Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Родиной А.К, судей Лезиной Л.В, Сапрыкиной Н.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-215/2022 по иску прокурора Гайнского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Гайнского муниципального округа Пермского края, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Верхнестарицкая средняя общеобразовательная школа" о понуждении к совершению действий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения, по кассационной жалобе администрации Гайнского муниципального округа Пермского края на решение Гайнского районного суда Пермского края от 12.12.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14.03.2023.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Лезиной Л.В, возражения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Ботева В.Ю, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Гайнского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, (далее также прокурор, истец) обратился в суд с иском к ответчикам администрации Гайнского муниципального округа (далее также Администрация), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Верхнестарицкая средняя общеобразовательная школа" (далее также МБОУ "Верхнестарицкая СОШ") об обязании Администрации в срок до 01.05.2023 обеспечить финансирование расходов по приобретению и установке ограждения территории по всему периметру всех объектов МБОУ "Верхнестарицкая СОШ", соответствующего требованиям ГОСТ Р 57278-2016, организации обеспечения пропускного и внутриобъектового режима во все здания МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" с привлечением организации, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел; возложении на МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" обязанности в срок до 01.09.2023 установить ограждение объектов и территории МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" по адресам: ул. К. Маркса, д. 16а в п. Верхняя Старица; ул. К. Маркса, д. 15в в п. Верхняя Старица; ул. Кунгурская, д. 6 в п. Касимовка; ул. Садовая, д. 4а в п. Касимовка в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57278-2016 по всему периметру; организовать пропускной и внутриобъектовый режим во все здания МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" с привлечением организации, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел.
В обоснование требований истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой Гайнского района проверки исполнения МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" федерального законодательства об образовании, об антитеррористической защищенности образовательной организации выявлены нарушения, которые создают угрозу безопасности жизни и здоровью обучающихся, работников образовательной организации, а именно, в осуществляющих деятельность МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" на базе четырех объектов - зданий, расположенных по адресам: ул. К. Маркса, д. 16а в п. Верхняя Старица (здание средней школы); ул. К. Маркса, д. 15в в п. Верхняя Старица (здание ДОУ "Рябинушка"); ул. Кунгурская, д. 6 в п. Касимовка (здание филиала Касимовская ООШ); ул. Садовая, д. 4а в п. Касимовка (здание ДОУ "Уралочка"), которым по результатам категорирования присвоена 4 категория опасности, не обеспечен пропускной и внутриобъектовый режимы (в здании средней школы по адресу: ул. К. Маркса, д. 16а в п. Верхняя старица; в здании ДОУ "Рябинушка" по адресу: ул. К. Маркса, д. 15в в п. Верхняя Старица; в здании филиала Касимовская ООШ по адресу: ул. Кунгурская, д. 6 в п. Касимовка пропускной и внутриобъектовый режимы осуществляются штатными сотрудниками образовательных организаций (вахтерами), не обладающими в силу закона правовым статусом частного охранника, в здании ДОУ "Уралочка" указанный режим никем не осуществляется). Ограждение территории всех зданий МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" не соответствует нормам закона - ограждение объекта Касимовская ООШ частично отсутствует, калитки не обеспечены запирающим устройством, ограждение объектов в местах примыкания к частным строениям отсутствует (здание средней школы), ограждение находится в ветхом состоянии и не исключает проникновения людей, животных. Вынесенное прокурором в адрес исполняющего обязанности директора МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" представление до настоящего времени не исполнено.
Решением Гайнского районного суда Пермского края от 12.12.2022 исковые требования удовлетворены: на Администрацию возложена обязанность в срок до 01.05.2023 обеспечить финансирование расходов: по приобретению и установке ограждения территории по всему периметру всех объектов МБОУ "Верхнестарицкая СОШ", соответствующего требованиям ГОСТ Р 57278-2016; по организации обеспечения пропускного и внутриобъектового режима во всех объектах МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" с привлечением организации, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел; на МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" возложена обязанность в срок до 01.09.2023 установить ограждение объектов и территорий МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" по адресам: п. Верхняя Старица, ул. К.Маркса, д. 16а; п. Верхняя Старица, ул. К. Маркса, д. 15в; п. Касимовка, ул. Кунгурская, д. 6; п. Касимовка, ул. Садовая, д. 4а, соответствующее требованиям ГОСТ Р 57278-2016 по всему периметру; организовать пропускной и внутриобъектовый режим в здания МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" по адресам: п. Верхняя Старица, ул. К. Маркса, д. 16а; п. Верхняя Старица, ул. К. Маркса, д. 15в; п. Касимовка, ул. Кунгурская, д. 6; п. Касимовка, ул. Садовая, д. 4а, с привлечением организации, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14.03.2023 решение суда первой инстанции отменено в части, прокурору отказано в удовлетворении исковых требований к Администрации, МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" об обязании организовать пропускной и внутриобъектовый режим в зданиях МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" по адресам: ул. К. Маркса, д. 16а в п. Верхняя Старица; ул. К. Маркса, д. 15в в п. Верхняя Старица; ул. Кунгурская, д. 6 в п. Касимовка; ул. Садовая, д. 4а в п. Касимовка с привлечением организации, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел; в остальной части решение Гайнского районного суда Пермского края от 12.12.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить обжалуемые судебные акты в части. По мнению ответчика, Администрация не вправе осуществлять обязанность по финансированию МБОУ "Верхнестарицкая СОШ", возложенную на иного главного распорядителя бюджетных средств, которым является Управление образования Администрации. Требования ГОСТ Р 57278-2016 не могут применяться к учреждениям образования. Со ссылками на положения статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 ответчик указывает, что требований к техническим характеристикам ограждения школы не содержится, фактически ограждение имеется. Рекомендации по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов имеют рекомендательный характер, требования обязательных актов соблюдены с учетом присвоенной школе 4 категории опасности. Суды необоснованно руководствовались рекомендациями.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор Пермского края просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании части 1 статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку предметом проверки в суде кассационной инстанции являются вступившие в законную силу судебные акты, решение суда первой инстанции по доводам кассационной жалобы проверяется судебной коллегией с учетом изменений, внесенных обжалуемым апелляционным определением.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции с учетом апелляционного определения подлежит изменению по следующим основаниям.
Судами установлено, что МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" осуществляет деятельность в четырех объектах - зданиях, расположенных по адресам: Пермский край, Гайнский район, п. Верхняя Старица, ул. К. Маркса, д. 16а (здание средней школы); п. Верхняя Старица, ул. К. Маркса, д. 15в (здание ДОУ "Рябинушка"); п. Касимовка, ул. Кунгурская, д. 6 (здание филиала "Касимовская ООШ"); п. Касимовка, ул. Садовая, д. 4а (здание ДОУ "Уралочка"), является образовательным учреждением, реализующим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Учредителем и собственником имущества МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" является муниципальное образование "Гайнский муниципальный район" (пункт 1.5 Устава МБОУ "Верхнестарицкая СОШ").
13.09.2022 заместителем прокурора Гайнского района принято решение N 100 о проведении проверки исполнения МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" законодательства. В ходе проверки установлено, что ограждение территории всех зданий МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" не соответствует нормам закона, не превышает 1, 2 м, находится в ветхом состоянии, частично отсутствует ограждение объекта "Касимовская ООШ", калитки не обеспечены запирающим устройством, ограждения объектов в местах примыкания к частным строениям отсутствует (здание средней школы) и не исключает проникновения людей, животных, а также наблюдения за объектом. Кроме того, в нарушение законодательства пропускной и внутриобъектовый режим в трех зданиях - средней школы по адресу: п. Верхняя Старица, ул. К. Маркса, д. 16а, ДОУ "Рябинушка" по адресу: п. Верхняя Старица, ул. К. Маркса, 15в, филиала Касимовская ООШ по адресу: п. Касимовка, ул. Кунгурская, д. 6, осуществляется штатными сотрудниками образовательных учреждений (вахтерами), не обладающими статусом частного охранника.
24.06.2022 прокуратурой Гайнского района в адрес исполняющего обязанности директора МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" вынесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, об антитеррористической безопасности, в котором указано, что в МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" отсутствует охрана, имеющая лицензию для осуществления такой организацией контрольно-пропускного режима; отсутствует ограждение объектов по периметру, соответствующее ГОСТ.
Согласно ответу МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" на представление все четыре объекта МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" имеют 4 категорию опасности, территория объектов школы полностью огорожена по периметру, в штате образовательной организации имеется ставка вахтера, который осуществляет на входе в здание пропуск посетителей, калитка в филиале "Касимовская ООШ" МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" закрыта на запирающее устройство, дополнительно повешен замок. Заведующая хозяйством филиала "Касимовская ООШ" привлечена к дисциплинарной ответственности. Применение требований ГОСТ Р 57278-2016 является правом, а не обязанностью образовательной организации.
Разрешая заявленные требования прокурора, руководствуясь положениями статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", приказа Рособразования от 01.09.2008 N 1126 "О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", пунктами 3.10, 5.4, 6.1 "ГОСТ Р 57278-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения защитные. Классификация. Общие положения", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2016 N 1742-ст, пунктами 1.1, 1.2, 3.7, 4.2, 4.3, 4.4, 6.1, 6.2 "ГОСТ Р 58485-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций.
Общие требования", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 09.08.2019 N 492-ст, суд первой инстанции, указав, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие соответствующего требованиям ГОСТ Р 57278-2016 защитного ограждения по периметру, а так же осуществление пропускного и внутриобъектового режима вахтерами и воспитателями не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, снижает эффективность принимаемых мер по террористической укрепленности образовательной организации, делает ее потенциально уязвимой, минимизирует возможность принятия мер по предупреждению террористического акта, в результате чего ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, находящихся в образовательной организации, что является недопустимым, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований.
Проверив законность решения суда первой инстанции, приобщив к материалам дела в качестве новых доказательств и исследовав паспорта безопасности объектов: МБОУ "Верхнестарицкая СОШ", МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" структурное подразделение "Детский сад "Рябинушка", МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" филиал "Касимовская ООШ", МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" филиал "Касимовская ООШ" (детский сад), суд апелляционной инстанции признал доводы Администрации о том, что в отношении объектов МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" действующим законодательством не предусмотрено обеспечение их охраны сотрудниками специализированной организации, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, поскольку они отнесены к объектам 4 категории опасности, заслуживающими внимания.
Установив, что здания объектов МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" по адресам: п. Верхняя Старица, ул. К.Маркса, д. 16а; п. Верхняя Старица, ул. К. Маркса, д. 15в; п. Касимовка, ул. Кунгурская, д. 6; п. Касимовка, ул. Садовая, д. 4а являются объектами 4 категории опасности, в отношении которых действующим законодательством не предусмотрено обеспечение их охраны сотрудниками специализированных организаций, приняв во внимание заключение комиссии, изложенное в паспортах безопасности объектов МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" о соблюдении требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности на ответчиков обеспечить организацию пропускного и внутриобъектового режима во всех объектах МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение в указанной части отменил, в удовлетворении требований отказал. В оставшейся части, установив, что имеющееся ограждение объектов МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" находится в ненадлежащем состоянии, а также подтвердив вывод суда о необходимости оборудования данного ограждения с применением ГОСТ Р 57278-2016 в части его высоты, судебная коллегия с решением суда согласилась.
Суд кассационной инстанции с выводами решения суда первой инстанции с учетом апелляционного определения о наличии оснований для возложения на Администрацию обязанности обеспечить финансирование расходов по оборудованию ограждения территории по всему периметру всех объектов МБОУ "Верхнестарицкая СОШ", на МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" - обязанности установить ограждение объектов и территории МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" по всем адресам по всему периметру по существу соглашается, поскольку они являются мотивированными, соответствуют установленным судами обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права.
Доводы о том, что Администрация не вправе осуществлять деятельность по финансированию МБОУ "Верхнестарицкая СОШ", возложенную на иного главного распорядителя бюджетных средств - Управление образования Администрация, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения муниципального округа.
Согласно пунктам 1, 3, 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа также относится: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
На основании пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, возложение судами на Администрацию обязанности по финансированию расходов МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" по оборудованию ограждения территории по периметру объектов МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" соответствует действующему правовому регулированию. Указание Администрации на то, что главным распорядителем бюджетных средств для получателя бюджетных средств МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" определено Управление образования Администрации, с учетом того, что данное лицо является функциональным (отраслевым) органом Администрации (пункт 1.4 положения об Управлении образования Администрации), спорное обязательство является расходной частью бюджета Гайнского муниципального округа, не свидетельствует о неправомерности указанного вывода судов и наличии оснований для отмены судебных актов.
Несогласие ответчика с оценкой судами конкретных доказательств, подтверждающих отсутствие надлежащего ограждения по периметру объектов МБОУ "Верхнестарицкая СОШ", и с их выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела не является основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции").
Вместе с тем, суд кассационной инстанции полагает заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы о том, что требования ГОСТ Р 57278-2016 не могут применяться к учреждениям образования, поскольку они предназначены для добровольного применения.
В силу пунктов 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 5 указанного закона предусмотрено, что установление обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категорий объектов (территорий), порядка разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядка разработки и утверждение формы паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 (далее также Требования).
В пунктах 1 и 2 Требований указано, что они устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее также объект (территория) (пункт 1).
Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности. Таким образом, положения указанных Требований распространяются, в том числе на МБОУ "Верхнестарицкая СОШ".
В подпункте "а" пункта 7, подпункте "г" пункта 18 Требований предусмотрено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается, в том числе путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), а воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается, в том числе, посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Согласно пункту 29 Требований инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны при новом строительстве, капитальном ремонте, реконструкции или модернизации объектов (территорий). По решению руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), объекты (территории) могут оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты.
В преамбуле ГОСТ Р 57278-2016 указано, что правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".
В силу частей 1, 3 статьи 26 названного Федерального закона документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Одним из принципов стандартизации в Российской Федерации является добровольность применения документов по стандартизации (пункт 1 статьи 4 данного Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" утверждение перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона, также относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
Соответствующий перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815, однако ГОСТ Р 57278-2016 в него не включен.
Таким образом, применительно к спорным правоотношениям ГОСТ Р 57278-2016 носит рекомендательный характер и подлежит применению на добровольной основе. Возложение на МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" обязанности выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов путем установки ограждения периметра их территорий в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57278-2016, а на Администрацию - обязанности обеспечить финансирование данного мероприятия не может быть признано законным.
В рассматриваемом случае суды установили, что ограждение объектов МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" не соответствует требованиям антитеррористической безопасности, так как не исключает бесконтрольного пребывания на территории учреждения посторонних лиц, однако указанное обстоятельство не подтверждает наличия оснований для удовлетворения требований истца в заявленном виде в отсутствие относимых и допустимых доказательств нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также требований законодательства оборудованием ограждения, не соответствующего ГОСТ Р 57278-2016.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что ограждение МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" необходимо привести в надлежащее состояние, однако правовые основания для возложения на ответчиков обязанности обеспечить при установке ограждения соблюдение ГОСТ Р 57278-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения защитные. Классификация. Общие положения" отсутствуют, указание на данный государственный стандарт подлежит исключению из резолютивной части решения, в связи с чем решение суда первой инстанции с учетом апелляционного определения в данной части следует изменить.
Оснований для отмены или изменения решения суда с учетом апелляционного определения и указанного апелляционного определения в оставшейся части в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гайнского районного суда Пермского края от 12.12.2022 с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14.03.2023 изменить.
Исключить из резолютивной части решения Гайнского районного суда Пермского края от 12.12.2022 словосочетания "соответствующее требованиям ГОСТ Р 57278-2016".
В оставшейся части решение Гайнского районного суда Пермского края от 12.12.2022 с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14.03.2023 и данное апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Гайнского муниципального округа Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.