Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Шушкевич О.В., рассмотрев единолично гражданское дело N 2-28/2023 по иску Кононенко Сергея Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу на апелляционное определение Салехарского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Кононенко С.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (с 01 января 2023 года переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее ОСФР по Ямало-Ненецкому автономному округу)) о взыскании компенсации расходов по проезд к месту отдыха и обратно в размере 13 529 руб. 17 коп.
В обоснование требований указал на то, что является неработающим пенсионером по старости. 17 июня 2022 года он на личном автотранспорте выезжал из г. Губкинский в г. Новозыбков Брянской области с целью отдыха и оздоровления. 07 ноября 2022 года ответчиком принято решение о компенсации ему стоимости проезда за обратный путь по справке о стоимости проезда в плацкартном вагоне, оплата проезда из г. Губкинский в г. Новозыбков не возмещена.
Решением мирового судьи судебного участка N 1 судебного района Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 февраля 2023 года исковые требования Кононенко С.И. удовлетворены частично. С ОСФР по Ямало-Ненецкому автономному округу в пользу Кононенко С.И. взыскана компенсация расходов на проезд к месту отдыха в размере 7 398 руб. 70 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением Салехарского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2023 года решение мирового судьи судебного участка N 1 судебного района Салехардского городского суда от 28 февраля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОСФР по Ямало-Ненецкому автономному округу ставит вопрос об отмене апелляционного определения ввиду его незаконности. Указывает на то, что до вступления в законную силу изменений, внесенных в Правила компенсации расходов постановлением Правительства Российской Федерации (24 августа 2022 года), компенсация расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно на личном автомобильном транспорте предусмотрена не была. Указанное постановление обратной силы не имеет, в связи с чем судом необоснованно в пользу истца взысканы расходы, понесенные до указанной даты.
Лица, участвующие в деле, о принятии кассационной жалобы к производству Седьмого кассационного суда общей юрисдикции надлежаще уведомлены, информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
Кассационная жалоба согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку апелляционным определением Салехарского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2023 года оставлено без изменения решение мирового судьи судебного участка N 1 судебного района Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 февраля 2023 года, проверке подлежит в том числе и решение суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Судами установлено, что Кононенко С.И. является пенсионером по старости, проживает в г. Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа.
В период с 17 июня 2022 года по 03 августа 2022 года Кононенко С.И. выезжал к месту отдыха в г. Новозыбков Брянской области через г. Котельники Московской области на личном транспорте.
В подтверждение фактически понесенных расходов при следовании к месту отдыха истцом представлены платежные документы по оплате приобретенного топлива на сумму 13 529 руб. 17 коп. Также представлены документы, подтверждающие право собственности истца на автомобиль, на котором им осуществлялся проезд к месту проведения отдыха.
27 октября 2022 года Кононенко С.И. обратился к ответчику с заявлением о компенсации фактически понесенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Решением ответчика от 07 ноября 2022 года Кононенко С.И. отказано в компенсации расходов на оплату стоимости проезда по маршруту г. Губкинский - г. Новозыбков, так как проезд к месту отдыха был осуществлен в период с 17 июня 2022 года по 01 августа 2022 года, т.е. до внесения изменения в правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда, которые вступили в законную силу 24 августа 2022 года. Принято решение о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 10 124 руб. 00 коп, понесенных после указанной даты.
Разрешая спор, мировой судья, руководствуясь положениями статьи 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдых и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года N 176 (далее Правила), исходил из того, что на момент обращения с заявлением о компенсации расходов Правила (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 года N 1473) предусматривали право пенсионеров на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда личным автомобильным транспортом, на основании чего пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Определяя размер компенсации, суд первой инстанции исходил из стоимости проезда в плацкартном вагоне по вышеуказанному маршруту, которая согласно справке АО "Федеральная пассажирская компания" от 20 января 2023 года составляла 7 398 руб. 70 коп, признав обоснованными требования истца в указанной части.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами мирового судьи, их правовым обоснованием, дополнительно указав на то, что способ следования пенсионера к месту отдыха и обратно личным автомобильным транспортом не может являться основанием для отказа в возмещении таких расходов, поскольку такой подход ставит пенсионеров в неравное положение и лишает их права на социальное обеспечение, предусмотренное законом.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, сославшись на пункт 9 Разъяснения о применении Правил, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 марта 2016 года N 118н, отметил, что законодатель не исключает возможности возмещения понесенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах стоимости проезда видами транспорта, перечисленными в пункте 10 Правил.
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 34 Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2020 года N 469-ФЗ) компенсация расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил компенсация может производиться в виде: а) предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно; б) возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 данных Правил.
При следовании пенсионера к месту отдыха и обратно с пересадками с одного вида междугородного транспорта на другой может применяться сочетание обоих видов компенсации, предусмотренных пунктом 3 Правил (пункт 5 Правил).
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно; д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
Согласно пункту 11 Правил, введенному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 года N 1473, вступившему в силу 24 августа 2022 года, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионера личным автомобильным транспортом производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных кассовыми чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости, рассчитанной на основе базовых норм расхода топлива для автомобилей общего назначения, установленных Министерством транспорта Российской Федерации для соответствующих транспортных средств, и протяженности кратчайшего маршрута следования к месту отдыха и обратно, и не выше средней стоимости проезда к месту отдыха и обратно железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда, актуальной на соответствующие даты.
Принимая во внимание, что приведенные Правила на день обращения истца с заявлением о возмещении понесенных расходов на проезд к месту отдыха и обратно личным автомобильным транспортом предусматривали возможность такой компенсации пенсионеру, учитывая также позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что отказ в компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно пенсионерам, использовавшим личный автомобильный транспорт, является необоснованном ограничении их прав, не согласуется со статьей 34 Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 и требованиями статьи 19 Конституции Российской Федерации, выводы судов нижестоящих инстанций являются правильными.
Доводы кассационной жалобы о реализации права на отпуск истцом ранее внесения изменений в Правила, вступивших в законную силу 24 августа 2022 года, и отсутствии в связи с этим оснований для взыскания компенсации расходов по проезду к месту отдыха и обратно, не свидетельствуют о неправильном толковании и применении судами норм материального права.
Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в Указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации, определяются правилами главы 1 Гражданского кодекса Российской Федерации "Гражданское законодательство" (пункт 6).
Статьей 4 указанной главы установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1).
Поскольку само право истца на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда возникло до 22 августа 2022 года, положения пунктов 9 - 11 Правил применяются к правам и обязанностям, возникшим после введения их в действие.
Кроме того, приведенные Правила не содержат запрета на проезд указанной выше категории граждан к месту отдыха и обратно на личном транспорте пенсионера. Понесенные пенсионером расходы подлежали компенсации в пределах, установленных Правилами.
Право пенсионера, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на компенсацию расходов к месту отдыха и обратно один раз в два года является государственной гарантией, призванной компенсировать неблагоприятные климатические условия проживания. Ограничение такого права необходимостью предоставления проездных документов транспортных организаций ставит пенсионеров, следовавших к месту отдыха и обратно на частном автомобильном транспорте, в неравное положение с лицами, осуществляющими проезд на междугороднем общественном транспорте и предоставляющими подтверждающие проездные документы, и нарушает требования статьи 19 Конституции Российской Федерации. Федеральный законодатель, определяя правовые основания предоставления рассматриваемой льготы, возложил на Правительство Российской Федерации регулирование порядка ее предоставления, которое, в свою очередь, при осуществлении данного полномочия обязано действовать в соответствии со смыслом названного Закона и в обеспечение его адекватной реализации. С учетом целевой направленности этой льготы для данной категории пенсионеров предусматривается оплата транспортных расходов, связанных с проездом к месту отдыха и обратно.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2006 года N 38-О нормативные положения Правил не могут рассматриваться как препятствующие возмещению пенсионерам фактически произведенных расходов по оплате стоимости проезда к любому месту в Российской Федерации, избранному ими для отдыха, в том числе для самостоятельно организованного, и обратно - при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.
Исключение такой возможности не согласуется со смыслом статьи 34 названного Закона и вопреки требованиям статьи 19 Конституции Российской Федерации при реализации мер государственной поддержки ставит часть проживающих в северных регионах получателей трудовых пенсий по старости и по инвалидности в неравное положение с другими, а также приводит к неоправданному ограничению прав пенсионеров, которые при отсутствии регулярного обеспечения их путевками бесплатно или на льготных условиях свободны в выборе вида и места своего отдыха.
Ранее действовавшим до принятия Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" было задекларировано, что в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, неработающим пенсионерам оплачивается стоимость проезда воздушным, железнодорожным, водным, автомобильным транспортом к месту отдыха и обратно.
Предоставление указанной льготы не ставилось законодателем в зависимость от вида транспорта, используемого пенсионером указанной категории, для проезда к месту отдыха и обратно, и предоставления в подтверждение этому именно проездных документов транспортных организаций.
Статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 в редакции, действовавшей до 29 декабря 2004 года, также предоставлялось право пенсионеров по старости, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях определенное количество лет, на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
В указанной норме федеральный законодатель также не ставил предоставление рассматриваемой льготы в зависимость от вышеуказанного спорного обстоятельства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 февраля 2005 года N 17-О, Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств; федеральный законодатель вправе приостанавливать выплату ежемесячных денежных компенсаций, только предусмотрев надлежащий механизм соответствующего возмещения; его формы и способы могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Системный анализ норм действующего законодательства, а также изменения правового регулирования спорных правоотношений, позволяет сделать вывод о том, что истец имеет право на компенсацию спорных расходов, понесенных в связи с проездом к месту отдыха и обратно на частном (личном) автомобильном транспорте, но в размере, не превышающем стоимость проезда железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
В связи с окончанием кассационного производства определение от 07 августа 2023 года о приостановлении исполнения апелляционного определения Салехарского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2023 года подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Салехарского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономного округу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения Салехарского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2023 года.
Судья О.В. Шушкевич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.