Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-3662/2022 по иску Валиуллина Рафхата Хайруллиновича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом и включением всех периодов работы с момента назначения пенсии, возложении обязанности предоставить расчет недополученной пенсии, выплатить недополученную пенсию с момента наступления права, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Валиуллина Рафхата Хайруллиновича на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Валиуллин Р.Х. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры (после переименования - Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югры) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом всех периодов трудовой деятельности, указанных в трудовой книжке, в том числе периодов трудовой деятельности, указанных в трудовой книжке колхозника, а также с учетом размера заработной платы и "северного" коэффициента с момента назначения пенсии, возложении обязанности предоставить расчет недополученной пенсии, выплатить недополученную пенсию с момента наступления права, взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб, расходы на оплату государственной пошлины в размере 600 руб.
Требования мотивированы тем, что с 27 января 2017 года он является получателем страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Согласно записям трудовой книжки его общий трудовой стаж составляет более 40 лет, из которых более 31 года работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Размер его пенсии составляет 19 134, 39 руб. С размером установленной пенсии не согласен, считает его чрезмерно заниженным. Полагает, что размер пенсии не соответствует имеющемуся у него стажу, что свидетельствует о нарушении ответчиком действующего законодательства Российской Федерации, а также его прав и интересов. Он обращался с заявлениями о перерасчете и включении в стаж периодов работы к ответчику и просил произвести перерасчет пенсии. Он не согласен с отказами ответчика.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04 апреля 2023 года, в удовлетворении исковых требований Валиуллину Р.Х. отказано.
В кассационной жалобе Валиуллин Р.Х. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы кассационной жалобы заслуживают внимание.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Валиуллин Рафхат Хайруллинович, "данные изъяты" года рождения, является получателем пенсии по старости с 27 января 2017 года в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из материалов пенсионного дела следует, что Валиуллину Р.Х. при назначении пенсии по старости учтен весь стаж работы, указанный в трудовой книжке ЕТ-I N3134785, и частично по трудодням был включен период работы на основании трудовой книжки колхозника N 612 от 22 июля 1977 года.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 июля 2018 года, вступившем в законную силу 07 августа 2018 года, установлен факт принадлежности истцу трудовой книжки колхозника N 612, выданной 22 июля 1977 года, архивной справки N 840 от 11 ноября 2016 года, диплома N 962747, выданного 31 августа 1980 года.
Из трудовой книжки колхозника N 612, выданной 22 июля 1977 года, следует, что истец работал работа в колхозе "Сигнал" Балтачевского района БАССР с 1977 года по 1984 год.
Из содержания архивной справки N 840 от 11 ноября 2016 года следует, что в документах архивного фонда колхоза "Искра" Балтачевского района Республики Башкортостан имеются сведения о работе истца в 1973 году - в июне - 1 день, в июле - 7 дней; в 1974 году - в июне 7 дней, в июле - 8 дней; в 1975 году - в июне 8 дней, в июле - 29 дней, в августе - 25 дней. Также имеются сведения о работе истца в период с 1976 года по 1984 год. Указано, что в книгах учета расчетов по оплате труда колхозников начисления произведены на истца в составе семьи Валиуллина Хайрулла, начисления на них произведены отдельно.
Из ответа пенсионного органа от 06 сентября 2022 года на обращение истца следует, что стаж для назначения пенсии с 27 января 2017 года учтены периоды работы с 1976 года по 31 декабря 2016 года.
Периоды трудовой деятельности в колхозе "Искра" в период с 1976 по 1984 год приняты с 01 сентября 2018 года с учетом архивной справки N 840 от 11 ноября 2016 года, решения Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 июля 2018 года и заявления о перерасчете пенсии от 30 августа 2018 года.
Периоды работы истца с 1973 по 1975 годы не учтены в стаж, со ссылкой на пункт 7 Примерного Устава сельскохозяйственной артели, утвержденного 17 февраля 1935 года СНК и ЦИК ВКП(б), пункт 3 Примерного Устава колхоза, утвержденного постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 ноября 1969 года. согласно которым работа в качестве члена колхоза могла иметь место после достижения гражданином возраста 16 лет. Вместе с тем указано на то, что граждане могли трудиться в общеустановленном порядке по найму, что регулировалось нормами трудового права. В соответствии со статьей 135 Кодекса законов о труде РСФСР от 1922 года запрещался прием на работу лиц, моложе 16 лет. Однако в исключительных случаях допускался прием на работу в возрасте 14 лет. Поскольку истцу в июне 1973 года исполнилось 11 лет, то включение периодов работы с 1973 года по 1975 года является недопустимым.
Указано, что общий страховой стаж на 10 августа 2022 года составляет 30 лет 03 месяца 05 дней, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, 25 лет 08 месяцев 14 дней. Для конвертации пенсионных прав и дальнейшего расчета пенсионного капитала применен стаж до 01 января 2002 года, который составил в календарном исчислении 19 лет 03 месяца.
Отношение по заработной плате на дату назначения пенсии 27 января 2017 года исчислено за 2000-2001 годы и составило 0, 3.
С 01 сентября 2017 года после предоставления справок о заработной плате и подаче заявления 08 августа 2017 года произведен перерасчет пенсии, отношение по заработной плате взято за 1989 - 1994 годы и составило 7, 061.
После предоставления справки от 06 апреля 2018 года о подтверждении факта проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по состоянию на 31 декабря 2001 года применено максимально возможное ограничение 1, 7; по заявлению от 12 марта 2018 года произведен перерасчет пенсии с 01 апреля 2018 года.
Размер расчетного капитала определен по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 июля 2019 года по гражданскому делу N 2-2090/2019 исковые требования Валиуллина Р.Х. о включении в страховой стаж периода работы с 1977 года по 1984 год в колхозе "Искра" как полные календарные годы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с 30 августа 2018 года, оставлены без удовлетворения. При этом суд исходил из того, что документально членство истца в колхозе не подтверждено, на момент оформления книжки колхозника в 1977 году истец не достиг возраста 16 лет, в связи с чем оспариваемые периоды не подлежат включению в страховой стаж как полные календарные года, а правомерно учтены пенсионным органом по фактически отработанному времени.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что пенсионным фондом ранее произведены истцу перерасчеты пенсии с учетом включенных в страховой стаж по решению суда периодов работы; представлены расчеты, согласно которым все необходимые периоды трудовой деятельности истца учтены, расчет пенсии произведен правильно; истец является работающим пенсионером, в связи с чем, сроки и суммы перерасчета для неработающих пенсионеров к нему не подлежат применению; периоды работы истца за 1973 - 1975 годы являлся предметом судебного разбирательства и решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 июля 2019 года, которым установлено, что в страховой стаж истца не подлежат включению периоды работы в колхозе "Искра" до достижения им возраста 14 лет, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности включить в стаж работы истца какой-либо из периодов его трудовой деятельности, а также произведении перерасчета пенсии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно отметив, что факт работы истца в колхозе в период с 1973 года по 1975 год не может служить основанием для зачета данного периода в трудовой стаж, поскольку возникновение трудовых правоотношений с членом колхоза связывается не только с фактическим выполнением работы, но и с достижением работником определенного законом возраста. В связи с чем оснований для включения в страховой стаж истца периода до достижения им 14-летнего возраста не имеется. Фактов нарушения прав истца ответчиком не установлено, расчет пенсии произведен в соответствии с требованиями пенсионного законодательства, основания для удовлетворения требований истца отсутствовали.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды, указывая на то, что расчет и перерасчеты пенсии истца произведены верно, в соответствии с положениями Федерального закона "О страховых пенсиях", противоречат себе, отмечая, что для работающих пенсионеров сроки и суммы перерасчета для неработающих пенсионеров не применяются, не могут быть приняты во внимание.
Судами верно установлено, что с учетом принятых пенсионным органом периодов трудовой деятельности истца, расчет пенсии произведен верно. Перерасчеты пенсии, производимые ответчиком истцу, были связаны с предоставлением справок о заработной плате, об установлении факта проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, принадлежности документов, подтверждающих страховой стаж, а также в связи с вносимыми изменения в нормы права.
Законодатель определилпорядок индексации размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), предусмотрев, что уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 данной статьи). В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица, а данные указанного учета используются для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, определяется по формуле, предусмотренной в части 9 статье 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, и представляет собой произведение суммы индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости.
Согласно части 18 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год, начиная с 1 января 2015 года с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
Определение, перерасчет размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размеров страховых пенсий регламентируются статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Порядок перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотрен пунктом 3 части 2 указанной статьи.
В соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:
с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год;
с 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату. В случае, если установленная в соответствии с пунктом 2 части 20 статьи 15 настоящего Федерального закона стоимость пенсионного коэффициента превысит размер стоимости пенсионного коэффициента, установленной в соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 15 настоящего Федерального закона, с 1 апреля производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии на указанную разницу.
Действие части 10 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ было приостановлено следующими законодательными актами:
с 1 января 2016 года до 1 января 2017 года - Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 385-ФЗ;
с 28 декабря 2017 года по 1 января 2019 года - Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 420-ФЗ;
с 1 января 2019 года до 1 января 2025 года - Федеральным законом от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ.
С 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 385-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, который был дополнен статьей 26.1, в соответствии с частью 1 которой пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Таким образом, выводы судов о том, что перерасчет пенсии работающим и неработающим пенсионерам является разным, соответствует указанным нормам права, поскольку при выполнении трудовой деятельности перерасчет размера пенсии осуществляется без учета ежегодного увеличения стоимости индивидуального пенсионного коэффициента, а из расчета его стоимости, установленной на дату назначения страховой пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что пенсионный орган не предоставил подробный расчет по определению назначенной пенсии с указанием периодов трудовой деятельности, включенных в общий и льготный трудовой стаж при назначении пенсии по старости, являются необоснованными, поскольку в ответ на обращение истца от 10 августа 2022 года ответчик направил Валиуллину Р.Х. ответ от 06 сентября 2022 года, в котором подробно изложил все учтенные периоды трудовой деятельности истца и расчет назначенной пенсии. При этом указание истца на то что он просил предоставить ему расчет недополученной пенсии, нельзя признать обоснованным, поскольку судами не установлено наличие правовых оснований для перерасчета пенсии, в связи с чем указанный расчет может быть представлен и сделан пенсионным органом только при наличии выводов суда о необходимости перерасчета пенсии Валиуллина Р.Х.
Между тем, доводы кассационной жалобы истца о том, что ему неправомерно отказано во включении в страховой стаж периодов работы в колхозе с 1973 года по 1975 год заслуживают внимания.
С 01 января 2015 года страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 1 статьи 11 указанного закона предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Пунктом 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Согласно пункту 11 указанных Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с пунктом 6 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 (действовали до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015), основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденным приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года N 190, также было предусмотрено, что при отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных промысловых артелей и кооперативных артелей инвалидов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
Согласно статье 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшей до 1 января 2002 года, в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Исходя из положений статьи 89 этого Закона, в общий трудовой стаж включается любая работа по трудовому договору.
При таких обстоятельствах юридически значимым, при решении вопроса о зачете в стаж для назначения пенсии периода работы на предприятии или в колхозе, является наличие доказательств выполнения этой работы, а не возраст заявителя.
Однако данное юридически значимое обстоятельство при разрешении требований о включении в страховой периода работы в колхозе с 1973 года по 1976 год оставлено судами без надлежащей правовой оценки.
Делая вывод об отказе во включении в страховой стаж истца период работы в колхозе с 1973 года по 1976 год, суды не дали надлежащей правовой оценки доказательствам, имеющимся в материалах дела, в частности, архивной справке N 1068 от 10 октября 2018 года, в которой содержатся сведения о работе истца в колхозе "Искра" Балтачевского района с 1973 года по 1976 годы в летнее каникулярное время с указанием количества отработанных трудодней.
Утверждение судов о том, что не имеется оснований для включения в страховой стаж истца периода работы в колхозе с 1973 года по 1976 год до достижения 14-летнего возраста и ссылка судов на часть 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 июля 2019 года, сделано на неверном применении норм материального и процессуального права.
В силу пункта 3 примерного Устава колхоза, утвержденного постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 28 ноября 1969 года, а также пункта 7 ранее действовавшего Примерного устава сельскохозяйственной артели, принятого II всесоюзным съездом колхозников-ударников и утвержденного СНК СССР и ЦК ВКП(б) 17 февраля 1935 года, членами сельхозартели, колхоза могли быть лица, достигшие 16-летнего возраста.
В примечании к статье 135 постановления ВЦИК от 9 ноября 1922 года "О введении в действие Кодекса Законов о Труде РСФСР изданного 1922 года, указано, что в исключительных случаях инспекторам труда предоставляется право, на основании специальной инструкции, издаваемой Народным Комиссариатом Труда по соглашению с Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов, давать разрешения на поступление на работу малолетних, не моложе 14 лет.
В то же время статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Приведенные положения Конституции Российской Федерации суды при разрешении требований о включении в страховой стаж периода работы в колхозе с 1973 года по 1976 год не применили и не учли, что ограничение права гражданина на включение в стаж периодов работы в связи с тем, что работодатель допустил к работе до достижения установленного законодательством возраста, не может быть поставлено в вину работнику, выполнявшему свои трудовые функции и получавшему за это вознаграждение, так как это является нарушением прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Трудовое законодательство устанавливает минимальный возраст, при достижении которого допускался прием лиц на работу, однако ни Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", ни Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ни действующий в настоящее время Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не устанавливают минимальный возраст, до достижения которого время работы не подлежат включению в стаж.
Ограничение возможности зачета периода работы в стаж в зависимости от возраста заявителя указанными законами не предусмотрено.
Установленные ранее в законодательстве запреты по приему в члены колхоза несовершеннолетних накладывали ограничения и имели негативные последствия при их несоблюдении для работодателей, но не для работников, принятых на работу и фактически осуществлявших трудовую деятельность. Иное толкование и применение законодательства повлекло бы неправомерное ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение.
Кроме того, ссылаясь на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 июля 2019 года, суды не учли, что в рамках указанного дела предметом спора являлись требования истца о включении периодов работы в колхозе "Искра" с 1977 года по 1984 год как полные календарные годы, требований о включении стаж периодов работы с 1973 года по 1975 год Валиуллиным Р.Х. не заявлялось и предметом рассмотрения судов не являлось.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что период работы с 1973 года по 1976 год не подлежит зачету в стаж истца по причине недостижения истцом в указанный период работы возраста 14 лет, являются необоснованными.
Поскольку судами сделаны неверные выводы об отсутствии правовых оснований для зачета в стаж истца периодов работы с 1973 года по 1975 год, то нельзя также признать обоснованными выводы об отказе в удовлетворении требования истца о перерасчете пенсии, так как для правильного разрешения указанного требования судам следует установить суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности Валиуллина Р.Х. до 1 января 2002 года с учетом спорных периодов трудовой деятельности в колхозе, выяснить повлияет ли на размер пенсии включение в страховой стаж спорных периодов работы в колхозе, а также имеется ли у истца, в связи с указанными обстоятельствами, недополученная пенсия.
При этом судам следует учесть, что поскольку факт принадлежности истцу архивной справки, из содержания которой следует, что он работал в колхозе в период с 1973 года по 1975 года, установлен только решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 июля 2018 года, вступившем в законную силу 07 августа 2018 года, то перерасчет размера пенсии истца, при наличии на то правовых оснований, возможен только после установленного факта.
Поскольку требования о взыскании недополученной пенсии, судебных расходов являются взаимосвязанными с требованиями о включении в стаж периодов работы в колхозе и перерасчете пенсии, то выводы по ним также нельзя признать обоснованными.
В связи с изложенным, судебные постановления в той части, которой Валиуллину Р.Х. отказано в удовлетворении требований о включении в трудовой стаж периодов работы с 1973 года по 1976 год, возложении обязанности по перерасчету пенсии, взыскании недополученной пенсии, судебных расходов основаны на неправильном применении норм материального права, сделаны с нарушениями норм процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены судебных постановлений в указанной части и направления дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить спор в отмененной части в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04 апреля 2023 года в той части, которой Валиуллину Рафхату Хайруллиновичу отказано в удовлетворении требований о включении в трудовой стаж периодов работы в колхозе "Искра" Балтачевского района с 1973 года по 1976 год, возложении обязанности по перерасчету пенсии, взыскании недополученной пенсии, судебных расходов, отменить.
Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04 апреля 2023 года, оставить без изменения, кассационную жалобу Валиуллина Рафхата Хайруллиновича в части - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.