Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Жуковой Н.А, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-6933/2022 по иску Шмойлова Бориса Ивановича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Шмойлова Бориса Ивановича на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шмойлов Б.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Отделение) о включении в льготный стаж периодов работы с 15 июля 1996 года по 02 августа 2000 года, с 04 августа 2000 года по 04 декабря 2002 года, с 08 августа 2010 года по 06 сентября 2010 года, с 14 декабря 2010 года по 27 декабря 2010 года, с 04 января 2011 года по 17 января 2011 года, с 18 мая 2011 года по 01 июля 2011 года, с 01 апреля 2015 года по настоящее время; назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения права на пенсию; взыскании расходов по оплате юридических услуг в размере 55 000 руб, расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование исковых требований указал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Решением N 3295 от 03 июня 2021 года в установлении досрочной страховой пенсии по старости ему отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы по Списку N 2. С решением ответчика не согласен, так как трудовая деятельность в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, непосредственно занятого на объектах добычи нефти, газа и газового конденсата, относится к Списку N 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10. Пенсионное законодательство не предусматривает какие конкретно работы, необходимые для приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен выполнять электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, занятый в указанном производстве. В соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (выпуск 1) в характеристику работы электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования входят работы, как по ремонту, так и по обслуживанию электрооборудования агрегатов, станков и других машин, в связи с чем электромонтеры приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по соответствующим подразделам раздела XII Списка N 2, если они заняты только ремонтом или только обслуживанием электрооборудования или выполняют те и другие работы. Полагает, что отсутствие в индивидуальном лицевом счете сведений о стаже на соответствующих видах работах на его пенсионные права повлиять не может, а свидетельствует о том, что работодатель не исполнил свою обязанность по своевременному предоставлению соответствующих сведений в пенсионный орган и данное обстоятельство не меняет характер и условия его трудовой деятельности. Страховые взносы за спорные периоды работы работодателем перечислялись.
Считает, что периоды работы с 08 августа 2010 года по 06 сентября 2010 года, с 14 декабря 2010 года по 27 декабря 2010 года, с 04 января 2011 года по 17 января 2011 года, с 18 мая 2011 года по 01 июля 2011 года должны быть включены в специальный стаж, так как с 04 августа 2008 года он был принят в ООО "Борец Сервис-Нефтеюганск" электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования, непосредственно занятым на объектах добычи нефти, и на должность мастера был переведен лишь 04 июля 2011 года. Полагал, что должность мастера предусмотрена Списком N 2.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 апреля 2023 года, в удовлетворении требований Шмойлова Б.И. отказано.
В кассационной жалобе Шмойлов Б.И. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены решения суда и апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 17 мая 2021 года Шмойлов Б.И, "данные изъяты", зарегистрированный в системе обязательного пенсионного страхования 13 апреля 2000 года, обратился в территориальный пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 30, пунктом 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югре (межрайонное) от 03 июня 2021 года N 3295 Шмойлову Б.И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ по Списку N 2, при этом установлено, что общий страховой стаж составил 31 год 1 месяц 16 дней (36 лет 9 месяцев 1 день с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П), стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 29 лет 6 месяцев 12 дней, стаж работы по Списку N 2 - 5 лет 5 месяцев 20 дней с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П; разъяснено, что при имеющихся условиях право у Шмойлова Б.И. на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30, пунктом 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" отсутствует, право в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" возникает в 60 лет.
Впоследствии был включен в расчет стажа Шмойлова Б.И. период работы с 01 января 2006 года по 14 ноября 2006 года, который не повлиял на требуемую продолжительность специального стажа по Списку N 2.
Пенсионным органом не включены Шмойлову Б.И. в стаж работы по Списку N 2 периоды работы:
с 15 июля 1996 года по 31 июля 1998 года в АООТ "Юганскнефтегаз" НГДУ "Мамонтовнефть", поскольку в представленной архивной справке от 03 июня 2020 года N РН/14-20-Ш-26, выданной представительством ПАО "НК Роснефть", работодатель не подтверждает занятость непосредственно на объектах добычи нефти и газа, в основании выдачи отсутствуют документы, подтверждающие занятость в течение полного рабочего дня в условиях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение;
с 04 августа 2000 года по 04 декабря 2002 года в ОАО "Сургутнефтегаз", поскольку в представленной справке от 21 мая 2020 года N 43-01-26-2014 ПАО "Сургутнефтегаз" ЦБПО ЭПУ не подтверждает работу непосредственно на объектах добычи нефти и газа;
с 08 августа 2010 года по 06 сентября 2010 года, с 14 декабря 2010 года по 27 декабря 2010 года, с 04 января 2011 года по 17 января 2011 года, с 18 мая 2011 года по 01 июля 2011 года, поскольку в выписке из лицевого счета заявителя периоды работы отражены без кода особых условий труда;
с 01 апреля 2015 года по настоящее время, поскольку работодателем не производились начисление и уплата дополнительного тарифа страховых взносов на финансирование страховой части пенсии.
Из записей в трудовой книжке Шмойлова Б.И. следует:
15 июля 1996 года он принят электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 3 разряда на базу энергообеспечения АООТ "Юганскнефтегаз", 01 октября 1997 года ему присвоен 4 разряд электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в этом же цехе, 01 августа 1998 года перемещен в Управление "Энергонефть" ОАО "Юганскнефтегаз";
01 августа 1998 года он зачислен в порядке перемещения электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда, 31 декабря 1999 года уволен в порядке перевода в ООО "Энергонефть";
01 января 2000 года принят в порядке перевода в Мамонтовскую базу энергообеспечения ОАО "Юганскнефтегаз" электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда, 02 августа 2000 года уволен;
04 августа 2000 года принят электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда ОАО "Сургутнефтегаз" на Нижнесортымский участок по прокату и ремонту электропогружных установок, 14 июня 2001 года переведен электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда, 04 декабря 2002 года уволен;
04 августа 2008 года принят электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования, непосредственно занятым на объектах добычи нефти, 5 разряда в цех проката электропогружных установок в ООО "Борец-сервис - Нефтеюганск", 04 июля 2011 года переведен в цех проката электропогружных установок на должность мастера, 11 апреля 2012 года уволен;
18 апреля 2012 года принят в ЦБПО ЭПУ ОАО "Сургутнефтегаз" в цех по прокату ЭПУ "Федоровской базы производственного обслуживания электропогружных установок" электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда, где продолжал работать.
Согласно архивной справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, представительства ПАО НК "Роснефть" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре от 03 июня 2020 года N РН/14-20-Ш-26 Шмойлов Б.И. работал постоянно полный рабочий день, полную рабочую неделю в нефтегазодобывающем управлении "Мамонтовнефть" АООТ "Юганскнефтегаз" с местонахождением в г. Пыть-Яхе с 15 июля 1996 года в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования (занятость непосредственно на объектах добычи нефти и газа в документах не указана) 3 разряда в базе энергообеспечения, 01 октября 1997 года переведен электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования (занятость непосредственно на объектах добычи нефти и газа в документах не указана) 4 разряда в базе энергообеспечения, с 31 июля 1998 года уволен.
В архивной справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, представительства ПАО НК "Роснефть" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре от 27 мая 2021 года N РН/14-20-Ш-42-21 Шмойлов Б.И. работал постоянно полный рабочий день, полную рабочую неделю в Управлении "Энергонефть" ОАО "Юганскнефтегаз" с местонахождением в г.Нефтеюганске с 01 августа 1998 года в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования (занятость непосредственно на объектах добычи нефти и газа в документах не указана) 5 разряда в районе электрических сетей N 5 Мамонтовской базы энергообеспечения, 31 августа 1998 года уволен.
В справке ПАО "Сургутнефтегаз", уточняющей работу в особых условиях труда, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, от 21 мая 2020 года N 43-01-26-2014 указано, что Шмойлов Б.И. работал в полный рабочий день в Сургутской центральной базе производственного обслуживания по прокату и ремонту электропогружных установок ПАО "Сургутнефтегаз" в производстве добычи нефти, газа и газового конденсата с 04 августа 2000 года по 13 июня 2001 года электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда на Нижнесортымском участке по прокату и ремонту электропогружных установок Лянторской базы производственного обслуживания электропогружных установок, с 14 июня 2001 года по 04 декабря 2002 года электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда на Нижнесортымском участке по прокату и ремонту электропогружных установок Лянторской базы производственного обслуживания электропогружных установок, с 18 апреля 2012 года по настоящее время электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда непосредственно на объектах добычи нефти и газа в цехе по прокату ЭПУ Федоровкой базы производственного обслуживания электропогружных установок. Вышеуказанная работа за период с 18 апреля 2012 года по 31 марта 2015 года в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, непосредственно занятого на объектах добычи нефти и газа, относится к Списку N2 раздел XII "Бурение, добыча и переработка нефти", подраздел 2 "Добыча нефти, газа и газового конденсата" позиция 2130200а-19861, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 14, 30, 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пунктом 11 Правил подсчета и утверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", исходил из того, что правом на досрочное назначение пенсии в соответствии с позицией 2130200а-19861 пользуются не все электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, а только те, которые непосредственно заняты на объектах добычи нефти, газа и газового конденсата. Работодателями не подтвержден особый характер условий труда истца в спорные периоды и факт его работы непосредственно на объектах добычи нефти, газа и газового конденсата, а также в период в период с 01 апреля 2015 года по дату обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии не подтверждена уплата страховых взносов и вредный класс условий труда, поскольку согласно оценки условий труда класс условий труда является допустимым.
Поскольку для досрочного назначения пенсии в 51 год Шмойлову Б.И. требуется 25 лет страхового стажа, 20 лет стажа работы в условиях местности, приравненной к районам Крайнего Севера и не менее 10 лет стажа работы по Списку N 2, а наличие требуемой продолжительности последнего материалами дела не подтверждено, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Отказав в удовлетворении требований о включении периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований о взыскании расходов по оплате услуг представителя и государственной пошлины.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, суд апелляционной инстанции указал, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца не имелось, так как доказательств постоянной и непосредственной занятости истца в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в конкретном производстве, предусмотренном разделом "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" Списка N 2, не представлено. Документы, раскрывающие функциональные обязанности истца, либо указывающие на льготный характер выполняемой истцом работы, представлены не были. Работодатели не подтверждают работу истца в особых условиях труда. Периоды работы с 01 апреля 2015 года отражены в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета без кода особых условий труда, дополнительный тариф страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии с 01 апреля 2015 года не уплачивался. Периоды работы с 01 января 2000 года по 02 августа 2000 года, с 08 августа 2010 года по 06 сентября 2010 года, с 14 декабря 2010 года по 27 декабря 2010 года, с 04 января 2011 года по 17 января 2011 года, с 18 мая 2011 года по 01 июля 2011 года в лицевом счете истца отражены без кода особых условий труда.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела, приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Шмойлова Б.И. о том, что заявленные им периоды подлежат включению в стаж, судами не были исследованы причины не включения в стаж всех периодов работы, указанных в иске; невыполнение работодателем обязанности по своевременному предоставлению сведений в пенсионные органы о характере и условий труда работника, не может являться безусловным основанием для лишения его права на досрочное пенсионное обеспечение, соответственно его право на назначение пенсии не может быть постановлено в зависимость от того обстоятельства, что работодатель не поставил код льготы и не сообщил иные сведения в Пенсионный фонд; отсутствие данных персонифицированного учета и отсутствие сведений в Пенсионном фонде о наличии рабочих мест в организации, дающих право на досрочное назначение пенсии, при наличии записи в трудовой книжке, справки, подтверждающей льготный характер работ и других доказательств, не может служить основанием для лишения его права на досрочное назначение пенсии, не являются основанием для отмены в кассационном порядке судебных актов, поскольку направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, доказательств по делу, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции, действующей с 01 января 2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному закону).
В ранее действовавшей редакции части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" было предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 этой статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 данной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", (далее - Список N 2).
В Списке N 2 раздел XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца", подраздел 2 "Добыча нефти, газа и газового конденсата" позицией 2130200а-19861 предусмотрены электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, непосредственно занятые на объектах добычи нефти, газа и газового конденсата.
В соответствии с пунктом 5 разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 781 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что в случаях, когда необходимые данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом, характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Из названных нормативных правовых актов и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что правом на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N 2 раздел XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца", подраздел 2 "Добыча нефти, газа и газового конденсата" пользуются электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, непосредственно занятые на объектах добычи нефти, газа и газового конденсата. Следовательно, характер их работы, занятость на определенных объектах полный рабочий день, при полной рабочей неделе должна быть подтверждена соответствующими доказательствами: сведениями индивидуального (персонифицированного) учета или за периоды до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования уточняющими справками работодателя и справками архивных органов.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции на основании оценки представленных в материалы доказательств, произведенной по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сведения, содержащиеся в трудовой книжке истца, не подтверждают соответствие характера работы истца в спорные периоды времени характеру работы, предусмотренному Списком N 2. Иные письменные доказательства не позволяют достоверно установить, что в спорные периоды времени истец был занят на работах, предусмотренных Списком N 2, в течение полного рабочего дня, при полной рабочей неделе. Шмойлов Б.И. в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрирован 13 апреля 2000 года, следовательно, все периоды работы после указанной даты вопреки доводам кассационной жалобы могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ на основании сведений персонифицированного учета. Работодатель Шмойлова Б.И. является действующей организацией, истец в случае, если считает свои права нарушенными, не лишен возможности обратиться в суд с иском к работодателю о корректировке сведений индивидуального персонифицированного учета и уплате дополнительных страховых взносов.
Таким образом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, не опровергают правильность выводов судов и законность принятых ими судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шмойлова Бориса Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.