Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдова Т.И, судей Грудновой А.В, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-136/2023 по иску Шупенько Ирины Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, о возложении обязанности произвести зачет периодов работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области на решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 16 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шупенько И.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, периоды работы с 27 июля 1996 года по 14 сентября 1997 года медицинской сестрой инфекционного отделения Центральной медсанчасти N3 Республики Казахстан, с 15 сентября 1997 года по 12 февраля 1999 года медицинской сестрой в Центральной городской больнице N 1 Республики Казахстан, о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию с даты подачи заявления.
В обоснование заявленных требований указала, что она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако ей отказано в установлении пенсии по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Считала решение пенсионного органа незаконным, поскольку ответчик без достаточных на то оснований не включил в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости спорные периоды осуществления ею лечебной деятельности. Необоснованный отказ нарушает право на досрочное пенсионное обеспечение.
Решением Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 16 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31 мая 2023 года исковые требования Шупенько И.В. удовлетворены частично. Решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области N 506917/22 от 16 июня 2022 года в части невключения в специальный стаж Шупенько И.В. периодов работы с 27 июля 1996 года по 14 сентября 1997 года, с 15 сентября 1997 года по 01 мая 1998 года признано незаконным. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области возложена обязанность зачесть в специальный стаж периоды работы Шупенько И.В. с 27 июля 1996 года по 14 сентября 1997 года медицинской сестрой инфекционного отделения Центральной медсанчасти N 3 Республики Казахастан, с 15 сентября 1997 года по 01 мая 1998 года медицинской сестрой в Центральной городской больнице N 1 Республики Казахстан. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области возложена обязанность назначить Шупенько И.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 09 июня 2022 года.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области ставит вопрос об отмене решения Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 16 марта 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31 мая 2023 года.
В доводах кассационной жалобы указывают на неверное применение судами положений Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Поскольку в Республике Казахстан с 27 июля 1996 года медицинские работники не пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение, период работы с указанной даты медицинской сестрой не давал Шупенько И.В. право на льготную пенсию в Республике Казахстан. При определении права на досрочную страховую пенсию по старости в Российской Федерации в связи с работой в государстве-участнике Соглашения спорный период работы мог быть учтен только при наличии схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий. Поскольку с 27 июля 1996 года условия назначения досрочных пенсий медицинским работникам в Республике Казахстан и в Российской Федерации различны, спорный период подлежит зачету только в страховой стаж. Указанные обстоятельства подлежат учету при определении даты возникновения права на досрочную страховую пенсию и даты назначения пенсии с учетом приложения 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях".
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 09 июня 2022 года Шупенько И.В обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранении в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области N 506917/22 от 16 июня 2022 года Шупенько И.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Не приняты к зачету в стаж на соответствующих видах работ периоды с 27 июля 1996 года по 14 сентября 1997 года - работа медицинской сестрой инфекционного отделения Центральной медсанчасти N 3 Республики Казахстан; с 15 сентября 1997 года по 12 февраля 1999 года - работа медицинской сестрой в Центральной городской больнице N 1 Республики Казахстан.
Кроме этого, решением пенсионного органа не принят к зачету период с 02 мая 1998 года по 12 февраля 1999 года - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1, 5-3 лет, имевший место после 06 октября 1992 года.
Из оспариваемого решения следует, что у Шупенько И.В. право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с наличием стажа продолжительностью 30 лет возникло 07 января 2022 года, срок назначения страховой пенсии возникнет через 48 месяцев, то есть 08 января 2026 года.
Полагая решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" незаконным, Шупенко И.В. обратилась в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Шупенько И.В. о включении в специальный стаж периодов работы медицинской сестрой инфекционного отделения Центральной медсанчасти N 3 Республики Казахстан и медицинской сестрой в Центральной городской больнице N 1 Республики Казахстан с 27 июля 1996 года по 14 сентября 1997 года и с 15 сентября 1997 года по 12 февраля 1999 года соответственно, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного в г..Москве 13 марта 1992 года, пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывших в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", пункта 20 части 1 статьи 30, частей 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпункта "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", исходил из того, что периоды трудовой деятельности истца подтверждены документально записями в трудовой книжке, справками главного врача, уточняющей справкой, выданной на основании личной карточки
работника формы Т2, книгой приказов по личному составу и штатным расписанием за 1985-1994 годы, архивной справкой о подтверждении стажа работы и заработной платы истца за 1993-1998 годы, сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Установив, что истец осуществляла лечебную деятельность, дающую право на досрочное назначение пенсии, в условиях полной занятости, наименование должности и учреждения, в которых она работала, соответствовали Списку от 06 сентября 1991 года N 464, суд пришел к выводу о том, что спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в календарном исчислении.
Установив, что по состоянию на 09 июня 2022 года с учетом периодов, включенных в стаж решением пенсионного органа от 16 июня 2022 года и периодов работы, включенных судом, стаж Шупенько И.В. составил 32 года 02 месяца 06 дней, суд пришел к выводу о том, что необходимый специальный стаж выработан ею по состоянию на 23 июня 2020 года. Руководствуясь положениями части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, суд указал, что при возникновении у истца в 2020 году права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности, она имела право на назначение пенсии с 24 декабря 2021 года. Поскольку истец обратилась с заявлением о назначении пенсии 09 июня 2022 год, судом принято решение о возложении на пенсионный орган обязанности назначить пенсию по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что решение суда первой инстанции о включении в специальный стаж полностью периода работы с 15 сентября 1997 года по 12 февраля 1999 года без учета отпуска по уходу за ребенком пенсионным органом не оспаривается. Такие доводы отсутствуют и в кассационной жалобе.
Судебная коллегия соглашается с принятыми судами судебными актами.
Доводы кассационной жалобы пенсионного органа об отсутствии в Республике Казахстан закона об установлении пенсии на льготных основаниях, не является основанием к отказу в учете периодов работы истца, протекавших на территории этого государства, в специальный стаж в силу следующего.
Правоотношения в области пенсионного обеспечения регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии).
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 18 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 18 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 18 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
Частью 2 статьи 11 указанного Федерального закона установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, в данном случае из Республики Казахстан, судебными инстанциями, вопреки ошибочному мнению заявителя, применены верно.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно наличие у истца подтвержденного в предусмотренном законом порядке страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением медицинской деятельности в спорные периоды судами установлены верно и в полном объеме.
Установив, что Шупенько И.В. с 27 июля 1996 года по 14 сентября 1997 года работала медицинской сестрой инфекционного отделения Центральной медсанчасти N3 Республики Казахстан, с 15 сентября 1997 года по 12 февраля 1999 года работала медицинской сестрой в Центральной городской больнице N 1 Республики Казахстан, т.е. осуществляла лечебную деятельность, дающую право на досрочное назначение пенсии, в условиях полной занятости, наименование должности и учреждения, в которых она работала, соответствовали Списку от 06 сентября 1991 года N 464, подтверждение уплаты страховых взносов за данные периоды не требуется, суды, руководствуясь положениями Соглашения от 13 марта 1992 года, применяя пенсионное законодательство Российской Федерации, пришли к выводу о том, что спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, установив дату возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение и дату назначения пенсии, возложив соответствующие обязанности на ответчика.
Приведенные пенсионным органом в кассационной жалобе доводы о том, что в Республике Казахстан с 27 июля 1996 года медицинские работники не пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение, период работы с указанной даты медицинской сестрой не давали Шупенько И.В. право на льготную пенсию в Республике Казахстан, работа в государстве-участнике Соглашения от 13 марта 1992 года подлежит учету только при наличии схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий, повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций. Приведенные доводы являлись предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как не основанные на нормах приведенного выше законодательства.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Вопреки мнению заявителя, судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда первой инстанции и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 16 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.