Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Жуковой Н.А, Козиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-4533/2022 по иску Будылдиной Любови Яковлевны к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о присвоении звания "Ветеран труда", по кассационной жалобе Будылдиной Любови Яковлевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Булдыгина Л.Я. обратилась в суд с иском об оспаривании решения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее также - Департамент) об отказе в присвоении звания "Ветеран труда".
Требования мотивированы тем, что за работу в Ханты-Мансийском городском потребительском обществе она была награждена знаком "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" в соответствии с постановлением Центросоюза России от 20 июня 2012 года N 06-143. Её общий трудовой стаж составляет более 33 лет. С 21 ноября 2014 года она получает страховую пенсию по старости. 30 сентября 2022 года Департамент отказал в присвоении звания "Ветеран труда" (протокол от 29 сентября 2022 года N 35), поскольку указанный знак отличия в труде не является основанием для присвоения звания. Полагает свое право на присвоение звания "Ветеран труда" нарушенным, так как имеет ведомственный знак отличия в труде.
Решением Ханты-Мансийского районного суда от 19 декабря 2022 года признан незаконным отказ Департамента от 30 сентября 2022 года N 15-исх-17119 (протокол от 29 сентября 2022 года N 35) в присвоении Будылдиной Л.Я. звания "Ветеран труда", возложена обязанность на Департамент присвоить Будылдиной Л.Я. звание "Ветеран труда"; взысканы с Департамента в пользу Будылдиной Л.Я. судебные расходы 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 апреля 2023 года решение Ханты-Мансийского районного суда 19 декабря 2022 года отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Будылдиной Л.Я.
В кассационной жалобе Будылдина Л.Я. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на его незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3976 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что Будылдина Л.Я. с 21 ноября 2014 года является пенсионером по старости, стаж работы, учитываемый для назначения пенсии, составляет более 25 лет, Будылдина Л.Я. более 20 лет работала продавцом.
Постановлением Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации от 20 июня 2012 года N 06-143 Будылдина Л.Я. награждена значком "За добросовестный труд в потребительской кооперации России".
Будылдина Л.Я. обратилась в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда".
Департаментом в присвоении истцу звания "Ветеран труда" отказано, в связи с тем, что Будылдина Л.Я. не награждена ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики); значок "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" не относится к ведомственным знакам отличия в труде, так как награждение указанной наградой не осуществлено уполномоченным государственным органом, награждение от имени которого должно рассматриваться как основание для присвоения звания "Ветеран труда" (протокол N 35 от 29 сентября 2022 года).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Будылдиной Л.Я, суд первой инстанции, ссылаясь на положения статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в ранее действовавшей (до 30 июня 2016 года) и в действующей редакции, Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года N 1270, Федерального закона от 22 августа 2004 года. N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходил из того, что при присвоении звания "Ветеран труда" наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и Российской Федерации подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде, при этом федеральное законодательство и законодательство субъекта Российской Федерации не содержит определения понятия "ведомство" или "ведомственный знак отличия в труде", и приняв во внимание, что до 29 декабря 2008 года органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры значок "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" признавался в качестве ведомственного знака отличия в труде и порождал право на присвоение звания "Ветеран труда", такой правовой подход корреспондировал нормам законодательства, действовавшим на момент награждения истца, пришел к выводу о том, что награждение истца значком "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" Центросоюза Российской Федерации относится к ведомственным знакам отличия в труде, в связи с чем оспариваемый отказ ответчика признан незаконным.
Проверяя законность и обоснованность принятого судом решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием. Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действовавшей на момент награждения истца, Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", и исходил из того, что истец была награждена нагрудным значком "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации, указанная организация не относится к органам государственного управления, обладающим полномочиями, равными полномочиям федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, иных федеральных государственных органов, учрежденный знак отличия в труде не является ведомственным, не дает право на присвоение звания "Ветеран труда", и пришел к выводу об отсутствии оснований для присвоения Будылдиной Л.Я. звания "Ветеран труда".
Также суд апелляционной инстанции отметил, что наличие указанного значка в период с 10 июля 2005 года до 10 мая 2012 года в Перечне наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", на спорные правоотношения не влияет, поскольку Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вправе устанавливать и отменять дополнительные основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Настаивая на отмене судебных постановлений, Будылдина Л.Я. ссылается на наличие у нее права на присвоение звания "Ветеран труда", поскольку нагрудный знак "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" ранее относился к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение данного звания, а произошедшее изменение пункта 28 приложения N 1 постановления Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п, исключающее принятие знака "За добросовестный труд в потребительской кооперации России", ставит граждан, которым это звание присвоено ранее, в неравное, более невыгодное положение с гражданами, обращающимися в целях присвоения звания "Ветеран груда" в настоящее время, которые по состоянию на 30 июня 2016 года были награждены ведомственными знаками отличия в труде.
Между тем, аналогичные доводы были предметом оценки суда апелляционной инстанции, обосновано признаны несостоятельными.
Звание "Ветеран труда" предусмотрено Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 01 июля 2016 года) ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" внесены изменения, в том числе в статью 7 Федерального закона "О ветеранах", которые вступили в силу с 01 июля 2016 года, и установлены переходные положения о сохранении прав на присвоение звания "Ветеран труда" в отношении граждан, награжденных по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде.
Так, подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" изложен в следующей редакции: "2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.".
Статья 7 Федерального закона "О ветеранах" дополнена пунктом 1.1, согласно которому порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и выдачи удостоверений" определен постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2006 года N 142-п (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка (в редакции, действовавшей до принятия постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 апреля 2019 года N 135-п "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры") лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", представляют заявление с приложением документов, в том числе удостоверения к награде, почетному званию, ведомственному знаку отличия: - для лиц, награжденных орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде, включенными в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденный Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденным Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п, в редакции, действующей на момент награждения истца, значок "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" не был предусмотрен.
Исходя из положений федерального и регионального законодательства о ветеранах, ведомственный знак отличия в труде должен учреждаться уполномоченными органами государственной власти СССР или РСФСР, федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, иными федеральными государственными органами.
В структуру федеральных органов исполнительной власти, предусмотренную Указами Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" и от 21 мая 2012 года N636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации не был включен.
Проанализировав действующее законодательство, суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации, которым было принято решение о награждении Будылдиной Л.Я, не относился к федеральным органам государственной власти, в систему органов государственного управления не входил, в связи с чем награждение Будылдиной Л.Я. нагрудным значком "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" не предоставляет ей право на присвоение звания "Ветеран труда".
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на представленных в материалы дела доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и приведенному правовому регулированию спорных правоотношений, доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, к субъективному и неверному толкованию норм материального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы изменением Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 года N103-п, права истца не нарушены, поскольку значком "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" она была награждена после его исключения из указанного Перечня.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для его отмены в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Будылдиной Любови Яковлевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.