Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу руководителя ТУ Росимущества в Волгоградской области Хрипко А.В. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 20 июля 2022 года, решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 10 октября 2022 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 16 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТУ Росимущества в Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 20 июля 2022 года ТУ Росимущества в Волгоградской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 10 октября 2022 года названное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Волгоградского областного суда от 16 ноября 2022 года вынесенные по делу акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководитель ТУ Росимущества в Волгоградской области Хрипко А.В. просит названные процессуальные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения управления к административной ответственности) невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв ответровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, неявляющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, наводосборные площади, в недра и на почву.
В примечании к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 "Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения" определено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территорию, на которой эти отходы находятся.
Как следует их материалов дела, 18 июня 2021 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям для целей полного и всестороннего изучения обращения Невского Д.В, содержащего сведения о захламлении территории Советского района Волгограда вблизи Мемориального комплекса "Лысая гора", осуществлено выездное обследование указанной территории.
В ходе обследования установлено, в 350 м по направлению на запад от Мемориального комплекса "Лысая гора" в границах земельных участков с кадастровыми номерами N вдоль грунтовой дороги, фактически являющейся продолжением ул. Джамбула Джабаева, установлено захламление почв отходами. Отходы сброшены на почву за лесозащитной полосой, вдоль грунтовых дорог по направлению на север, северо-запад, юго-запад. Протяженность захламленной территории составляет порядка 500 м.
Вышеуказанные отходы в большей степени представлены строительным мусором (бой бетонных изделий камневидный, шифер, доски, упаковки от строительных материалов и смесей, утеплитель, линолеум (отходы от строительных и ремонтных работ, отходы упаковки и упаковочных материалов из бумаги и картона загрязненные, отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полимеров и пластмасс загрязненные, отходы шин, покрышек, камер автомобильных, стекла автомобильные, отходы пленки полиэтилена, а также, в незначительной степени ТКО и КГО (мебель, бытовая техника).
Отходы на захламленной территории, в большей степени имеют структуру организованного размещения отходов в виде куч (буртов), вместе с тем часть отходов размещена стихийно, доступ свободный.
На момент обследования, работы, наличие какой-либо техники, а также лица, осуществляющие сброс отходов, на указанной территории не установлены.
Повторный выезд на вышеуказанную территорию осуществлен 24 июля 2021 года с привлечением экспертной организации - филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Волгоградской области, в рамках которого специалистами экспертной организации произведен отбор проб отходов и почв.
По результатам лабораторных исследований отобранных проб почв установлено превышение по следующим показателям: нефтепродукты - на глубине 0-5 см в 204, 5 раз, на глубине 5-20 см в 128, 3 раза; медь - на глубине 0-5 см в 13, 9 раз, на глубине 5-20 см в 4, 9 раза; свинец - на глубине 0-5 см в 1, 2 раза; цинк - на глубине 0-5 см в 9, 9 раз, на глубине 5-20 см в 1, 6 раз; нитрат-ион (водорастворимая форма) - на глубине 0-5 см в 2, 6 раз, на глубине 5-20 см в 1, 4 раза. Площадь загрязненного участка составляет 13 500 кв. м. Отобранные пробы отходов отнесены к V классу опасности.
Захламленные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет и находятся в собственности Российской Федерации.
В этой связи, 27 августа 2021 года в адрес ТУ Росимущества в Волгоградской области внесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, о принятии мер по обеспечению обязательных требований Федерального закона "Об охране окружающей среды", Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Земельного кодекса Российской Федерации, а именно по недопущению захламления территории Советского района Волгограда вблизи Мемориального комплекса "Лысая гора", находящегося в собственности Российской Федерации.
В ответ на внесенное предостережение, ТУ Росимущества в Волгоградской области письмом от 1 октября 2021 года сообщило, что в связи с отсутствием бюджетного финансирования, направленного на ликвидацию отходов бытового мусора, ТУ Росимущества в Волгоградской области собственными силами проведена уборка земельного участка (субботник), представлены материалы фотофиксации, акт осмотра от 23 сентября 2021 года.
Согласно вышеуказанному акту проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 34:34:060050:454, на котором отходы не обнаружены.
Вместе с тем, 21 марта 2022 года проведено выездное обследование территории, на которой ранее Межрегиональным управлением установлен факт захламления почвы отходами.
В ходе выездного обследования, ранее выявленные факты о захламлении отходами подтвердились, а также установлено, что захламление носит систематический характер и продолжается по настоящее время.
В рамках возбужденного дела об административном правонарушении и проведении административного расследования 19 мая 2022 года с привлечением специалистов филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Волгоградской области произведен осмотр территории вблизи Мемориального комплекса "Лысая гора".
В ходе осмотра установлено, что на территории Советского района Волгограда, вблизи Мемориального комплекса "Лысая гора", примерно в 350 м по направлению на запад от стелы Мемориального комплекса вдоль грунтовой дороги фактически являющейся продолжением ул. Джамбула Джабаева установлен факт захламления почвы отходами производства и потребления.
Отходы сброшены на почву, захламление носит как организованный характер (в виде отдельных куч (буртов) отходов), так и стихийный. Отходы представлены в первую очередь строительным мусором (лом кирпича и бетона кусковой, бой шифера), обрезью деревьев, покрышками автомобильными, утратившими потребительские свойства, а также в незначительной степени крупногабаритными отходами (мебель). Отходы сброшены на почву за лесозащитной полосой, захламленная территория представляет собой естественный рельеф, поросла травянистой растительностью.
По результатам обследования специалистами произведен отбор проб отходов и почвы.
Согласно представленным результатам лабораторных исследований установлено, что отобранные пробы отходов производства и потребления отнесены к IV, V классам опасности. Компонентный состав отходов: пенопласт, пластмасса, полиэтилен, целлюлоза, грунт, стекло, картон, древесина, куски бетона, растительные остатки, камни, текстиль. Установлены превышения концентрации загрязняющих веществ в почве по сравнению с фоновыми значениями. Кроме того установлено увеличение содержания концентраций натрия в 1, 6 раз, калия в 1, 5 раз, кальция в 6, 9 раз, органического вещества в 1, 5 раза на глубине 0-5 см; кальция в 5, 9 раз, азота нитритного в 1, 2 раза, органического вещества в 1, 8 раз на глубине 5-20 см; натрия в 3, 4 раза, калия в 1, 2 раза, кальция в 4, 2 раза, азота нитритного в 1, 3 раза на глубине 0-5 см; натрия в 1, 9 раз, калия в 1, 5 раз, кальция в 4, 2 раза, азота нитритного в 1, 2 раза на глубине 5-20 см.
При этом, решением Советского районного суда г. Волгограда от 18 июня 2019 года по делу N 2а-1194/2019 бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице территориального управления по Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории Советского района Волгограда, вблизи Мемориального комплекса "Лысая гора", признано незаконным. На ТУ Росимущества в Волгоградской области возложена обязанность по ликвидации свалки отходов на указанной территории.
В соответствии с пунктом 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В соответствии с пунктом 5.35 указанного Положения Росимущество также принимает решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Таким образом, ТУ Росимущества в Волгоградской области наделено полномочиями для разрешения вопроса контроля надлежащего состояния земельного участка федеральной собственности, соответственно обязано принимать меры по недопущению захламления территорий, находящихся в собственности Российской Федерации, в целях исключения формирования на землях, находящихся в собственности Российской Федерации несанкционированных свалок, а в случаях их образования обязано принимать меры по их ликвидации, что сделано не было.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Бездействие ТУ Росимущества в Волгоградской области квалифицировано верно в соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения материалами дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях управления объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием административным органом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено ТУ Росимущества в Волгоградской области в пределах санкции части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ТУ Росимущества в Волгоградской области к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых процессуальных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 20 июля 2022 года, решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 10 октября 2022 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 16 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТУ Росимущества в Волгоградской области оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.