Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Жуковой Н.А, Козиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-867/2022 по иску Гераскина Юрия Леонидовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Гераскина Юрия Леонидовича на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 16 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, объяснения посредством использования систем видеоконференц-связи с Чернушинским районным судом Пермского края представителя истца Гераскина Ю.Л. - Чертова А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гераскин Ю.Л. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Пермском крае (переименовано с 01 января 2023 года в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю) с учетом уточнения о признании незаконным решения от 29 августа 2022 года N220000051307/358034/22 об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы с 01 июля 2008 года по 31 октября 2008 года в Украинской промышленной энергетической компании, с 14 октября 2003 года по 04 марта 2011 года период осуществления предпринимательской деятельности на территории Республики Украина, назначить страховую пенсию по старости с 12 ноября 2018 года. В судебном заседании суда первой инстанции истец просил назначить страховую пенсию по старости с 23 августа 2022 года, включить в страховой стаж периоды работы в Управлении механизации "Харьковметрострой" с 05 декабря 1986 года по 15 июля 1987 года, с 12 мая - 12 сентября 1982 года в колхозе "Октябрь" Кармалинского сельского Совета Кошкинского района Куйбышевской области, с 17 августа 1987 года по 22 сентября 1987 года в винсовхозе "Донская чаша", с 01 января 2022 года по 15 марта 2022 года - период осуществления предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.
В обоснование иска указал, что, являясь гражданином Республики Украина, более 10 лет проживает на территории Российской Федерации, 30 мая 2018 года он получил вид на жительство. Начиная с 12 ноября 2018 года неоднократно обращался к ответчику с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", решениями от 12 февраля 2019 года и от 19 апреля 2019 года ему отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа и размера индивидуального пенсионного коэффициента (далее также - ИПК), также не был включен в страховой стаж истца период работы с 01 июня 1992 года по 11 мая 1996 года на государственном малом предприятии "Электронсервис" г..Харьков, с 01 июля 2008 года по 31 октября 2008 года - в Украинской промысловой энергетической компании г..Харьков, как не подтвержденные документально. При повторном обращении истца 31 марта 2022 года ответчик решением от 11 апреля 2022 года вновь отказал в установлении страховой пенсии по старости по тем же основаниям. Вступившим в законную силу решением Чернушинского районного суда Пермского края от 09 июня 2022 года период работы истца с 01 июня 1992 года по 11 мая 1996 года на государственном малом предприятии "Электронсервис" г..Харьков зачтен в страховой стаж истца. В связи с чем, он повторно обратился 23 августа 2022 года к ответчику с заявлением об установлении пенсии, решением от 29 августа 2022 года отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием необходимого размера индивидуального пенсионного коэффициента для назначения пенсии в 2018 году его ИПК составил 13, 057 баллов при требуемом 13, 8.
При принятии решений ответчик определял требуемую продолжительность страхового стажа и размер индивидуального пенсионного коэффициента на 2018 год, поскольку им 30 мая 2018 года получен вид на жительство, с чем он не согласен, так как 60-летнего возраста достиг 10 декабря 2017 года и, следовательно, по его мнению, требуемая продолжительность страхового стажа и размер ИПК должны определяться на 2017 год.
Решением Чернушинского районного суда Пермского края от 16 декабря 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 марта 2023 года решение Чернушинского районного суда Пермского края от 16 декабря 2022 года отменено в отмененной части принято новое решение, которым включены в страховой стаж Гераскина Ю.Л. периоды работы в АО "УПЭК" с 01 июля 2008 года по 31 октября 2008 года, а также период с 14 октября 2003 года по 31 декабря 2003 года. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Гераскин Ю.Л. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения от 29 августа 2022 года N220000051307/358034/22 об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости с 12 ноября 2018 года, определив величину индивидуального пенсионного коэффициента на день достижения им возраста 60 лет, то есть по состоянию на 2017 год.
В возражениях на кассационную жалобу Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - Отделение) просит оставить жалобу без удовлетворения, как необоснованную.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель ответчика ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такого рода оснований для отмены судебных актов не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Гераскин Ю.Л, "данные изъяты" года рождения, являлся гражданином Республики Украина, 30 мая 2018 года получил вид на жительство в Российской Федерации.
12 ноября 2018 года истец обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чернушинском районе Пермского края с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях.
Решением пенсионного органа от 12 февраля 2019 года N 190000001221/794367/18 Гераскину Ю.Л. отказано в установлении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого страхового стажа 9 лет, а также требуемой величины ИПК 13, 8. При этом продолжительность страхового стажа истца составила 7 лет 8 месяцев 26 дней, ИПК - 8, 544 баллов. В страховой стаж истца не зачтены периоды работы с 01 июня 1992 года по 11 мая 1996 года на государственном малом предприятии "Электронсервис" г.Харьков (работа после 01 декабря 1991 года не подтверждена документально), а также с 01 июля 2008 года по 31 октября 2008 года в Украинской промысловой энергетической компании г. Харьков (работа после 01 декабря 1991 года не подтверждена документально).
Решением пенсионного органа от 19 апреля 2019 года N 190000029574/794367/18 внесены изменения в решение от 12 февраля 2019 года в части указания требуемой величины страхового стажа - 8 лет и требуемой величины ИПК - 11, 4, поскольку Гераскин Ю.Л. достиг пенсионного возраста (60 лет) 10 декабря 2017 года.
31 марта 2022 года истец повторно обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением от 11 апреля 2022 года N 220000020212/141595/322 Гераскину Ю.Л. отказано в установлении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемой величины ИПК. При этом страховой стаж истца составил 8 лет 8 месяцев 2 дня, величина ИПК - 9, 600 баллов.
В страховой стаж истца не зачтены периоды работы с 01 июня 1992 года по 11 мая 1996 года на государственном малом предприятии "Электронсервис" г. Харьков (работа после 01 декабря 1991 года не подтверждена документально), а также с 01 июля 2008 года по 31 октября 2008 года в Украинской промысловой энергетической компании г. Харьков (отсутствует справка об уплате страховых взносов).
23 августа 2022 года истец вновь обратился к ответчику с заявлением об установлении страховой пенсии по старости.
Решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Пермском крае от 29 августа 2022 года N 220000051307/358034/22 истцу отказано в назначении страховой пенсии, в связи с отсутствием необходимой величины ИПК. При этом продолжительность страхового стажа определена ответчиком с учетом вступившего в законную силу решения Чернушинского районного суда Пермского края от 09 июня 2022 года, которым в страховой стаж включены период работы истца с 01 июня 1992 года по 11 мая 1996 года на государственном малом предприятии "Электронсервис" г. Харьков, а также периоды осуществления истцом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 03 февраля 2020 года по 23 декабря 2020 года и с 17 декабря 2021 года по 31 декабря 2021 года. Поскольку в соответствии с соглашением Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации информация об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2022 году должна быть передана налоговым органом не позднее 10 февраля 2023 года, то сведения за 2022 год, при условии уплаты, будут отражены на лицевом счете заявителя не ранее 10 марта 2023 года. Величина ИПК составила 13, 057, что признано недостаточным для назначения страховой пенсии (в 2018 году требуемый размер ИПК составляет 13, 8).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, исходил из того, что истец является гражданином иностранного государства, в связи с чем оценка его пенсионных прав должна производиться на дату установления факта постоянного проживания на территории Российской Федерации и приобретения права на пенсионное обеспечение на ее территории, а именно на дату получения вида на жительство, то есть по состоянию на 30 мая 2018 года.
Отказывая во включении в стаж периодов работы с 12 мая 1982 года по 12 сентября 1982 года в колхозе "Октябрь" Кармалинского сельского Совета Кошкинского района Куйбышевской области, с 05 декабря 1986 года по 15 июля 1987 года в управлении механизации "Харьковметрострой", с 17 августа 1987 года по 22 сентября 1987 года в винсовхозе "Донская чаша", суд первой инстанции исходил из того, что допустимыми и достоверными доказательствами данные периоды работы не подтверждены, в трудовую книжку данные периоды не внесены, представленные истцом справки не содержат оснований выдачи, в справке управления механизации "Харковьметрострой" не указана дата ее выдачи. Архивные органы не подтвердили осуществление трудовой деятельности истца в колхозе "Октябрь" Кармалинского сельского Совета Кошкинского района Куйбышевской области, в винсовхозе "Донская чаша".
Оснований для включения в стаж истца периодов работы с 01 июля 2008 года по 31 октября 2008 года, с 14 октября 2003 года по 04 марта 2011 года, а также с 01 января 2022 года по 15 марта 2022 года суд первой инстанции также не усмотрел, поскольку после 01 января 2002 года при определении размера страховой пенсии для исчисления величины индивидуального пенсионного коэффициента учитываются только страховые взносы, уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части отказа во включении в стаж истца периодов работы с 14 октября 2003 года по 31 декабря 2003 года и с 01 июля 2008 года по 31 октября 2008 года в связи с неправильным применением норм материального права.
Удовлетворяя требования Гераскина Ю.Л. в указанной части, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"), исходил из того, что для определения права на трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Оценив записи в трудовой книжке истца о работе с 01 июля 2008 года по 31 октября 2008 года в Украинской промышленной энергетической компании, копии приказов АО "УПЭК" от 01 июля 2008 года N К-149 о приеме Гераскина Ю.Л. младшим специалистом и от 31 октября 2008 года NК-300 о его увольнении по соглашению сторон, копии Свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности - физического лица от 14 октября 2003 года и свидетельства об уплате единого налога от 22 октября 2003 года за 2003 год, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что периоды работы истца с 14 октября 2003 года по 31 декабря 2003 года и с 01 июля 2008 года по 31 октября 2008 года на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов Украины об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Апелляционное определение в части удовлетворения исковых требований в кассационной жалобе истца не оспаривается, поэтому предметом проверки суда кассационной инстанции не является.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда первой инстанции в той части, в которой они признаны обоснованными судом апелляционной инстанции, а также выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Доводы кассационной жалобы о несоответствии выводов суда положениям части 3 статьи 35, части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" и приложения 6 к этому Федеральному закону, не обосновании судами почему размер ИПК, необходимого для назначения пенсии по старости, следует считать на дату обращения в пенсионный орган или на дату получения истцом вида на жительство (то есть на 2018 год, когда необходимое значение коэффициента ИПК составит указанные в решении суда 13, 8), а не на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку судами правильно применены нормы материального права.
В главе 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина" содержится статья 39, согласно частям 1 и 2 которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регламентируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01 января 2015 года.
В силу частей 1, 2, 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции, действующей с 01 января 2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).
Положения частей 2, 3 этой же статьи остались в прежней редакции.
Согласно частям 1, 2 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 данного Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к данному Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 этого Федерального закона.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (часть 3 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены данным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, в спорный период регулировался Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года). Федеральным законом от 11 июня 2022 года N175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", вступившим в силу с 30 июня 2022 года, указанное соглашение денонсировано.
Российская Федерация и Украина являлись участниками указанного Соглашения от 13 марта 1992 года. Украина участником действующего в настоящее время Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенного 20 декабря 2019 года не является.
В соответствии со статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого их этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства-участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Из приведенных норм международного права и российского законодательства следует, что одним из условий реализации права на страховую пенсию по законодательству Российской Федерации является наличие гражданства Российской Федерации, а при его отсутствии - постоянное проживание в Российской Федерации. Федеральным законом "О страховых пенсиях" предусмотрены основания возникновения и порядок реализации права на страховую пенсию по старости для граждан Российской Федерации. Пенсионное обеспечение иностранных граждан, переселившихся из одного государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 года в другое, осуществлялось в порядке, установленном законодательством государства, в которое прибыло лицо, претендующее на назначение пенсии.
В силу абзаца 11 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранным гражданином, постоянно проживающим в Российской Федерации, признается лицо, получившее вид на жительство.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 2 указанного закона вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
В соответствии с пунктом 60 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н и действующего до 01 января 2022 года, документом, удостоверяющим личность, возраст, постоянное проживание в Российской Федерации, период постоянного проживания на территории Российской Федерации, гражданство иностранного гражданина, является вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, а документом, подтверждающим его место жительства - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.
С 01 января 2022 года аналогичные положения предусмотрены пунктом 65 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 августа 2021 года N 538н.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что получение иностранным гражданином в установленном порядке вида на жительство признается обязательным условием для установления факта их постоянного проживания на территории Российской Федерации и соответственно приобретения права на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации. Таким образом, в отношении иностранных граждан дата выдачи вида на жительство является датой, с которой данная категория граждан приравнивается к гражданам Российской Федерации в правах, в частности, на назначение страховой пенсии по старости.
Учитывая изложенное, продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента, необходимые для назначения страховой пенсии по старости для иностранных граждан, которым назначение страховой пенсии по старости осуществляется с применением норм международных договоров (соглашений) Российской Федерации о пенсионном обеспечении, основанных на "территориальном" принципе (по законодательству государства и за счет средств государства, на территории которого постоянно проживает иностранный гражданин, претендующий на назначение пенсии), достигших возраста, дающего право на назначение пенсии, ранее получения вида на жительство, определяются на год получения этими гражданами вида на жительство.
Таким образом, судами правильно применены вышеуказанные нормы материального права в их совокупности и продолжительность страхового стажа, величина индивидуального коэффициента определены на момент подтверждения истцом постоянного проживания на территории Российской Федерации (получения вида на жительство) и приобретения им права, которое предоставлено гражданам Российской Федерации, на назначение страховой пенсии по старости по законодательству Российской Федерации.
Судами установлено, что Гераскин Ю.Л. получил вид на жительство в Российской Федерации 30 мая 2018 года, следовательно, с этой даты считается постоянно проживающим в Российской Федерации.
На основании статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" и приложения 3 к указанному закону продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2018 году составляла 9 лет, величина ИПК - 13, 8.
Установив, что Гераскин Ю.Л. является иностранным гражданином и 30 мая 2018 года получил вид на жительство, с наличием которого пенсионное законодательство Российской Федерации связывает возникновение права на назначение страховой пенсии по старости, не имеет требуемой величины ИПК (13, 8), которая у него с учетом включенных в судебном порядке периодов работы составила 13, 057, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что при вынесении решения суды не учли, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии еще в ноябре 2018 года, а также что истец достиг возраста 60-ти лет в декабре 2017 года, а не в 2018 году, в решении от 19 апреля 2019 года и иных документах ответчик сам неоднократно подтверждал, что при назначении пенсии требуемую величину стажа и необходимую величину ИПК необходимо исчислять по состоянию на 2017 год, не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку изначально решением пенсионного органа от 12 февраля 2019 года N 190000001221/794367/18 Гераскину Ю.Л. было отказано в установлении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого страхового стажа 9 лет, а также требуемой величины ИПК 13, 8, определенных на 2018 год - год получения им вида на жительство. Последующая противоречивая правоприменительная практика пенсионного органа не повлияла на пенсионные права истца, поскольку страховая пенсия ему не назначалась и не выплачивалась. Предметом спора по настоящему делу являлось признание незаконным решения от 29 августа 2022 года N220000051307/358034/22, которым также пенсионные права истца определялись по состоянию на год получения им вида на жительство.
Указание в кассационной жалобе истца на то, что в настоящее время он получил паспорт гражданина Российской Федерации, не является основанием для отмены судебных актов, поскольку указанное обстоятельство появилось после вынесения судебных актов, не могло быть учтено судами. По пояснениям представителя истца в суде кассационной инстанции страховая пенсия по старости назначена истцу с 17 апреля 2023 года.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и на неверном толковании норм права, регулирующих спорные отношения.
Между тем, несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Принятые по делу решение суда первой инстанции в неотмененной части и апелляционное определение вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чернушинского районного суда Пермского края от 16 декабря 2022 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гераскина Юрия Леонидовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.