Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Борс Х.З. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гасановой Т.А.к на решение Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 17 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 11 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Гасановой Т.А.к об оспаривании решений органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения Гасанова В.А, представителя администрации муниципального образования Красногвардейский район Республики Адыгея и отдела земельно-имущественных отношений администрации муниципального образования Красногвардейский район Республики Адыгея по доверенности Агарковой Ю.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гасанова Т.А.к обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения администрации муниципального образования "Красногвардейский район" от 20 октября 2022 года об отказе в заключении дополнительного соглашения об увеличении срока действия договора аренды земельного участка на три года.
Просила суд возложить на административного ответчика обязанность заключить дополнительное соглашение о продлении договора аренды земельного участка от 19 сентября 2019 года.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 17 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 11 апреля 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной Гасановой Т.А.к в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 17 мая 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 22 июня 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения Гасанова В.А, представителя администрации муниципального образования Красногвардейский район Республики Адыгея и отдела земельно-имущественных отношений администрации муниципального образования Красногвардейский район Республики Адыгея по доверенности Агарковой Ю.А, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнений к ней и отзыва, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что такие нарушения допущены нижестоящими судами, о чем обоснованно указано в доводах кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Гасановой Т.А. с 26 августа 2019 года на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства с кадастровым номером N (37 % готовности) по адресу: "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N.
Между администрацией муниципального образования Красногвардейский район Республики Адыгея и Гасановой Т.А.к 19 сентября 2019 года заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого Гасановой Т.А. предоставлен во временное владение и пользование земельный участок площадью 3 717 кв. м с кадастровым номером N, разрешенное использование "для строительства жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства".
Срок действия договора установлен с 14 мая 2019 года по 11 мая 2022 года включительно (пункт 2.1 договора).
Гасанова Т.А.к 18 октября 2022 года обратилась в администрацию с заявлением о заключении дополнительного соглашения об увеличении срока действия договора аренды земельного участка от 19 сентября 2019 года на три года с даты окончания срока его действия, то есть с 11 мая 2022 года по 11 мая 2025 года.
Административным ответчиком письмом от 20 октября 2022 года Гасановой Т.А.к отказано в удовлетворении заявления, поскольку на дату обращения с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка истек.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, нижестоящие суды указали на законность оспариваемого решения. Суды исходили из того, что на момент обращения Гасановой Т.А. 20 октября 2022 года в администрацию муниципального образования "Красногвардейский район" с заявлением о заключении дополнительного соглашения действие договора аренды истекло.
Между тем судами не учтено следующее.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в аренду на торгах, проводимых в форме аукциона, а в случаях, установленных пунктом 2 той же статьи, без проведения торгов.
Особенности заключения договоров аренды земельного участка с арендатором земельного участка без проведения торгов по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды установлены статьями 39.6 и 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 данной статьи.
Согласно пункту 5 указанной статьи предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (подпункт 1);
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 данного пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с данным подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта (подпункт 2).
Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях определения правовой судьбы объекта незавершенного строительства после истечения срока договора аренды земельного участка, предоставленного из публичной собственности для строительства, внесены изменения как в Земельный кодекс Российской Федерации, так и в Гражданский кодекс Российской Федерации, который дополнен статьей 239.1, в соответствии с пунктом 1 которой в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов.
В силу пункта 6 статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации правила данной статьи применяются также в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено.
Таким образом, с учетом пункта 33 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ, положения статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются также на договор аренды, заключенный после 1 марта 2015 года без проведения аукциона, в целях завершения строительства, в порядке подпункта 10 пункта 5 и пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса, пункта 21 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ.
Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что не может быть предметом аукциона находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам (подпункт 8 пункта 8 статьи 39.11).
Согласно пункту 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.
В силу пункта 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Приведенные положения направлены на реализацию основополагающего принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из содержания подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при прекращении договора аренды публичный собственник земли не может распорядиться объектом незавершенного строительства, созданным в период действия договора аренды без судебного решения.
Таким образом, возможность изъятия такого объекта закон допускает лишь при определенных обстоятельствах, которые подлежат установлению судом в рамках рассмотрения требований публичного собственника участка, заявленных в порядке статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отсутствие такого судебного акта собственник объекта незавершенного строительства вправе требовать заключения с ним договора аренды для завершения строительства.
Разрешая спор, нижестоящие суды данные положения не учли, установив лишь факт истечения срока действия договора аренды.
Между тем, применительно к рассматриваемому делу подлежит установлению обращение публичного собственника спорного земельного участка в суд с иском об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды указанного земельного участка, на котором расположен объект строительства, принадлежащий истцу, и наличие у Гасановой Т.А.к права на предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка для завершения строительства этого объекта.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6 - принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел.
Данные положения нашли отражение в части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
В данном случае судами приведенные нормы не соблюдены, обстоятельствам дела дана неполная оценка, без устранения допущенных нарушений невозможны защита охраняемых законом публичных интересов и соблюдение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В связи с чем, судебные акты подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в Красногвардейский районный суд Республики Адыгея.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 17 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 11 апреля 2023 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Красногвардейский районный суд Республики Адыгея.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 18 июля 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Х.З. Борс
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.