Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Куликовой Марии Александровны на решение Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 января 2023 года по административному делу N 2а-1084/2022 по административному иску Куликовой Марии Александровны к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным решения об отказе в оказании государственной социальной помощи, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
25 апреля 2022 года Куликова М.А. обратилась с заявлением о назначении государственной социальной помощи в Агентство социального благополучия Югры, в том числе на основании социального контракта.
20 мая 2022 года по результатам рассмотрения заявления Комиссией по оказанию социальной помощи Управления социальной защиты населения по городу Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Комиссия по оказанию социальной помощи) принято решение об отказе в государственной социальной помощи, поскольку из представленных документов не установлено наличие трудной жизненной ситуации в семье по независящим от заявителя причинам. Дополнительно указано на сохранение за Куликовой М.А. права на обращение за государственной социальной помощью в текущем году.
Письмом начальника Управления социальной защиты населения по городу Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району Департамента социального развития ХМАО-Югры "данные изъяты" "данные изъяты". от 20 мая 2022 года Куликова М.А. уведомлена о принятом по ее заявлению решении.
Куликова М.А. обратилась в суд с административным иском о признании решения Комиссии по оказанию социальной помощи от 20 мая 2022 года незаконным, возложении на Департамент социального развития ХМАО-Югры обязанности оказать ей государственную социальную помощь с 25 апреля 2022 года (с момента обращения).
Требования мотивировала тем, что при установленном среднедушевом доходе ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (далее - ХМАО), имеет право на государственную социальную помощь, а основание отказа в ее предоставлении, указанное в решении от 20 мая 2022 года, не предусмотрено Законом ХМАО-Югры от 24 декабря 2007 года N 197-оз "О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" (далее - Закон ХМАО от 24 декабря 2007 года).
Решением Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 января 2023 года, административный иск оставлен без удовлетворения.
В поданной 24 июля 2023 года кассационной жалобе Куликова М.А. просит постановленные судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Управление социальной защиты населения по городу Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району Департамента социального развития ХМАО-Югры представило письменные возражения на доводы кассационной жалобы.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявляли, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении административного дела такие нарушения допущены.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон о государственной социальной помощи), а также Законом ХМАО от 24 декабря 2007 года.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Закона о государственной социальной помощи).
Статьей 3 Закона о государственной социальной помощи определены цели оказания государственной социальной помощи, в том числе, поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; снижение уровня социального неравенства; повышение доходов населения.
Согласно части 1 статьи 7 Закона о государственной социальной помощи получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 3 Закона ХМАО от 24 декабря 2007 года получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта являются граждане, проживающие на территории автономного округа, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в ХМАО-Югре, действующей на момент обращения малоимущих граждан в органы социальной защиты населения, к которым относятся, в том числе одиноко проживающие граждане трудоспособного возраста; граждане, входящие в состав семьи, состоящей только из трудоспособных членов семьи.
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06 марта 2008 года N 49-п утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, населению ХМАО-Югры (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка государственная социальная помощь назначается на основании заявления установленной формы, поданного в уполномоченный орган.
При установлении наличия права у гражданина (его семьи) на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта Агентство социального благополучия населения в течение 2 рабочих дней с даты осуществления расчета направляет заявление, документы и сведения, указанные в пунктах 1.5, 1.11-1.14 Порядка, в Управление для рассмотрения комиссией по оказанию социальной помощи, сформированной при Управлении, в соответствии с полномочиями, указанными в разделе II Порядка (пункт 1.14.1 Порядка).
При отсутствии права у гражданина (его семьи) на предоставление государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, Агентство социального благополучия населения принимает решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в случаях, установленных пунктом 7 статьи 3 Закона ХМАО от 24 декабря 2007 года, о чем в течение 3 рабочих дней с даты его принятия письменно уведомляет гражданина способом, выбранным при подаче заявления (1.14.3 Порядка).
Как установлено при рассмотрении дела, Куликова М.А. обратилась с заявлением о назначении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, указав, что обучается по очной форме на втором курсе ФГБОУ ВО " "данные изъяты"", получает академическую и социальную стипендию; семья состоит из одного человека; лицами, которые совместно с заявителем зарегистрированы по месту жительства, являются ее родители - "данные изъяты"
При этом место жительства Куликовой М.А. ("данные изъяты") и место пребывания (г "данные изъяты") не совпадают.
Согласно произведенного по заявлению расчета, среднедушевой доход семьи определен в 10 057, 15 рублей при величине прожиточного минимума в 18 456 рублей, исчисленный размер государственной социальной помощи составляет 1 030 рублей на 1 человека (л.д.84).
20 мая 2022 года на заседании Комиссии по оказанию социальной помощи принято оспариваемое решение, оформленное протоколом N 19.
Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции пришел к заключению о законности решения Комиссии по оказанию социальной помощи в связи с отсутствием доказательств нахождения Куликовой М.А. в трудной жизненной ситуации и тяжелом материальном положении по независящим от нее обстоятельствам, которые она не могла бы преодолеть самостоятельно.
Судебная коллегия по административным делам окружного суда, признав, что формально оспариваемое решение не отвечает требованиям закона, поскольку принято по основаниям, непредусмотренным Законом о государственной социальной помощи и Законом ХМАО от 24 декабря 2007 года, выводы суда первой инстанции признала верными, исходя из того, что Куликова М.А. не относится к получателям государственной помощи. При этом суд апелляционной инстанции указал, что доход семьи ниже прожиточного минимума возник не по причинам, от нее независящим, а вследствие увольнения матери Куликовой М.А. за виновные действия (прогул), отсутствия постановки на учет в центре занятости.
Между тем, нижестоящими судебными инстанциями не учтено, что в силу положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации именно на административного ответчика возложена обязанность доказать законность принятого им решения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 9 и часть 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм; необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона ХМАО от 24 декабря 2007 года государственная социальная помощь не предоставляется в следующих случаях: если гражданин представил неполные и (или) недостоверные сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности; если размер среднедушевого дохода гражданина (семьи) превышает величину прожиточного минимума в автономном округе.
В данном случае решение Комиссии по оказанию социальной помощи от 20 мая 2022 года принято по основаниям, не предусмотренным законом.
Указанное обстоятельство установлено судом апелляционной инстанции, но не признано основанием для удовлетворения иска.
Ссылаясь на возникновение трудной жизненной ситуации в семье по независящим от заявителя причинам, административный ответчик только в ходе рассмотрения настоящего административного дела указал на обстоятельства, явившиеся основанием для такого вывода (увольнение матери административного истца по инициативе работодателя в связи с ее виновными действиями).
Между тем, в соответствии с пунктом 2.1 Порядка Агентство социального благополучия населения в течение 4 рабочих дней с даты установления наличия права у гражданина (его семьи) на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта проводит собеседование для выяснения жизненной ситуации, объективно влияющей на низкий уровень доходов семьи, определения основного мероприятия программы, разрабатывает проект программы и направляет его в Управление для рассмотрения комиссией при структурном подразделении.
Гражданин вправе присутствовать на заседании комиссии при структурном подразделении при рассмотрении его заявления, о времени и дате которого комиссия при структурном подразделении уведомляет его при составлении акта материально-бытового обследования, указанного в пункте 1.13 Порядка, либо направляет ему соответствующее уведомление по месту жительства, указанному в заявлении.
Приведенные положения свидетельствуют о наличии у уполномоченного органа обязанности принять всесторонние меры к выяснению причин трудной жизненной ситуации в семье, что в настоящем случае сделано не было. В частности, не дана оценка факту отдельного проживания Куликовой М.А. по месту получения образования по очной форме в высшем образовательном учреждении, ей не предложено дать объяснения о причинах низкого уровня дохода, от нее независящих.
Доказательств обратного административными ответчиками в нарушение требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в ходе рассмотрения дела не представлено.
Поэтому судебная коллегия кассационного суда находит выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствующими нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По настоящему делу не требуется установления новых обстоятельств, представления, исследования и оценки доказательств, поэтому судебная коллегия считает необходимым отменить состоявшиеся судебные постановления и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о признании решения Комиссии по оказанию социальной помощи от 20 мая 2022 года незаконным.
Вместе с тем, учитывая, что суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, судебная коллегия полагает, что для устранения допущенного нарушения прав административного истца необходимо возложить на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (структурным подразделением которого в соответствии с Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 27 ноября 2014 года N 458-п является Управление социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району, при котором образована Комиссия по оказанию социальной помощи) обязанность повторного рассмотрения заявления Куликовой М.А. о назначении государственной социальной помощи.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 января 2023 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым признать незаконным решение Комиссии по оказанию социальной помощи Управления социальной защиты населения по городу Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району Департамента социального развития Ханты-мансийского автономного округа-Югры от 20 мая 2022 года по заявлению Куликовой Марии Александровны, оформленное протоколом N 19.
Возложить на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры обязанность повторно рассмотреть заявление Куликовой М.А. от 25 апреля 2022 года о назначении государственной социальной помощи.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 06 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.