных жалобы и протеста, представила на них возражения.
Истребованное дело об административном правонарушении поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 15 августа 2023 года.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и протеста, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
На основании части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ к обязательным условиям, подлежащим включению в контракт, отнесены условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Кроме того, Федеральным законом от 08 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 112 Федерального закона N 44-ФЗ была дополнена частью 65.1, которая в редакции, действовавшей в значимый для настоящего дела период, допускала изменение существенных условий контракта, заключенного до 01 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения; предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3-1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
При рассмотрении дела установлено, что государственным казенным учреждением "Организатор пассажирских перевозок Пермского края" (далее - Учреждение) по итогам проведения в период с 10 августа 2021 года по 08 сентября 2021 года открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края (664а, 649, 678, 771, 794, 795, 796), 04 октября 2021 года с ООО " "данные изъяты"" заключен государственный контракт N 66-ОПП-21, по условиям которого последнее обязалось выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам по маршрутам, параметры которых установлены приложением N 1 к контракту, а заказчик - принять и оплатить эти работы; для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование которых соответствуют требованиям, установленным приложением N 2 к контракту.
Цена контракта составила 1 498 732 229, 66 рублей, формируется с учетом расходов подрядчика, в том числе расходов на страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов, других обязательных платежей, которые подрядчик должен выплатить в связи с исполнением обязательств по контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации; является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ; заказчик оплачивает подрядчику фактически выполненный объем работ в течение срока действия контракта (этапа исполнения контракта), но не превышающий объем работ, подлежащих выполнению в соответствии с приложением N 3 к контракту, по цене единицы работы, определенной в соответствии с приложением N 5 к контракту; срок оплаты фактически выполненных работ определяется в соответствии с частью 13.1 статьи 34 названного Федерального закона и составляет не более чем 30 дней со дня подписания заказчиком акта приемки выполненных работ. Период выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края, определен с момента заключения контракта: маршруты 644а, 678 - с 24 марта 2022 года по 31 мая 2027 года; маршруты 649, 794 - с 21 февраля 2022 года по 31 мая 2027 года; маршруты 771, 796 - с 30 марта 2022 года по 31 мая 2027 года, маршрут 795 - с 01 марта 2022 года по 31 мая 2027 года.
В ходе проведенной на основании решения заместителя прокурора Пермского края от 14 июля 2022 года N 245 в период с 15 июля 2022 года по 13 августа 2022 года в отношении Учреждения проверки соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, установлено, что между Учреждением и ООО " "данные изъяты"" 23 мая 2022 года заключено дополнительное соглашение N 3 к государственному контракту N 66-ОПП-21 от 04 октября 2021 года, которым внесены изменения в названный контракт, предусматривающие авансирование в размере 29 900 000 рублей, условие об использовании автобусов со сроком эксплуатации не более 1 года перенесено на 01 октября 2022 года в отношении 24 автобусов большого класса, количество требуемых автобусов среднего класса со сроком эксплуатации до 1 года на маршруте 795 снижено до двух, допущено использование в качестве резервных двух автобусов большого класса и одного автобуса среднего класса со сроком эксплуатации до 7 лет. Основанием для внесения изменений в государственный контракт, как установлено в ходе проверки, послужили такие обстоятельства, как задержка поставок автобусов, необходимость приобретения автобусов по низкой цене, сокращение ООО " "данные изъяты"" расходов на лизинг (указанное следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении). Исходя из представленных в дело документов, в качестве обстоятельств, влекущих необходимость изменения существенных условий контракта, указана тяжелая финансовая нагрузка для перевозчика в виде приобретения новых автобусов в связи со сложившейся тяжелой ситуацией (выросли цены заводов-производителей, увеличились ставки по лизинговым платежам).
Факт внесения изменений в государственный контракт от 04 октября 2021 года послужил основанием для возбуждения прокурором 20 октября 2022 года в отношении директора Учреждения Мухаматулиной Р.Т, занимающей указанную должность с 16 ноября 2021 года и подписавшей от имени Учреждения дополнительное соглашение от 23 мая 2022 года к государственному контракту от 04 октября 2021 года, дела об административном правонарушении по части 4 статьи 7.32 КоАП РФ и последующего ее привлечения к административной ответственности по данной норме.
Привлекая Мухаматулину Р.Т. к административной ответственности, должностное лицо расценило действия, направленные на заключение дополнительного соглашения, как способ освобождения ООО " "данные изъяты"" от штрафных санкций, исходило из отсутствия доказательств наличия причинно-следственной связи между невозможностью исполнения контракта и возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств; Мухаматулина Р.Т. не приняла всех необходимых мер, направленных на соблюдение законодательства о контрактной системе в сфере закупок; статьей 9 Федерального закона N 44-ФЗ закреплен принцип профессионализма заказчика, в соответствии с которым контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Судья районного суда, оставляя постановление должностного лица без изменения, указал, что процедура внесения изменений в существенные условия государственного контракта была соблюдена; вместе с тем материалы дела не подтверждают причинно-следственную связь между невозможностью исполнения контракта и возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта; рассмотрение заявки на заседании межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края (далее - МРГ) не свидетельствует о наличии указанной связи; заказчик самостоятельно принимает решение о наличии правовых оснований для изменения существенных условий контрактов и о возможности (невозможности) заключения дополнительного соглашения при одобрении МРГ.
Отменяя постановление должностного лица, решение судьи районного суда и прекращая производство по делу, судья краевого суда исходил из того, что дополнительное соглашение от 23 мая 2022 года N 3 к государственному контракту от 04 октября 2021 года N 66-ОПП-21 заключено заказчиком в соответствии с положениями части 65.1 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ на основании решения высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации; вопрос о наличии причинно-следственной связи между невозможностью исполнения контракта и возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, был разрешен на совещании МРГ, по итогам которого заявка ООО " "данные изъяты"" с приведением конкретных условий, которые подлежат изменению в государственном контракте, была согласована; протокол заседания МРГ от 22 апреля 2022 года N 26 положен в основу распоряжений Правительства Пермского края от 13 апреля 2022 года N 96-рп, от 11 мая 2022 года N 131-рп, которые в установленном порядке не оспорены; исходя из положений статьи 26.1 КоАП РФ, установление действительного наличия независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, предметом рассмотрения в данном деле не является, соответствующие вопросы подлежат рассмотрению в порядке иного судопроизводства.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Выводы судьи краевого суда не противоречат положениям ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ, из которых следует, что изменение существенных условий контракта о закупках для нужд субъекта Российской Федерации осуществляется на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. До подписания дополнительного соглашения к государственной контракту было принято распоряжение Правительства Пермского края от 13 апреля 2022 года N 96-рп "Об изменении существенных условий контрактов в 2022-2023 годах", которым предусмотрено изменение существенных условий государственного контракта от 04 октября 2021 года N 66-ОПП-21 по соглашению сторон, если при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (л.д. 173-175).
Доводы жалобы и протеста об отсутствии таких обстоятельств опровергаются вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 03 февраля 2023 года по делу N А50-27291/2022 по иску Учреждения к ООО " "данные изъяты"" о взыскании неустойки по государственному контракту. Отказывая в присуждении неустойки по требованию Учреждения от 21 марта 2022 года за нарушение обязательства использовать при выполнении работ новые транспортные средства (вопреки условиям государственного контракта ответчик осуществлял перевозки на транспортных средствах возрастом от 41 до 45 лет), суд исходил в том числе из того, что невозможность исполнения указанного обязательства была обусловлена обстоятельствами, не зависящими от сторон (л.д. 61-66).
Признание конкретных обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта, не зависящими от его сторон носит оценочный характер. С учетом общеизвестных изменений экономической ситуации в Российской Федерации, происходящих с февраля 2022 года, отсутствуют основания считать обстоятельства, на которые ссылалось ООО " "данные изъяты"", инициируя изменение условий государственного контракта (увеличение цен заводов-производителей, ставок по лизинговым платежам (л.д. 133, 135, 136, 153об)), зависящими от сторон контракта и не препятствующими его исполнению.
Соблюдение установленного порядка изменения условий контракта и наличие обстоятельств, не зависящих от сторон контракта и влекущих невозможность его исполнения, исключают административную ответственность руководителя заказчика, подписавшего дополнительное соглашение к контракту.
Выводы судьи краевого суда о том, что в рамках производства по делу об административном правонарушении не должно устанавливаться наличие независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, как и о заинтересованности должностного лица "данные изъяты" "данные изъяты". в исходе дела, на правильность обжалуемого судебного акта не повлияли.
Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление. Из положений части 2 статьи 30.17 КоАП РФ следует, что изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Оснований полагать, что судьей краевого суда при вынесении обжалуемого решения допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, не имеется.
В настоящее время срок давности привлечения Мухаматулиной Р.Т. к административной ответственности истек.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо об отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица (на чем по существу настаивают должностное лицо и прокурор), в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности.
КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать по истечении срока давности привлечения к административной ответственности выводы о виновности лица в совершении административного правонарушения.
При отсутствии существенных нарушений требований КоАП РФ, при истекшем сроке давности привлечения к административной ответственности основания для отмены обжалуемого судебного акта, в соответствии с которым производство по делу прекращено, отсутствуют. Жалоба должностного лица и протест прокурора удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Пермского краевого суда от 18 мая 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мухаматулиной Риммы Тимаргалеевны, оставить без изменения, жалобу должностного лица и протест прокурора - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции С.В. Тетюев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.