Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Жуковой Н.А., рассмотрев единолично кассационную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 02 февраля 2023 года и апелляционное определение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 18 апреля 2023 года, вынесенные по гражданскому делу N 2-55/2023 по искам прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Булатова Алексея Ивановича и Булатовой Любови Владимировны к государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 10" о взыскании суммы жилищно-коммунальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лебяжьевского района Курганской области обратился в Лебяжьевский районный суд Курганской области с иском в интересах Булатова Алексея Ивановича к государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 10" (далее - ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10") с учетом уточнения о взыскании недополученной суммы жилищно-коммунальной выплаты на оплату услуг по теплоснабжению за период с января 2022 г. по май 2022 г. в размере 3469, 73 руб.
Прокурор Лебяжьевского района Курганской области обратился в Лебяжьевский районный суд Курганской области с иском в интересах Булатовой Любови Владимировны к государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 10" (далее - ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10") с учетом уточнения о взыскании недополученной суммы жилищно-коммунальной выплаты на оплату услуг по теплоснабжению за период с января 2022 г. по май 2022 г. в размере 3469, 73 руб.
В обоснование исков указал, что истцы являются получателями жилищно-коммунальной выплаты по категории "ветеран труда". В доме, где они проживают плата за поставленную тепловую энергию осуществляется в отопительный период по прибору учета. Булатовыми были предоставлены квитанции об оплате коммунальных услуг, произведенных в январе-мае 2022 года, оплаченная сумма за поставленную тепловую энергию в январе-мае 2022 г. составила 20616, 26 руб. При этом ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" компенсация расходов на оплату теплоснабжения в январе-мае 2022 года им не произведена по причине отсутствия утвержденного в установленном законом порядке в МУП "Теплотранс" тарифа на отопление. Между тем, истцы, являясь добросовестными потребителями коммунальной услуги, произвели оплату по квитанциям, выставленным теплоснабжающей организацией - МУП "Теплотранс". Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлено им законом.
Определениями судьи Лебяжьевского районного суда Курганской области от 13 октября 2022 года гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление социальной защиты населения Курганской области, Департамент финансов Курганской области, Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, МУП "Теплотранс".
Определением Лебяжьевского районного суда Курганской области от 21 ноября 2022 года гражданское дело передано на рассмотрение по подсудности мировому судье судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области.
Решением мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 02 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Лебяжьевского районного суда Курганской области от 18 апреля 2023 года, исковые требования удовлетворены. С ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" в пользу Булатова Алексея Ивановича и Булатовой Любови Владимировны взысканы недополученные суммы компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по теплоснабжению за период с января 2022 года по май 2022 г. в размере 3469, 73 руб. каждому.
В кассационной жалобе представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области ставит вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 02 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Лебяжьевского районного суда Курганской области от 18 апреля 2023 года, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с абзацем первым части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о принятии кассационной жалобы к производству Седьмого кассационного суда общей юрисдикции надлежаще уведомлены, информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд полагает, что нарушений, указанных в части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Булатов А.И. и Булатова Л.В. зарегистрированы и проживают по адресу: "данные изъяты" совместно с сыном ФИО1
Услуги по отоплению по данному адресу оказывает МУП "Теплотранс".
В период с января по май 2022 г. по лицевому счету, открытому на имя Булатова А.И, за услугу "отопление" начислено 20907, 28 руб, оплачено 20907, 41 руб.
Булатов А.И. и Булатова Л.В. являются ветеранами труда. Предоставление жилищно-коммунальной выплаты на территории Лебяжьевского муниципального округа осуществляет ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10".
Булатов А.И. и Булатова Л.В. являются получателями жилищно-коммунальной выплаты, что ответчиком не оспаривалось. Компенсация в размере 50% расходов на оплату теплоснабжения в январе-мае 2022 г. ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" истцам не произведена, ввиду отсутствия у МУП "Теплотранс" утвержденного тарифа на период с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года.
Департаментом цен и тарифов Курганской области решение об установлении тарифа на теплоснабжение для МУП "Теплотранс" принято только с 01 июля 2022 года, период действия тарифа с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года.
До установления тарифа на тепловую энергию МУП "Теплотранс" в спорный период использовал тариф предыдущей ресурсоснабжающей организации, установленный постановлением Департамента регулирования цен и тарифов Курганской области на период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года, в размере 3002, 67 руб. за 1 Гкал.
Согласно условному расчету, произведенному ответчиком, размер жилищно-коммунальной выплаты по услуге "отопление" в спорный период по тарифу 3002, 67 руб. за 1 Гкал, подлежащий выплате истцам, составляет по 3469, 73 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя уточненные исковые требования, мировой судья, руководствуясь положениями статей 154, 157, 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Курганской области от 03 декабря 2004 года N 845 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области", Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 года N 594, исходил из того, что истцами был предоставлен ответчику полный комплект документов, оплата потребленных коммунальных услуг произведена своевременно и в полном объеме, оснований для вывода о том, что в документах содержались недостоверные, либо противоречивые сведения, не имеется, обратного не доказано. Истцы, добросовестно исполнившие обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса, не могут нести негативные последствия за бездействие МУП "Теплотранс" по установлению тарифа на отопление.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами мирового судьи и их правовым обоснованием.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они основаны на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном установлении обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7, подпункта 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") социальная поддержка ветеранов, в том числе ветеранов труда, предусматривает осуществление системы мер, включающей компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно статье 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Курганской области от 3 декабря 2004 года N845 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области" ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде жилищно-коммунальной выплаты в размере: 50 процентов оплаты коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение и отопление) - в пределах нормативов потребления указанных услуг, утвержденных органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным Правительством Курганской области; лицам, указанным в данной статье, проживающим в жилых домах.
Пунктом 1 статьи 5 этого же Закона предусмотрено, что определение размера жилищно-коммунальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется на основании сведений о фактических начислениях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Жилищно-коммунальная выплата осуществляется ежемесячно.
Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Курганской области утвержден Постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2007 года N 565 (далее - Порядок).
В силу подпункта 2 пункта 2 Порядка компенсация расходов предоставляется в соответствии с Законом Курганской области от 3 декабря 2004 года N 845 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области" ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, независимо от прекращения ими трудовой деятельности.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставление компенсации расходов осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) граждан.
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что назначение компенсации расходов гражданам, у которых возникло право на получение компенсации расходов, или получателям компенсации расходов, изменившим место жительства (место пребывания), за исключением изменения места жительства в пределах муниципального района (муниципального округа, городского округа) Курганской области, или обратившимся для смены основания предоставления компенсации расходов (далее - заявители, получатели компенсации расходов), осуществляется органом социальной защиты населения на основании: 1) заявления о назначении компенсации расходов по форме, установленной Главным управлением; 2) документа, удостоверяющего личность заявителя; 3) документа, подтверждающего право заявителя на получение компенсации расходов; 4) документов (сведений) о регистрации заявителя и совместно проживающих с заявителем граждан по месту жительства (месту пребывания); 5) документа (сведений) из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на жилое помещение; 6) платежных документов (единого платежного документа) для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг за месяц, предшествующий месяцу обращения заявителя за назначением компенсации расходов; 7) документа, подтверждающего регистрацию в установленном порядке по месту пребывания в другом жилом помещении, прохождение военной службы по призыву, отбывание наказания в виде лишения свободы или обучение по очной форме обучения в образовательных организациях за пределами Курганской области граждан, совместно проживающих с заявителем, в случае их временного отсутствия в жилом помещении; 8) документа, удостоверяющего личность представителя заявителя, и документа, подтверждающего его полномочия действовать от имени заявителя (в случае обращения представителя заявителя с заявлением о назначении компенсации расходов).
Документы (сведения), указанные в подпунктах 4, 5 пункта 9 Порядка, заявитель (его представитель) вправе представить по собственной инициативе. В случае если заявитель (его представитель) не представил по собственной инициативе документы (сведения), указанные в подпунктах 4, 5 пункта 9 Порядка, орган социальной защиты населения в течение двух рабочих дней со дня обращения заявителя (его представителя) за назначением компенсации расходов запрашивает их в порядке межведомственного информационного взаимодействия (пункт 10 Порядка).
Согласно пункту 17 Порядка основаниями для отказа в назначении компенсации расходов являются: 1) несоответствие заявителя категориям граждан, указанным в пункте 2 Порядка; 2) непредставление заявителем (его представителем) документов (сведений), указанных в пункте 9 Порядка, за исключением документов (сведений), указанных в подпунктах 4, 5 пункта 9 Порядка; 3) наличие у заявителя судебной задолженности; 4) наличие в Единой государственной информационной системе социального обеспечения сведений о предоставлении заявителю меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленной иными нормативными правовыми актами.
Из названных норм федерального законодательства и нормативных правовых актов Курганской области следует, что ветераны труда имеют право на меры социальной поддержки, включая компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, которые определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Нормативными правовыми актами Курганской области предусмотрен порядок назначения компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, включающий перечень документов, который должен быть предоставлен гражданином, претендующим на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также основания, по которым ему может быть отказано в назначении компенсации таких расходов.
Как правильно установлено судами первой и апелляционной инстанций, истцами, имеющими право на получение компенсации расходов на оплату коммунальных услуг был предоставлен ответчику полный комплект документов, оплата потребленных коммунальных услуг произведена своевременно и в полном объеме, следовательно, оснований для отказа им в назначении спорной компенсации не имелось.
Доводы кассационной жалобы о том, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, МУП "Теплотранс" был не вправе начислять плату за тепловую энергию в отсутствие утвержденного тарифа, а у истцов не было оснований производить оплату по незаконно выставленной квитанции, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Как установлено судами, факт поставки МУП "Теплотранс" тепловой энергии в жилое помещение истцов в спорный период представителями ответчика и третьего лица в ходе рассмотрения дела не оспаривался. Истцами на основании статей 153-154 Жилищного кодекса Российской Федерации исполнена обязанность по оплате поставленной им коммунальной услуги - тепловой энергии в полном объеме.
При этом суды пришли к правильному выводу о том, что истцы, добросовестно исполнившие обязанность по оплате коммунальной услуги, не могут нести негативные последствия за несвоевременное установление тарифа за поставляемую МУП "Теплотранс" тепловую энергию. Примененный данной организацией тариф за период с 01 января по 30 июня 2022 года в судебном порядке не оспорен, являлся на тот период действующим, поскольку был установлен постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 16 декабря 2021 года N53-24 на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО "Теплосервис" (Лебяжьевский район, р.п. Лебяжье), на период с 01 января по 30 июня 2022 года.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии расчета жилищно-коммунальной выплаты в исковом заявлении прокурора, несогласии с указанием о необходимости взыскания 50 процентов от уплаченной истцом суммы, отсутствии возможности проверить правомерность и правильность расчета взыскиваемой суммы не являются основанием для отмены судебных постановлений, поскольку судом первой инстанции жилищно-коммунальная выплата взыскана в размере предварительного расчета, представленного в суд ГКУ "Управление социальной защиты населения N10", исходя из установленного ранее действовавшему поставщику тепловой энергии постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 16 декабря 2021 года N53-24 тарифа на тепловую энергию в размере 3002 руб. 67 коп. за 1 Гкал. Расчет, представленный ответчиком, лицами, участвующими в деле, не оспаривался, принят судом в качестве достоверного доказательства. Доводов о неверности этого расчета в кассационной жалобе не содержится.
Таким образом, принятые по делу обжалуемые судебные акты вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены оспариваемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 02 февраля 2023 года и апелляционное определение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 18 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.