Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Родиной А.К, судей Храмцовой О.Н, Марченко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-80/2023 по иску Игнатьевой Раузы Касеновны к Бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Няганская окружная больница" о признании сделки недействительной, по кассационной жалобе Игнатьевой Раузы Касеновны на решение Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.01.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02.05.2023.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Храмцовой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Игнатьева Р.К. обратилась в суд с иском к Бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Няганская окружная больница" (далее - БУ "Няганская окружная больница") о признании сделки недействительной.
В обоснование исковых требований указано, что 15.04.2019 между ее дочерью Игнатьевой К.Д. и БУ "Няганская окружная больница" был заключен договор о целевом обучении по программе специалитета N 1, согласно которому Игнатьева К.Д. должна освоить образовательную программу 31.05.01 "лечебное дело" в БУ ВО ХМАО-Югры "Ханты-Мансийская государственная медицинская академия", успешно пройти государственную итоговую аттестацию и заключить трудовой договор с заказчиком. 24.06.2019 между Игнатьевой К.Д. и БУ "Няганская окружная больница" заключено дополнительное соглашение к договору от 15.04.2019 N 1 о целевом обучении по программе специалитета. Договор о целевом обучении от 15.04.2019 N 1 явился основанием для зачисления Игнатьевой К.Д. в БУ ВО ХМАО-Югры "Ханты-Мансийская государственная медицинская академия" в пределах квоты приема на целевое обучение за счет средств бюджета ХМАО-Югры. Согласно Положению о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 N 302, несовершеннолетний гражданин заключает договор о целевом обучении с согласия его законного представителя - родителя, усыновителя или попечителя, оформленного в письменной форме. Указанное согласие является неотъемлемой частью договора о целевом обучении. На дату заключения с заказчиком договора о целевом обучении (15.04.2019) и дополнительного соглашения к договору о целевом обучении (24.06.2019) Игнатьева К.Д, "данные изъяты", была несовершеннолетней. Письменное согласие законного представителя несовершеннолетней Игнатьевой К.Д. на заключение с заказчиком договора о целевом обучении отсутствует. Дополнительное соглашение к договору также подписано несовершеннолетней Игнатьевой К.Д. без согласия родителей.
На основании изложенного истец просила признать подпункт "е" пункта 4 раздела 2, пункт 1 раздела 3 договора о целевом обучении по программе специалитета от 15.04.2019 N 1 и пункт 1 раздела 6 дополнительного соглашения к данному договору от 24.06.2019, заключенных между Игнатьевой К.Д. и БУ "Няганская окружная больница", недействительными. Применить последствия недействительности сделки - освободить Игнатьеву К.Д. от обязательства по возмещению расходов, связанных с предоставлением ей мер социальной поддержки, по выплате штрафа в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ей мер социальной поддержки в случае неисполнения обязательств по трудоустройству, а также от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору и дополнительному соглашению к нему, в том числе предусмотренной частью 6 статьи 71.1 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Решением Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.01.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02.05.2023, в удовлетворении исковых требований Игнатьевой Р.К. отказано.
В кассационной жалобе заявитель Игнатьева Р.К. просит об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В возражениях на кассационную жалобу представитель третьего лица БУ ВО ХМАО-Югры "Ханты-Мансийская государственная медицинская академия" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Игнатьевой Р.К. - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
На основании статьи 175 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет без согласия его родителей, усыновителей или попечителя, в случаях, когда такое согласие требуется в соответствии со статьей 26 настоящего Кодекса, может быть признана судом недействительной по иску родителей, усыновителей или попечителя. Если такая сделка признана недействительной, соответственно применяются правила, предусмотренные абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 171 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Судами установлено, что 15.04.2019 между Игнатьевой К.Д. и БУ "Няганская окружная больница" заключен договор о целевом обучении по программе специалитета N 1, согласно которому Игнатьева К.Д. должна освоить образовательную программу 31.05.01 "лечебное дело" в БУ ВО ХМАО-Югры "Ханты-Мансийская государственная медицинская академия", успешно пройти государственную итоговую аттестацию и заключить трудовой договор с заказчиком. В свою очередь заказчик обязуется предоставить Игнатьевой К.Д. меры социальной поддержки, организовать прохождение практики и трудоустроить ее.
24.06.2019 между Игнатьевой К.Д. и БУ "Няганская окружная больница" заключено дополнительное соглашение к договору от 15.04.2019 N 1 о целевом обучении, в котором договор изменен и изложен в другой редакции.
Договор о целевом обучении от 15.04.2019 N 1 явился основанием зачисления Игнатьевой К.Д. в БУ ВО ХМАО-Югры "Ханты-Мансийская государственная медицинская академия" в пределах квоты приема на целевое обучение за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями о признании договора недействительным, истец указывала, что на момент заключения как договора целевом обучении, так и дополнительного соглашения к нему Игнатьева К.Д. являлась несовершеннолетней, истец как законный представитель своей несовершеннолетней дочери по данной сделке своего согласия не выражала, договор как законный представитель не подписывала.
Разрешая заявленные требования и отказывая Игнатьевой Р.К. в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 21, 26, 166, 167, 173.1, 175 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Игнатьева К.Д. с 24.11.2019 является совершеннолетней, в связи с чем может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, соответственно, истец Игнатьева Р.К. утратила право на представление интересов своей дочери и на обращение в суд с иском о признании недействительным договора (сама Игнатьева К.Д, подписавшая оспариваемый договор, с иском о признании его недействительным не обращалась).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставил решение суда без изменения.
Выводы судов основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемым договором о целевом обучении нарушены права Игнатьевой Р.К. как родителя Игнатьевой К.Д, равно как доводы о том, что, поскольку оспариваемая сделка была совершена несовершеннолетней Игнатьевой К.Д. без наличия письменного согласия родителей, к спорным правоотношениям необходимо применить положения статьи 175 Гражданского кодекса Российской Федерации, не могут быть признаны состоятельными.
В силу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту нарушенных или оспариваемых прав. Указанное означает, что истец, заявляющая требование о признании договора недействительным в ноябре 2022 года, должен доказать нарушение своих прав, с учетом того, что Игнатьева К.Д. с 24.11.2019 является совершеннолетней и соответственно не лишена права самостоятельно обращаться в суд с исковыми требованиями о признании сделки недействительной.
Вопреки доводам кассационной жалобы Игнатьевой Р.К, не являющейся стороной сделки, не представлено доказательств тому, каким образом ее права и интересы будут восстановлены в случае реализации избранного способа судебной защиты.
Иные доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой представленных сторонами доказательств, что находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд первой и апелляционной инстанций при вынесении оспариваемых решений правильно определили нормы материального права, подлежащие применению, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дали обстоятельный анализ позиции, на которой основывали стороны свои требования в судах первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.01.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02.05.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Игнатьевой Раузы Касеновны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.