Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Кудряшова В.К, Щербаковой Ю.А, при ведении протокола помощником судьи Постниковой К.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-45/2023 по административному исковому заявлению Сайфутдинова Арслана Фаритовича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение Тверского областного суда от 3 мая 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В, объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации Лобовой Е.Н, судебная коллегия по административным делам
установила:
Сайфутдинов Арслан Фаритович (далее также - административный истец) обратился в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что вступившим в законную силу 19 октября 2021 года решением Зубцовского районного суда Тверской области от 23 июня 2021 года с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в его пользу взыскана компенсация морального вреда в размере 20 000 рублей. 18 апреля 2022 года он обратился в Зубцовский районный суд Тверской области с ходатайством о направлении исполнительного листа на исполнение в установленном законом порядке, по состоянию на 19 февраля 2023 года решение суда не исполнено, продолжительность исполнения составила более 9 месяцев, что превышает установленный законом трёхмесячный срок. Полагает, срок исполнения решения суда не является разумным, что свидетельствует о нарушении его права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Решением Тверского областного суда от 3 мая 2023 года административные исковые требования удовлетворены частично. В пользу Сайфутдинова А.Ф. взыскана компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 10 000 рублей. Решение обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации (далее также - административный ответчик) ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта, ссылаясь на нарушение судом норм материального права (неправильное истолкование закона), неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; поскольку решение суда исполнено ответчиком в установленный трёхмесячный срок для исполнения судебного акта (2 месяца 2 дня), считает, что присуждённая судом компенсация не отвечает требованиям разумности, справедливости, установленным обстоятельствам по делу; в частности, судом не учтено, что дело по компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в местах отбывания наказания было рассмотрено в гражданском судопроизводстве и решение не содержало требований о немедленном исполнении решения суда, как того требуют статьи 227.1, 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении дела по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; поскольку дело было рассмотрено не по правилам административного судопроизводства, исполнительный лист направляется в орган, исполняющий судебные акты только по ходатайству взыскателя, что не было учтено судом первой инстанции; суд пришёл к ошибочному выводу о виновных действиях Министерства финансов Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судебная коллегия на основании положений статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу при состоявшейся явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Право на судебную защиту признаётся и гарантируется статьёй 46 Конституции Российской Федерации и включает в себя, в том числе, право на исполнение судебного акта в разумный срок, которое реализуется посредством организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" устанавливает, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6).
Для обеспечения действенности данных прав Федеральным законом от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации.
Из части 1 статьи 1 Федерального закона N 68-ФЗ следует, что неисполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями; должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, служит основанием для возникновения у лица, являющегося в судебном процессе стороной, права на обращение с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о компенсации, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
При определении разумного срока исполнения судебных актов должны учитываться такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность исполнения, поведение участников исполнительного процесса, достаточность и эффективность действий органа, осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта, и общая продолжительность исполнения. Обстоятельства, связанные с организацией работы по исполнению не могут приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока судопроизводства по делу (части 3 - 5 названной статьи).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление N 11) заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подаётся в течение шести месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В случае, если производство по исполнению судебного акта не окончено, заявление о компенсации может быть подано не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта (часть 8 статьи 3 Закона о компенсации, часть 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)
Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта (пункт 46).
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
При этом, общая продолжительность исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения (пункт 56.1).
Согласно статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причинённого незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счёт казны Российской Федерации, судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счёт средств федерального бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 данного кодекса, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счёта взыскателя (реквизитов банковского счёта взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьёй 242.2 данного кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Исполнение судебных актов производится в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6 статьи 242.2).
Учитывая вышеприведённые положения действующего законодательства следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства лица, в пользу которого принят судебный акт, о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов в Министерство финансов Российской Федерации до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Как усматривается из материалов административного дела, гражданского дела N 2-140/2021 и установлено судом первой инстанции, вступившим 19 октября 2021 года решением Зубцовского районного суда Тверской области от 23 июня 2021 года исковые требования Сайфутдинова А.Ф. удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) за счёт казны Российской Федерации в пользу Сайфутдинова А.Ф. взыскана компенсация морального вреда, причинённого вследствие ненадлежащих условий содержания в местах отбывания наказания, в размере 20 000 рублей.
1 марта 2022 года определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции указанные судебные акты суда первой и второй инстанции оставлены без изменения, а кассационные жалобы Сайфутдинова А.Ф, ФСИН России и ГУ ФСИН России по Свердловской области без удовлетворения.
26 апреля 2022 года в Зубцовский районный суд Тверской области поступило ходатайство Сайфутдинова А.Ф. о направлении исполнительного листа для исполнения в установленном законном порядке.
27 апреля 2022 года Зубцовский районный суд Тверской области в нарушение положений пункту 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации направил исполнительный лист ФС N "данные изъяты" и банковские реквизиты Сайфутдинова А.Ф. для исполнения в Зубцовское районное отделение судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области (далее - УФССП России по Тверской области), а не в Министерство финансов Российской Федерации.
Пунктом 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) установлено, что судебный пристав-исполнитель в трёхдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
В пункте 22.1 Методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждённых приказом Федеральной службы судебных приставов от 15 мая 2009 года N 195, разъяснено, что в случае предъявления взыскателем исполнительного документа, предусматривающего взыскание денежных средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации непосредственно в структурное подразделение территориального органа ФССП России, исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства возвращается взыскателю с разъяснением порядка исполнения, установленного Федеральным законом от 27 декабря 2005 года N 197-ФЗ и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
19 мая 2022 года начальником отделения Зубцовского РОСП УФССП России по Тверской области в нарушение пункта 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) на основании полученного исполнительного листа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, которое отменено лишь 27 июня 2022 года.
29 июня 2022 года судебным приставом-исполнителем на основании статей 14, 31 Закона об исполнительном производстве вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в связи с тем, что исполнительный документ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
5 июля 2022 года копия указанного постановления и исполнительный лист направлены взыскателю (ШПИ "данные изъяты") и по сведениям сайта Почты России получены адресатом 12 июля 2022 года.
13 июля 2022 года Сайфутдинов А.Ф. вновь направил в Зубцовский районный суд Тверской области ходатайство о направлении исполнительного листа для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации с просьбой в случае необходимости исправить исполнительный лист, изготовить и приложить к нему копию судебного акта, на основании которого он выдан. Данное ходатайство получено судом 20 июля 2022 года.
20 июля 2022 года судом исполнительный лист направлен в Министерство финансов Российской Федерации, куда поступил согласно почтовому уведомлению 25 июля 2022 года.
Поскольку к исполнительному листу не была приложена копия судебного акта, административному истцу 25 октября 2022 года Министерством финансов Российской Федерации возвращён исполнительный лист без исполнения, который 2 ноября 2022 года поступил в ФКУ ИК-6, где административный истец отбывал наказание.
7 ноября 2022 года Сайфутдинов А.Ф. вновь направил в Зубцовский районный суд Тверской области ходатайство о направлении исполнительного листа, копии судебного акта, реквизитов взыскателя в Министерство финансов Российской Федерации.
18 ноября 2022 года Зубцовским районным судом Тверской области направлены исполнительный лист, копия решения суда, банковские реквизиты в Министерство финансов Российской Федерации, куда поступили 25 ноября 2022 года; 21 февраля 2023 года решение суда исполнено, что подтверждается платежным поручением N 639341.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что общая продолжительность исполнения судебного акта, исчисляемая со дня поступления в суд ходатайства Сайфутдинова А.Ф. (26 апреля 2022 года) до момента исполнения решения (21 февраля 2023 года), составляет 9 месяцев 25 дней, является чрезмерной, не отвечает требованию разумности, следовательно, право Сайфутдинова А.Ф. на исполнение судебного акта в разумный срок является нарушенным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку исследованными доказательствами подтверждается, что причинами увеличения срока исполнения указанного решения суда, по не зависящими от административного истца обстоятельствам, явились нераспорядительные действия Зубцовского районного суда Тверской области, выразившиеся в неверном определении органа, которому подлежало исполнить судебное решения, затем повторное направление исполнительного документа с нарушением пункта 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, препятствующим исполнению судебного акта (без приложения копии судебного акта, на основании которого он выдан); нарушение судебным приставом-исполнителем норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона об исполнительном производстве.
Несмотря на то, что административным ответчиком решение суда от 23 июня 2021 года исполнено в пределах установленного законом трёхмесячного срока, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что срок исполнения данного решения в течение более 9 месяцев не отвечает требованиям разумности, следовательно, административный истец имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Суждения суда первой инстанции о нарушении Министерством финансов Российской Федерации пятидневного срока возвращения исполнительного листа со ссылкой на пункт 14 Порядка ведения учёта и осуществления хранения органами Федерального казначейства исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, утверждённого приказом Федерального казначейства от 20 декабря 2018 года N 41н, являются ошибочными, поскольку данный порядок принят в соответствии со статьёй 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая регулирует исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) по денежным обязательствам федеральных казённых учреждений и не применима к исполнению судебного акта о присуждении компенсации морального вреда административному истцу, регулируемому статьёй 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем ошибочные суждения суда не повлияли на правильность выводов о наличии оснований для присуждения административному истцу компенсации.
Как следует из положений части 2 статьи 2 Закона о компенсации и из разъяснений, содержащихся в пункте 60 Постановления N 11, размер компенсации, подлежащей выплате заявителю, определяется судом индивидуально в каждом конкретном случае с учётом требований административного истца, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которому допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для административного истца, а также с учётом принципов разумности и справедливости.
Размер компенсации определён судом первой инстанции с учётом обстоятельств административного дела, по которому было допущено нарушение права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, продолжительности нарушения и значимости наступивших вследствие этого нарушения последствий для административного истца, отвечает принципам разумности и справедливости.
Довод в апелляционной жалобе о том, что присуждённая сумма компенсации чрезмерно завышена, не влечёт изменение обжалованного решения. Разумность компенсации является оценочной категорией, критерии её определения применительно к тем или иным видам дел законом не предусмотрены, в каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учётом конкретных обстоятельств дела.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения размера суммы компенсации, на чём настаивает административный ответчик в апелляционной жалобе.
Изложенные в решении выводы суда основаны на нормах действующего законодательства, мотивированны и подтверждаются материалами дела.
Оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тверского областного суда от 3 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.