Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Жуковой Н.А., рассмотрев единолично кассационную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 06 февраля 2023 года и апелляционное определение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 18 апреля 2023 года, вынесенные по гражданскому делу N 2-98/2023 по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Васильевой Любовь Григорьевны к государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 10" о взыскании суммы жилищно-коммунальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лебяжьевского района Курганской области обратился в Лебяжьевский районный суд Курганской области с иском в интересах Васильевой Л.Г. к государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 10" (далее - ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10") о взыскании недополученной суммы жилищно-коммунальной выплаты на оплату услуг по теплоснабжению за период с января 2022 года по июнь 2022 года в размере 11546, 73 руб.
В обоснование иска указал, что Васильева Л.Г. является получателем жилищно-коммунальной выплаты. Ею были предоставлены квитанции об оплате коммунальных услуг, произведенных в январе-июне 2022 года, сумма квитанций за поставленную тепловую энергию в январе-июне 2022 года составила 23093, 46 руб. При этом ГКУ "Управление социальной защиты населения N10" компенсация расходов на оплату теплоснабжения в январе-июне 2022 года истцу не произведена по причине отсутствия утвержденного в установленном законом порядке в МУП "Теплотранс" тарифа на отопление. Между тем, истец, являясь добросовестным потребителем коммунальной услуги, произвела оплату по квитанциям, выставленным теплоснабжающей организацией - МУП "Теплотранс". Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлено ей законом.
Определением Лебяжьевского районного суда Курганской области от 06 декабря 2022 года гражданское дело передано на рассмотрение по подсудности мировому судье судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области.
Определением мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 23 января 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление социальной защиты населения Курганской области, Департамент финансов Курганской области, Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, МУП "Теплотранс".
Решением мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 06 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Лебяжьевского районного суда Курганской области от 18 апреля 2023 года, исковые требования удовлетворены. С ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" в пользу Васильевой Л.Г. взыскана недополученная сумма компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по теплоснабжению за период с января 2022 года по июнь 2022 года в размере 11546, 70 руб.
В кассационной жалобе представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области ставит вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 06 февраля 2023 года и апелляционного определения Лебяжьевского районного суда Курганской области от 18 апреля 2023 года, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с абзацем первым части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о принятии кассационной жалобы к производству Седьмого кассационного суда общей юрисдикции надлежаще уведомлены, информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд полагает, что нарушений, указанных в части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Васильева Л.Г. зарегистрирована и проживает одна по адресу: "данные изъяты". Услуги по отоплению по данному адресу в спорный период оказывало МУП "Теплотранс".
В период с января по июнь 2022 года по лицевому счету, открытому на имя Васильевой Л.Г, за услугу "отопление" начислено 23093, 46 руб, оплачено 19244, 55 руб.
Васильевой Л.Г. установлена инвалидность третьей группы.
Предоставление жилищно-коммунальной выплаты на территории Лебяжьевского муниципального округа осуществляет ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10".
Васильева Л.Г. является получателем жилищно-коммунальной выплаты по категории "инвалид", что ответчиком не оспаривалось. Компенсация в размере 50% расходов на оплату теплоснабжения в январе-июне 2022 года ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" истцу не произведена, ввиду отсутствия у МУП "Теплотранс" утвержденного тарифа на период с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года.
Департаментом цен и тарифов Курганской области решение об установлении тарифа на теплоснабжение для МУП "Теплотранс" принято только с 01 июля 2022 года, период действия тарифа с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года.
До установления тарифа на тепловую энергию МУП "Теплотранс" в спорный период использовал тариф предыдущей ресурсоснабжающей организации, установленный постановлением Департамента регулирования цен и тарифов Курганской области на период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года, в размере 3002 руб. 67 коп. за 1 Гкал.
Согласно предварительному расчету, произведенному ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" в отзыве на исковое заявление, размер жилищно-коммунальной выплаты по услуге "отопление" в спорный период по тарифу 3 002, 67 за 1 Гкал, подлежащий выплате истцу, составляет 11546, 70 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, мировой судья, руководствуясь положениями статей 154, 157, 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 года N 594, исходил из того, что истцом был предоставлен ответчику полный комплект документов, оплата потребленных коммунальных услуг произведена своевременно и в полном объеме, оснований для вывода о том, что в документах содержались недостоверные, либо противоречивые сведения, не имеется, обратного не доказано. Истец, добросовестно исполнивший обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса, не может нести негативные последствия за бездействие МУП "Теплотранс" по установлению тарифа на отопление.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами мирового судьи и их правовым обоснованием.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они основаны на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном установлении обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно части 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В силу части 1 статьи 282 этого же Федерального закона Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года.
Правила предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан утверждены Постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2007 года N 594 (далее - Правила).
Подпунктом 7 пункта 2 Правил предусмотрено, что компенсация расходов предоставляется инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, - в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 Правил компенсация расходов предоставляется гражданину на одно жилое помещение на территории Курганской области, являющееся его местом жительства или местом пребывания.
Предоставление компенсации расходов осуществляется на основании сведений о размере начисленной платы за наем и (или) за содержание жилого помещения, за коммунальные услуги, начисленного взноса на капитальный ремонт, а также сведений об оплате стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании получателя компенсации расходов в домах, не имеющих центрального отопления. В случае заключения между Главным управлением социальной защиты населения Курганской области или государственными казенными учреждениями, подведомственными Главному управлению и осуществляющими управление многоквартирными домами товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах, и организациями, оказывающими услуги, выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и предоставляющими коммунальные услуги соглашений, предусматривающих ежемесячное представление, в том числе в электронном виде, поставщиками сведений о фактических начислениях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указанные сведения представляются поставщиками. В случае отсутствия соглашений с поставщиками компенсация расходов предоставляется на основании представляемых гражданами ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который поставщиками произведено начисление платы за жилое помещение, коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт, документов, содержащих сведения о фактических начислениях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 5 Правил).
Согласно пункту 17 Правил основаниями для отказа в назначении компенсации расходов являются: 1) несоответствие заявителя категориям граждан, указанным в пункте 2 Правил; 2) непредставление заявителем (его представителем) документов (сведений), указанных в пункте 9 Правил, за исключением документов (сведений), указанных в подпунктах 4, 7, 9 пункта 9 Правил; 3) наличие у заявителя судебной задолженности; 4) наличие в Единой государственной информационной системе социального обеспечения сведений о предоставлении заявителю меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленной иными нормативными правовыми актами.
Из названных норм федерального законодательства и нормативных правовых актов Курганской области следует, что инвалиды имеют право на меры социальной поддержки, включая компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Нормативными правовыми актами Курганской области предусмотрен порядок назначения компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, включающий перечень документов, который должен быть предоставлен гражданином, претендующим на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также основания, по которым ему может быть отказано в назначении компенсации таких расходов.
Как правильно установлено судами первой и апелляционной инстанций, истцом, имеющим право на получение компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, был предоставлен ответчику полный комплект документов, оплата потребленных коммунальных услуг произведена своевременно, следовательно, оснований для отказа ей в назначении спорной компенсации не имелось.
Доводы кассационной жалобы о том, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, МУП "Теплотранс" был не вправе начислять плату за тепловую энергию в отсутствие утвержденного тарифа, а у истца не было оснований производить оплату по незаконно выставленной квитанции, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Как установлено судами, факт поставки МУП "Теплотранс" тепловой энергии в жилое помещение истца в спорный период представителями ответчика и третьего лица в ходе рассмотрения дела не оспаривался. Истцом на основании статей 153-154 Жилищного кодекса Российской Федерации исполнена обязанность по оплате поставленной ей коммунальной услуги - тепловой энергии в полном объеме.
При этом суды пришли к правильному выводу о том, что истец, добросовестно исполнивший обязанность по оплате коммунальной услуги, не может нести негативные последствия за несвоевременное установление тарифа за поставляемую МУП "Теплотранс" тепловую энергию. Примененный данной организацией тариф за период с 01 января по 30 июня 2022 года в судебном порядке не оспорен, являлся на тот период действующим, поскольку был установлен постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 16 декабря 2021 года N 53-24 на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО "Теплосервис" (Лебяжьевский район, р.п. Лебяжье), на период с 01 января по 30 июня 2022 года.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии расчета жилищно-коммунальной выплаты в исковом заявлении прокурора, отсутствии возможности проверить правомерность и правильность расчета взыскиваемой суммы не являются основанием для отмены судебных постановлений, поскольку судом первой инстанции жилищно-коммунальная выплата взыскана в размере предварительного расчета, представленного в суд ГКУ "Управление социальной защиты населения N10", исходя из установленного ранее действовавшему поставщику тепловой энергии постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 16 декабря 2021 года N 53-24 тарифа на тепловую энергию в размере 3002, 67 руб. за 1 Гкал. Расчет, представленный ответчиком, лицами, участвующими в деле, не оспаривался, принят судом в качестве достоверного доказательства. Доводов о неверности этого расчета в кассационной жалобе не содержится.
Таким образом, принятые по делу обжалуемые судебные акты вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены оспариваемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 06 февраля 2023 года и апелляционное определение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 18 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.