Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сергеева С.С.
судей Шелудько В.В, Шидаковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО2 по доверенности ФИО7 на решение Хостинского районного суда г. Сочи от 20 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 мая 2023 года по административному делу по административному иску ФИО2 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи об оспаривании решения, действий (бездействия) органа местного самоуправления, Заслушав доклад судьи Сергеева С.С, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования городской округ город - курорт Сочи об оспаривании решения, действий (бездействия) органа местного самоуправления.
Просила суд признать незаконным отказ муниципального органа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи от 28 июня 2022 года N 24356213 в предварительном согласовании предоставления земельного участка; возложить обязанность на административного ответчика исправить выявленные нарушения путем повторного рассмотрения заявления с учетом выявленных судом нарушений.
Решением Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20 октября 2022 года в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 мая 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ФИО2 по доверенности ФИО7 просит об отмене судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Со ссылкой на обстоятельства дела указывает на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Из материалов дела следует, что ФИО2 обратилась через филиал ГАУ КК "МФЦ КК" в г. Сочи с заявлением от 31 мая 2022 года N 24356213 по вопросу оказания муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка", в котором указала вид желаемого права - аренда на 3 года и способ образования земельного участка - Схема размещения земельного участка на кадастровом плане территории, а в соответствующей графе отметила цель для предоставления - как предварительное согласование предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса - сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
К заявлению приложены паспорт гражданина РФ и Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории составленная кадастровым инженером ФИО8 по заказу ФИО2
Решением Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город - курорт Сочи от 28 июня 2022 года N 24356213 ФИО2 отказано в оказании муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка".
В обоснование принятого решения орган местного самоуправления со ссылкой на положения статьи 11.10 Земельного кодекса РФ указал, что требуемый к образованию земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2 - малоэтажная жилая застройка до 15 метров в которой вид разрешенного использования - ведение огородничества (код 13.1) является запрещенным в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи.
Кроме того, ссылаясь на пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления указал, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории разработана с нарушением предусмотренных указанной нормой требований к образуемым земельным участкам, что является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Суд первой инстанции, и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 17 статьи 39.16, пунктом 6 статьи 11.9, статьей 11.10, статьей 77 ЗК РФ, Правилами землепользования и застройки на территории г. утвержденными Решением городского собрания г. Сочи от 29 декабря 2009 года N 202, пунктом 5 статьи 9, пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", отказывая в удовлетворении административного искового заявления исходили из того, что образуемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж-2, предназначенной для малоэтажной жилой застройки до 15 метров, в которой в соответствии с Правилами застройки и землепользования из установленных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам города Сочи, такой вид решенного использования как ведение огородничества (код 13.1) является запрещенным.
Судебная коллегия с выводами судов согласится не может по следующим основаниям.
Из оспариваемого ФИО10 решения органа местного самоуправления следует, что ей отказано в предоставлении муниципальной услуги по основаниям, предусмотренным пунктом 19 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ по мотиву того, что образуемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж-2, где вид разрешенного использования земельного участка - для ведения огородничества, не предусмотрен, а также в связи с несоответствием Схемы расположения земельного участка требованиям пункта 6 статьи 11.9, статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.
Иных оснований решение органа местного самоуправления не содержит.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 ЗК РФ).
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указаны в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Отказывая в признании решения Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город - курорт Сочи от 28 июня 2022 года N 24356213 незаконным, суды не установили конкретных обстоятельств несоответствия схемы расположения земельного участка требованиям к ее форме и содержанию, установленным названными актами, которые могли бы являться основанием для отказа в ее утверждении.
Кроме того, вывод судов о том, что вид разрешенного использования земельного участка "ведение огородничества" в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными Решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202 является запрещенным, противоречит представленной в материалы дела справке ИСОГД - 7240.02-Ф/09.20 основанной на указанных Правилах.
Судами оставлено без внимания, что в соответствии с разделом 13 Таблицы 9 главы 11 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи вид разрешенного использования "ведение огородничества" (код 13.1) в зоне Ж2/Ж2.1 - малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров, является разрешенным.
При таком положении принятые по делу судебные акты судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать законными.
Согласно части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хостинского районного суда г. Сочи от 20 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 мая 2023 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статей 318 КАС РФ.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 1 сентября 2023 года.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.