Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Жуковой Н.А, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1112/2022 по иску Ильина Ивана Константиновича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Ильина Ивана Константиновича на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, объяснения посредством видеоконференц-связи с Сургутским районным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представителя истца Мучаева С.Б, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ильин И.К. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Отделение), в котором просил обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости в сторону увеличения, с учетом расчета "северного" коэффициента и включения в стаж периодов обучения и службы в рядах Советской Армии, периода по заработной плате за 60 месяцев подряд с 1982 по 1987 годы; предоставить истцу подробный расчет по определению размера недополученной суммы пенсии по старости по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, и выплатить недополученную сумму за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком в полном размере с момента наступления права; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате юридических услуг в размере 10 750 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.
В обоснование заявленных требований Ильин И.К. ссылался на то, что с 23 июня 2013 года ему досрочно назначена страховая пенсия по старости в соответствии с абзацем 2 подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 и статьи 281 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Указывал, что продолжает осуществлять трудовую деятельность, что его общий трудовой стаж составляет более 34 лет непрерывного трудового стажа, из которых 29 лет он осуществлял трудовую деятельность в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В настоящее время размер пенсии составляет 20 383 руб. 23 коп. Считал данную выплату заниженной, поскольку при расчете пенсии не был полностью учтен его трудовой стаж, в том числе стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периоды обучения и службы в армии. Указывал, что неоднократно обращался в адрес ответчика с требованием о перерасчете размера выплачиваемой пенсии, но в перерасчете пенсии ему отказывали. Полагал, что период обучения в Техническом училище N 59 с 01 сентября 1975 года по 15 июля 1977 года и период прохождения службы в Советской Армии с 29 апреля 1980 года по 26 апреля 1982 года подлежат включению в страховой стаж.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 июля 2022 года, в удовлетворении исковых требований Ильину И.К. отказано.
С 01 января 2023 года Отделение переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13 июля 2023 года удовлетворено ходатайство представителя истца и организована видеоконференц-связь с Сургутским районным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, о чем сообщено сторонам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец и представитель ответчика, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу части 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия считает, что судами допущены нарушения норм процессуального права, которые могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ильин И.К, "данные изъяты" года рождения, является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 и статьи 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 23 июня 2013 года.
18 января 2022 года Ильин И.К. направил заявление в Отделение о перерасчете пенсии.
10 февраля 2022 года ответчиком в адрес истца направлен ответ с разъяснением, согласно которому при назначении пенсионных выплат был определен наиболее выгодный для истца вариант конвертации пенсионных прав, правовых оснований для осуществления перерасчета размера страховой пенсии не имеется.
Согласно представленным пенсионным органом документам период обучения с 01 сентября 1975 года по 15 июля 1977 года и период прохождения военной службы с 29 апреля 1980 года по 24 апреля 1982 года были включены в стаж истца для определения права на назначение пенсии.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований Ильина И.К, исходил из того, что расчет пенсии истцу произведен ответчиком по самому выгодному варианту начисления пенсии. Истцу предлагалось предоставить свой контррасчет пенсии, либо указать на ошибки, допущенные ответчиком при расчете его пенсии, с учетом позиции возражений ответчика, содержащих полный расчет, со ссылками на положения действующего законодательства, что им сделано не было, а каких-либо иных дополнительных требований Ильиным И.К. не заявлено, соответственно, разрешение любых иных вопросов без указания в исковых требованиях будет рассматриваться как выход за пределы требований истца, что недопустимо.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о том, что пенсионным органом применен наиболее выгодный для истца принцип расчета, поскольку расчетный размер пенсии исчислен с учетом норм пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (без учета льготного исчисления стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода обучения и льготного исчисления периода прохождения военной службы), тогда как при перерасчете размера пенсии с учетом норм пункта 4 статьи 30 указанного закона (то есть с включением периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера как один год работы за один год и шесть месяцев, периода обучения и льготного исчисления периода прохождения военной службы) размер пенсии истца уменьшится, что для него невыгодно.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на неполно выясненных обстоятельствах дела, сделаны с нарушением норм процессуального права.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В силу части 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется по формуле:, где ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года; П - размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; - сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в части 12 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 настоящей статьи.
При этом указанные периоды учитываются при определении суммы коэффициентов, если они по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 марта 2005 года N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" и Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан"; К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1, КН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности равный 1, СПКк - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, равная 64 рублям 10 копейкам.
Порядок определения размера трудовых (страховых) пенсий регулируется статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", нормы которого на основании части 3 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" продолжают применяться.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие данного Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x T, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с данной статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 этого Федерального закона).
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 этой же статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 статьи.
Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1671 руб.). Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2. Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в повышенных размерах.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с данным пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются: периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве; периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов; служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны; периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с данным пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
По пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по формуле: РП = ЗР x СК, где: РП - расчетный размер трудовой пенсии; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; СК - стажевый коэффициент.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с данным пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве; служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны; периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре; а также другие периоды деятельности.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в том числе периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 30.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 этого Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 данной статьи. В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.
Из названных нормативных правовых актов следует, что расчетный размер трудовой пенсии может определяться по выбору застрахованного лица в соответствии с пунктом 3 или пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при этом при указанных вариантах определения расчетного размера пенсии периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года включаются в трудовой стаж в различном порядке. Учет периодов обучения при определении суммарной продолжительности трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 1 января 2002 г. законодательно предусмотрен при определении расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица по пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", также как и включение периода военной службы по призыву в двойном размере. Повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяется при определении размера пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Указанные нормы материального права судами не применены, в нарушение пункта 3 части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда и апелляционного определения законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле, не указаны.
В исковом заявлении Ильин И.К. просил обязать Отделение произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости в сторону увеличения, с учетом расчета "северного" коэффициента и включения в стаж периодов обучения и службы в рядах Советской Армии, периода по заработной плате за 60 месяцев подряд с 1982 по 1987 годы; предоставить истцу подробный расчет по определению размера недополученной суммы пенсии по старости по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, и выплатить недополученную сумму за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком в полном размере с момента наступления права.
В обоснование исковых требований, доводов апелляционной жалоб Ильин И.К. указывал, что ответчиком общий трудовой стаж на дату назначения был рассчитан продолжительностью 32 года 07 месяцев 04 дня, в том числе стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 28 лет 01 месяц 06 дней, до 01 января 2002 года - 23 года 10 месяцев 08 дней, до 01 января 1991 года - 12 лет 11 месяцев 11 дней, а согласно записям в трудовой книжке его общий страховой стаж на дату назначения пенсии по старости составлял 34 года 08 месяцев 18 дней, до 01 января 2002 года - 25 лет 09 месяцев 02 дня, до 01 января 1991 года - 14 лет 10 месяцев 03 дня, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - более 36 лет. По мнению заявителя изначально его стаж исчислен неверно, пенсионный капитал, стажевый коэффициент и процент валоризации рассчитаны некорректно, ответчиком и судами неверно определен размер трудового стажа. Считает, что судами не произведен и не проверен расчет страховой пенсии по старости. Аналогичные доводы он приводит и в кассационной жалобе.
С учетом предмета спора по настоящему делу о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии юридически значимыми являлись следующие обстоятельства:
- какие конкретно периоды работы и иной общественно полезной деятельности и в каком исчислении учтены пенсионным органом в общий трудовой стаж при назначении пенсии истца, - какие периоды работы, из указанных в трудовой книжке истца, учитывая указанную в иске общую продолжительность, не были включены пенсионным органом в общий трудовой стаж и по каким причинам, - проживал ли истец по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, какой размер районного коэффициента к заработной плате был в той местности, - на основании какого пункта статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" проводилась оценка пенсионных прав истца при назначении пенсии, - какова общая продолжительность трудового стажа истца до 01 января 1991 года и до 01 января 2002 года при его исчислении по пункту 3 и по пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - за какой период пенсионным органом взят среднемесячный заработок истца, сколько он составил, является ли среднемесячный заработок истца за период с 1982 года по 1987 год более выгоден при расчете расчетного размера пенсии, - какой вариант определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав (по пункту 3 или пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") для истца наиболее выгоден (для установления данного обстоятельства необходимы два мотивированных расчета по формулам, приведенным в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетного размера трудовой пенсии по обоим вариантам), - повлияло ли не включение периодов работы, указанных в трудовой книжке и не зачтенных пенсионным органом в страховой (трудовой) стаж, на размер пенсии, - правильность определения пенсионным органом размера пенсии истца при ее назначении применительно к нормам пенсионного законодательства, - в случае неправильного определения пенсионным органом размера пенсии
истца при ее назначении, какова сумма невыплаченной по вине пенсионного органа пенсии.
Заявленные исковые требования судами по существу не рассматривались, выводы об отсутствии оснований для удовлетворения иска сделаны только на основании указаний в отзыве ответчика о включении в трудовой стаж всех периодов по трудовой книжке, назначении истцу трудовой пенсии по старости по наиболее выгодному варианту.
Ссылки судов на не предоставление истцом контррасчета размера пенсии являются необоснованными, поскольку пенсионным органом варианты расчета размера пенсии истцу и в суд не предоставлялись, что не позволило истцу предоставить контррасчет.
Юридически значимые обстоятельства дела судами в полном объеме не установлены, в частности, в судебных актах не установлено какие конкретно периоды работы и иной общественно полезной деятельности включены в трудовой стаж истца при назначении пенсии, какие периоды работы, из указанных в трудовой книжке, не включены в стаж и по какой причине и т.д. Так, из имеющихся в деле копий материалов пенсионного дела усматривается, что при назначении пенсии не был учтен период работы истца с 17 марта 2005 года по 18 мая 2005 года. В материалах гражданского дела отсутствуют мотивированные расчеты расчетного размера трудовой пенсии по формулам, приведенным в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", включая расчеты среднемесячной заработной платы истца, отношения среднемесячного заработной платы истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, стажевого коэффициента и процента валоризации, что не позволило судам сделать мотивированный вывод о том, что вариант расчета пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" более выгоден для истца, чем иные варианты, и соответственно правильно разрешить спор.
В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Согласно статье 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Однако суды данные нормы процессуального права не применили, указанные обстоятельства в качестве юридически значимых не определили и не установили, соответственно, правовой оценки судов по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации они не получили.
Судам для разрешения заявленных требований необходимо было предложить ответчику представить расчеты расчетного размера пенсии на момент ее назначения по формулам, приведенным в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и проверить правильность данных расчетов.
На основании изложенного, состоявшиеся судебные акты нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм процессуального права, которые могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, что согласно части 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 июля 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.