Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Корпачевой Е.С, Щербаковой Ю.А, при секретаре Матвеевой Е.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3760/2023 по административному исковому заявлению Лапкина Вадима Игоревича о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 5 апреля 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В, объяснения Кастрикина А.А. -представителя Лапкина В.И, представителя Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы Намчыл-оолу С.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федичкина Д.Д, судебная коллегия
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещённым 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень).
Постановлениями Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП Перечень изложен в редакциях, действующих с 1 января 2021 года, с 1 января 2022 года и с 1 января 2023 года соответственно.
Под пунктами 8932, 7167, 4857 в Перечни соответственно на 2021, 2022 и 2023 годы включено нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты":11997 площадью 160, 1 кв.м, расположенное в здании по адресу: город Москва, "данные изъяты".
Под пунктами 12050, 9058, 6534 в Перечни соответственно на 2021, 2022 и 2023 годы включено нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты":12000 площадью 227, 3 кв.м, расположенное в здании по адресу: город Москва, "данные изъяты".
Лапкин Вадим Игоревич (далее - административный истец) обратился в Московский городской суд с требованиями о признании недействующими перечисленных выше пунктов Перечней на 2021-2023 годы со времени начала соответствующих налоговых периодов, ссылаясь, что является собственником указанных выше помещений, которые согласно оспариваемым пунктам включены в Перечни, в связи с чем налоговое бремя административного истца существенно увеличилось, между тем названные помещения не подлежали включению в Перечни, как не отвечающие признакам, которые определены статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы N 64) и положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Московского городского суда от 5 апреля 2023 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы просят решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное определение обстоятельств по делу, имеющих значение, неправильное применение и нарушение норм материального права, поскольку суд пришёл к неверному выводу, что площадь нежилых помещений в многоквартирном доме менее 3000 кв.м, что исключает соответствие спорных помещений признакам, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьёй 1.1 Закона города Москвы N 64; судом оставлено без внимания, что условие о фактическом использовании помещений для целей налогообложения в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации соблюдается; судом не учтены положения приказа Росреестра от 15 марта 2022 года N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нём сведений", согласно которым общее имущество собственников многоквартирного дома (в том числе, лестницы, коридоры и т.д.) имеет статус помещений с назначением "нежилые", что отражается в данных Единого государственного реестра недвижимости, и соответственно, подлежит учёту при определении общей площади нежилых помещений в многоквартирном доме.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой города Москвы представлены возражения.
В судебном заседании представитель Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель административного истца просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верное суждение о принятии оспариваемого нормативного правового акта (и последующего изменяющего его постановления) уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Как следует из положений пункта 2 статьи 11 и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, физические лица и физические лица, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, являются плательщиками налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества. Объектами обложения налогом на имущество физических лиц являются в том числе здание, строение, сооружение и помещение, расположенные в пределах города федерального значения Москвы (подпункт 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Условия отнесения зданий и помещений к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, определены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Критерии отнесения зданий к объектам налогообложения, указанным в данном пункте, перечислены в пунктах 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
К их числу относятся нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 2).
В целях приведённой статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).
Статьёй 1.1 Закона города Москвы N 64, устанавливающей особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности (пункт 2.1), расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, принадлежащие одному или нескольким собственникам, фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв.м.
Таким образом, в соответствии с приведёнными законоположениями отнесение нежилого помещения к вышеупомянутым объектам на территории города Москвы осуществляется в зависимости от фактического использования при условии, что общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
Таким образом, для признания оспариваемого нормативного правового акта соответствующим требованиям действующего законодательства необходимо установить соблюдение совокупности следующих условий: общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, в котором расположено помещение, включённое в Перечень, должна превышать 3 000 кв. метров; не менее 20 процентов от общей площади помещения должно использоваться для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец является собственником нежилых помещений с кадастровым номером "данные изъяты":11997 общей площадью 160, 1 кв.м и с кадастровым номером "данные изъяты":12000 общей площадью 227, 3, расположенных в многоквартирном доме с кадастровым номером "данные изъяты":11619 по адресу: город Москва, "данные изъяты".
Нежилые помещения с кадастровыми номерами "данные изъяты":11997 и "данные изъяты":12000 включены в оспариваемые пункты Перечней на 2021, 2022 и 2023 годы исходя из их фактического использования.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что оснований для включения спорных помещений в оспариваемые Перечни на 2021 - 2023 годы у административного ответчика не имелось.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок) утверждён постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, согласно пункту 1.2 которого (в редакции, действующей на дату проведения обследования) мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
В отношении нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты":11997 и нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты":12000 Госинспекцией проведены мероприятия по определению вида их фактического использования для целей налогообложения, 11 марта 2020 года составлены акты N 9062782/ОФИ и N 9062764/ОФИ соответственно, согласно которым 100 процентов общей площади спорных помещений фактически используется под размещение объектов общественного питания и объектов торговли.
Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.
Вместе с тем суд первой инстанции, исходя из критериев, предусмотренных положениями пункта 2.1 статьи 1.1. Закона Москвы N 64, установил, что площадь нежилых помещений составляет всего 1 057, 6 кв.м, что не превышает 3000 кв. метров и подтверждается сведениями Государственного унитарного предприятия города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации, отражёнными в экспликации на жилой дом, техническом паспорте, а также подтверждается данными Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках многоквартирного дома по указанному адресу и сведениями государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства о нежилых помещениях в многоквартирном доме с кадастровым номером "данные изъяты":11619.
Выводы суда также подтверждаются исследованными в суде апелляционной инстанции выписками Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках нежилых помещений, расположенных в доме с кадастровым номером "данные изъяты":11619, из которых следует, что в данном многоквартирном доме расположено пять нежилых помещений, три из которых принадлежат городу Москве (площадь 227, 6 кв.м, 227, 7 кв.м, 214, 9 кв.м), два принадлежат административному истцу (площадь 160, 1 кв.м и 227, 3 кв.м), что соответствует представленными сведениям об общей площади нежилых помещений в доме (1 057, 6 кв.м.) и соответствуют положениям жилищного законодательства.
Доказательств того, что площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. м апеллянты не представили.
Учитывая установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что поскольку площадь нежилых помещений многоквартирного дома составляет менее 3000 кв.м, критерий, установленный пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64 для включения спорных нежилых помещений в Перечни на 2021-2023 годы, вне зависимости от того, что 100 процентов площади спорных нежилых помещений используется под размещение объектов общественного питания и объектов торговли, отсутствует, следовательно, спорные нежилые помещения не подпадают под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу чего такие помещения, согласно положениям пункта 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64, не могут быть признаны объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, однако, Правительством Москвы относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеназванных объектов недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения их в Перечни, не представлено, не содержится их и в материалах дела, следовательно, суд правомерно удовлетворил административный иск и признал недействующим оспариваемые пункты Перечней на 2021-2023 годы.
При разрешении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции, по административному делу не установлены.
Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решениерешение Московского городского суда от 5 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.