Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Орленко С.В, действующего в интересах Ваценко А.А. и других административных истцов, на решение Севастопольского городского суда от 18 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Ваценко А.А, Вострикова И.Ю, Гимишли Ю.В, Ищенко Я.П, Кабисовой М.А, Клименко Н.А, Кобзаря Т.В, Конолевского Н.Н, Корчака С.Н, Лавриненко А.А, Лаврова П.В, Лавровой О.Л, Мищенко А.Г, Орленко Н.С, Орленко О.Л, Пазюка А.Н, Побережского В.С, Поповой О.В, Чеботарева О.А, Чирко А.С, Шишкина В.В. об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав заключение прокурора Фроловой Е.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ваценко А.А, Востриков И.Ю, Гимишли Ю.В, Ищенко Я.П, Кабисова М.А, Клименко Н.А, Кобзарь Т.В, Конолевский Н.Н, Корчак С.Н, Лавриненко А.А, Лавров П.В, Лаврова О.Л, Мищенко А.Г, Орленко Н.С, Орленко О.Л, Пазюк А.Н, Побережский В.С, Попова О.В, Чеботарёв О.А, Чирко А.С, Шишкин В.В. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя от 25 июня 2020 года N 112-о "Об ограничении максимальной скорости движения по ул. Ленина в городе Севастополе".
Решением Севастопольского городского суда от 18 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Ваценко А.А. и других административных истцов по доверенности Орленко С.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 22 мая 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 22 июня 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав заключение прокурора Фроловой Е.В, полагавшей судебные акты законными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, оспариваемым нормативным актом введено ограничение движения по ул. Ленина до 40 км/ч в целях осуществления мероприятий по содержанию автодороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с действующими стандартами, нормами и правилами.
Административные истцы являются жителями г. Севастополя, некоторые из них привлечены к административной ответственности за нарушение скоростного режима, установленного оспариваемым нормативным актом.
Принимая во внимание полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, порядок его принятия и опубликования, суды в соответствии со статьями 6, 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", постановлением Правительства Севастополя от 8 сентября 2016 года N 849-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя", пришли к выводу о наличии у департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя полномочий по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включающих принятие решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, к полномочиям указанного органа отнесено ежегодное утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
Из предоставленной схемы организации дорожного движения следует, что оспариваемый нормативный акт установлен при пересечении главной улицы районного значения - ул. Ленина, выездом из прилегающей территории. Соответственно, снижение скоростного режима в местах пересечения улиц отвечает требованиям безопасности дорожного движения, ведет к концентрации внимания водителей в местах наиболее вероятных дорожно-транспортных происшествий.
Оспариваемые положения не противоречат пункту 10.2 Правил дорожного движения, регламентирующему скорость движения в населенных пунктах, поскольку данная норма вводит верхнюю границы допустимой скорости движения населения в населенном пункте, но не исключает возможности снижения скоростного режима в целях обеспечения безопасности участников дорожного движения.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят органом исполнительной власти г. Севастополя в пределах предоставленных полномочий с соблюдением порядка его принятия и опубликования, а также соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судебных постановлений.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Севастопольского городского суда от 18 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 27 июля 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.