Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Зариповой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ТУ Росимущества в Свердловской области) на решение Свердловского областного суда от 04 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2023 года по административному делу N 3а-566/2022 по административному иску Молотилова Олега Владимировича об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Молотилов О.В. обратился к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Государственному бюджетному учреждению Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки", Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области с административным иском об установлении кадастровой стоимости двух земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2020 года на основании отчетов об оценке от 29 декабря 2021 года, выполненных оценщиком ООО "Оценщики Урала" "данные изъяты" "данные изъяты".: в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 690 817 руб, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 686 792 руб.
Требования мотивировало тем, что кадастровая земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость, нарушает имущественные права административного истца, который уплачивает арендную плату за пользование участками исходя из кадастровой стоимости.
Решением Свердловского областного суда от 04 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2023 года, административный иск удовлетворен, суд установилпо состоянию на 1 января 2020 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости 947 000 руб, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости 941 000 руб.; датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков суд постановилсчитать 30 декабря 2021 года.
В поданной 15 августа 2023 года кассационной жалобе заинтересованное лицо ТУ Росимущества в Свердловской области, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определённую в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьёй 16, 20, 21 или 22 закона.
В силу статьи 22 названного Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьёй), в комиссии в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
На основании части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как установлено при рассмотрении дела, Молотилов О.В. является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", расположенных по адресу: "данные изъяты".
Кадастровая стоимость земельных участков по результатам государственной кадастровой оценки утверждена Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 октября 2020 года N 3333 по состоянию на 01 января 2020 года в следующем размере (дата начала применения 01 января 2021 года):
- с кадастровым номером "данные изъяты" - 1 493 249, 28 руб.;
- с кадастровым номером "данные изъяты" - 1 490 110, 56 руб.
Суд первой инстанции, признав обоснованными возражения административного ответчика об имеющихся недостатках представленного административным истцом отчета об оценке земельных участков, выполненного оценщиком ООО "Оценщики Урала" "данные изъяты" В.А, назначил по делу судебную экспертизу, проведение которой поручил эксперту ООО "НОТА-ГРУПП" "данные изъяты" "данные изъяты".
Согласно заключению эксперта "данные изъяты" "данные изъяты". от 25 августа 2022 года по состоянию на 1 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 947 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 941 000 руб.
Суд первой инстанции, установив, что определением кадастровой стоимости в размере выше рыночной нарушены права административного истца как плательщика арендной платы, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена с учетом выводов судебной экспертизы.
Поскольку разница между оспариваемой кадастровой стоимостью и установленной судом рыночной стоимостью составляет менее 50%, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанное расхождение не свидетельствует о существенных ошибках при определении кадастровой стоимости объекта, влекущих нарушение прав административного истца, поэтому отказал во взыскании судебных расходов на оплату государственной пошлины с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами согласился, в том числе исследовав дополнительные пояснения эксперта "данные изъяты" "данные изъяты", полученные с целью проверки доводов жалобы.
Судебная коллегия кассационного суда находит данные выводы правильными, соответствующими нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Проанализировав положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суды нижестоящих судебных инстанций пришли к выводу о том, что рыночная стоимость земельных участков должна быть установлена с учетом выводов судебной экспертизы.
Выводы судов аргументированы и основаны на совокупности доказательств, которые оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе.
В данном случае в связи с наличием аргументированных возражений административного ответчика о недостоверности результата оценки, проверка которых требует наличия специальных познаний, суд первой инстанции для исключения объективных сомнений в достоверности доказательств, предоставленных административным истцом, назначил по делу судебную экспертизу.
Её выводы представителем ТУ Росимущества в Свердловской области с предоставлением относимых и допустимых доказательств не опровергнуты.
По делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В данном случае заинтересованным лицом эта обязанность выполнена не была.
Каких-либо ограничений ТУ Росимущества в Свердловской области в реализации им своих процессуальных прав в состязательном процессе не было допущено, в том числе при разрешении вопроса о назначении экспертизы, ознакомлении с ее результатами и предоставлении дополнительных доказательств после ее проведения.
Ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы представителем ТУ Росимущества в Свердловской области заявлено не было.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами проведенной по делу судебной экспертизы не могут являться основанием для отмены судебных актов, принятых по делу, тем более, что данному заключению как доказательству по делу дана надлежащая правовая оценка.
Кассационная жалоба направлена на переоценку установленных судами обстоятельств и не содержит доводов, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность судебных актов. Несогласие автора жалобы с выводами судебных инстанций не является достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского областного суда от 04 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ТУ Росимущества в Свердловской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 20 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.