Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Мальмановой Э.К. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рудневой И.Н, действующей в интересах Омарова Г.А, на решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 25 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Омарова Г.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Омаров Г.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления главы муниципального образования Выселковский район от 18 июня 2021 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: "адрес".
Просил признать недействительными результаты межевания по образования земельного участка с кадастровым номером N, площадью 689 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"; исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об указанном земельном участке.
Решением Выселковского районного суда Краснодарского края от 25 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 марта 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной Рудневой И.Н, действующей в интересах Омарова Г.А, в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 24 мая 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 7 июня 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Омаров Г.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4500 кв. м, категория земель для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Выселковского районного суда Краснодарского края от 18 августа 2021 года установлены границы земельного участка с кадастровым номером N, согласно схеме межевого плана от 19 июля 2021 года.
На основании поданного Омаровым Г.А. заявления постановлением администрации муниципального образования Выселковский район от 22 ноября 2021 года N 1404 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1 750 кв. м, в границах кадастрового квартала N на кадастровом плане территории по адресу: "адрес".
Согласно информационному сообщению кадастрового инженера при проведении кадастровых работ по формированию земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1 750 кв. м, выявлено пересечение границ указанного земельного участка с земельным участком с кадастровым номером N, связи с чем Омарову Г.А. 20 января 2022 года сообщено о приостановке государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка.
Касаемо образования земельного участка с кадастровым номером N установлено следующее.
Постановлением администрации муниципального образования Выселковский район от 11 июня 2021 года N 673, на основании заявления Левиной Н.И. утверждена схема расположения земельного участка площадью 725 кв. м, в границах кадастрового квартала N, на кадастровом плане территории по адресу: "адрес".
Уведомлением от 18 ноября 2021 года заявителю сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка, границы которого определены в межевом плане на основании решения N 673, в связи с пересечением границ образуемого земельного участка с иным земельным участком.
Впоследствии 11 января 2021 года заявителем представлен дополнительный межевой план, в результате чего был образован земельный участок с кадастровым номером N, площадью 689+/-9 кв. м. Согласно межевому плану, согласование границ земельного участка было произведено, в том числе, путем публикации извещения о проведении собрания по согласованию местоположения границ испрашиваемого земельного участка в газете "Власть Советов" от 1 октября 2021 года N 38 (10516).
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок, с кадастровым номером N, площадью 689+/-9 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, ст. Новомалороссийская, ул. Кирова, поставлен на кадастровый учет 11 февраля 2022 года.
Постановлением администрации Выселковский район от 18 февраля 2022 года земельный участок с кадастровым номером N предоставлен Левиной Н.И. в аренду без проведения торгов, сроком на 20 лет. Договор аренды заключен 7 апреля 2022 года.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", утвержденного постановлением администрации муниципального образования Выселковский район N 593 от 23 июня 2020 года, пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах предоставленных органу местного самоуправления полномочий, с соблюдением установленного порядка.
При этом суд исходил из того, что доказательств разработки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению Левиной Н.И. с нарушением положений Земельного Кодекса Российской Федерации не представлено; оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации, для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка у администрации не имелось; при этом оспариваемое постановление прав и законных интересов административного истца на получение земли в собственность или в аренду не нарушает.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 25 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 13 июля 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Э.К. Мальманова
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.