Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Богатых О.П. и Аняновой О.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Овчинникова М.Г. на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 13 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 10 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N10 по Волгоградской области к Овчинникову М.Г. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 10 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском, в обоснование требований указала, что Овчинников М.Г. состоит на учете в МИФНС России N 10 по Волгоградской области в качестве налогоплательщика. Овчинников М.Г. являлся арбитражным управляющим. В связи с неисполнением в установленный законом срок обязанности по уплате налога, в соответствии со ст.69, 70 НК РФ инспекцией административному ответчику выставлены и направлены требования N от 10 января 2022 года об уплате налога, пени со сроком исполнения до 18 февраля 2022 года и N от 19 января 2022 года об уплате налога, пени со сроком исполнения до 2 марта 2022 года. Данные требования административным ответчиком оставлены без исполнения. Вынесенный мировым судьей судебного участка N 77 Волгоградской области судебный приказ о взыскании вышеуказанной задолженности определением мирового судьи от 27 апреля 2022 года отменен, что послужило основанием для предъявления настоящего административного иска.
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 13 июля 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 10 ноября 2022 года решение от 13 июля 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 5 мая 2023 года, Овчинников М.Г. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, направить дело на новое рассмотрение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющее значение для дела, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
Определением судьи от 2 июня 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Овчинников М.Г. в период с 19 января 2012 года по 21 сентября 2021 года являлся арбитражным управляющим.
Согласно справке Ассоциации ВАУ "Достояние" исключен из реестра саморегулируемой организации по личному заявлению от 10 сентября 2021 года.
Сведения в отношении деятельности Овчинникова М.Г. в качестве арбитражного управляющего за указанный период поступили в налоговый орган только 1 октября 2021 года.
В силу пункта 2 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сбора.
МИФНС России N 10 по Волгоградской области 19 января 2022 года направила Овчинникову М.Г. требование N по состоянию на 10 января 2022 года сроком исполнения до 18 февраля 2022 года об оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2017 год в размере 23 400 рублей и пени в размере 7 282 рублей 07 копейки; страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2017 год в размере 4590 рублей и пени в размере 1428 рублей 43 копейки.
31 января 2022 года направлено требование N по состоянию на 19 января 2022 года сроком исполнения до 2 марта 2022 года об оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2021 год в размере 23524 рублей 80 копеек и пени в размере 624 рубля 59 копеек; страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2021 год в размере 6108 рублей 85 копеек и пени в размере 162 рубля 19 копеек.
26 апреля 2022 года мировым судьей судебного участка N 77 Ворошиловского судебного района г. Волгограда Волгоградской области вынесен судебный приказ по делу N 2а-77-1451/2022 о взыскании с Овчинникова М.Г. недоимки по страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года в размере 46 924 рубля 80 копеек, пени - 7906 рублей 66 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 10698 рублей 85 копеек и пени в размере 1590 рублей 62 копейки, который отменен определением мирового судьи судебного участка N 77 Ворошиловского судебного района Волгограда Волгоградской области от 27 апреля 2022 года в связи с поступившими возражениями Овчинникова М.Г.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции установилфакт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2017 и 2021 годы, а также соблюдение сроков для обращения в суд.
При таких обстоятельствах, представленный налоговым органом расчет задолженности по налогу, судом первой инстанции в силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ проверен, оснований не доверять представленному расчету не имеется, является правильным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования и оценки по правилам ст. 84 КАС РФ имеющихся в материалах административного дела доказательств.
С учетом изложенного, исходя из положений ст. 57 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3, ст. 48, ст. 44, п. 1 ст. 45, п. 4 ст. 69, п. 1 ст. 72, ст. 75, ст. 357, ст. 358, ст. 362, п. 1 ст. 432, пп. 2 п. 1 ст. 419, ст. 430 НК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 14, ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о верном определении судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, которым дал надлежащую правовую оценку по правилам ст. 84 КАС РФ, выводы суда являются мотивированными и соответствуют обстоятельствам дела, поскольку обязанность по уплате задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере и на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в установленный законом срок административным ответчиком не исполнена.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Нарушений норм материального и процессуального права судами допущено не было, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебных актов, в том числе и тех, что предусмотрены в ч. 1 ст. 310 КАС РФ, по доводам кассационной жалобы не имеется.
Остальные доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в апелляционной жалобе, которая нашла подробную оценку в апелляционном определении, с которой судебная коллегия соглашается.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со ст. 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 13 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 10 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 августа 2023 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Богатых О.П.
Анянова О.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.