Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сергеева С.С, судей Шелудько В.В, Шидаковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 1 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 13 декабря 2022 года по административному делу по административному иску ФИО1 к Главному управлению МЧС России по г. Севастополю об отмене решения жилищной и территориальной комиссии, заслушав доклад судьи Сергеева С.С, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Главному управлению МЧС России по г. Севастополю об отмене решения жилищной и территориальной комиссии.
В обоснование исковых требований указал на то, что решением Жилищной и Территориальной комиссии Главного управления МЧС России по г. Севастополю ФИО1 отказано в признании права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья на основании пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Истец полагает, что решение комиссии не обосновано, принято без учета его доводов и документов, свидетельствующих об отсутствии у истца права пользования жилым помещением. Указывает, что наличие регистрации по адресу: "адрес", не свидетельствует о наличии у него права пользования указанным жилым помещением, поскольку данное право прекращено одновременно с отчуждением им указанной квартиры по договору дарения, о чем составлено соответствующее соглашение с одариваемым лицом.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 1 сентября 2022 года в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 13 декабря 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 8 июня 2023 года, ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. В обосновании доводов кассационной жалобы указал на то, что нарушено его право на жилище, указанное пункте 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, при вынесении апелляционного определения судом не приняты во внимание его доводы, основанные на требованиях статьи 235, 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, не учтены разъяснения Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 года N14, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N5-П.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения допущены при рассмотрении настоящего спора.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что до 20 декабря 2021 года ФИО1 являлся заместителем начальника отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю, по состоянию на 17 декабря 2021 года имеет более 27 лет выслуги.
24 ноября 2015 года комиссией Главного управления МЧС России по г. Севастополю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы ГПС МЧС России единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО1 было отказано в признании права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что документы и сведения, предоставленные заявителем, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки ФИО9 на учет для получения единовременной социальной выплаты, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На рассмотрение указанной комиссии ФИО1 представил документы, согласно которым он с 18 сентября 1998 года зарегистрирован по адресу: "адрес" - в квартире, собственником которой, на основании договора дарения от 12 июля 2003 года, является его мать ФИО6 Согласно пояснительной записке от 16 июля 2015 г. ФИО1 в указанной квартире не проживает, что подтверждается актом от 6 февраля 2015 года, также представил акт без даты о том, что по состоянию на 5 июля 2015 года он фактически проживает на дачном участке "адрес"".
16 февраля 2021 года ФИО1 повторно обратился в Жилищную и Территориальную комиссию Главного управления МЧС России по г. Севастополю с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, представив на рассмотрение комиссии вместе с заявлением документы, ранее подаваемые в комиссию в 2015 году, а также копию договора купли-продажи "адрес" в "адрес" от 12 июля 2003 года между ним и его матерью ФИО6, договор найма жилого помещения ("адрес" в "адрес") от 22 января 2018 года, заключенного между ФИО6 и ФИО7, а также договор найма жилого помещения от 11 января 2021 года, заключенного между ФИО6 и ФИО1
26 апреля 2021 года Жилищной и Территориальной комиссией Главного управления МЧС России по г. Севастополю ФИО1 было отказано в признании права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вышеуказанные решения от 24 ноября 2015 года и 26 апреля 2021 года предметом обжалования в судебном порядке не являлись.
17 декабря 2021 года ФИО1 в третий раз обратился в Жилищную и Территориальную комиссию Главного управления МЧС России по г. Севастополю с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, представив на рассмотрение комиссии вместе с заявлением документы, ранее подаваемые в комиссию в 2015 году и в 2021 году, в том числе: справку по месту жительства (регистрации) от 17 декабря 2021 года, подтверждающую факт его регистрации с 18 сентября 1998 года по адресу: "адрес", акт (без даты) о непроживании по месту регистрации, акт о непроживании с 3 января 2014 года по 6 февраля 2015 года по адресу: "адрес", договор найма жилого помещения от 11 января 2021 года, заключенный между ФИО6 и ФИО1, согласно которому наймодатель (ФИО6) обязуется предоставить нанимателю (ФИО1) в пользование свободное изолированное жилое помещение площадью 3 кв.м. в садовом доме, не как члену семьи, с целью проведения ремонта по взаимной договоренности без дальнейшего права пользования после окончания договора, по адресу: "адрес"
Решением, принятым 20 января 2022 года Жилищной и Территориальной комиссией Главного управления МЧС России по г. Севастополю, ФИО1 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, в связи с отсутствием условий, необходимых для постановки на учет, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что отказ административного ответчика в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, является правомерным, каких-либо прав административного истца при его принятии нарушено не было, в связи с чем, оснований для отмены решения административного ответчика, и понуждении поставить истца на учет, не имеется и, как следствие, отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 4, пунктом 2 части 3 статьи 4, частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 5, 11, 20 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, частью 1 статьи 30, частями 1, 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, и оставляя решение суда первой инстанции без изменения, исходил из того, что ФИО1 в силу прямого указания закона является членом семьи своей матери, и имеет право пользования принадлежащим ей жилым помещением. При этом, позиция административного истца о том, что в связи с непроживанием в одном жилом помещении со своей матерью, он не может считаться членом ее семьи, признана несостоятельной.
Ссылаясь на соглашение между ФИО1 и ФИО6, согласно которому ФИО1 утрачивает право пользования жилым помещением - квартирой по адресу: "адрес" после совершения сделки по отчуждению квартиры (дарению) одариваемой, ФИО1 обязуется выписаться, сняться с регистрации из квартиры, административный истец указывает, что он не имеет каких-либо прав на указанную квартиру, при этом наличие его регистрационного учета по указанному адресу, не может означать обеспечение его жильем.
Вместе с тем, указанное соглашение, которое при этом не имеет реквизитов в виде даты и места его заключения, что препятствует определению момента его заключения и, соответственно, даты вступления его в силу, предполагает утрату права пользования жилым помещением по адресу: "адрес" результате снятия ФИО1 с регистрационного учета по указанному адресу.
Учитывая сохранение на момент рассмотрения Жилищной и Территориальной комиссией Главного управления МЧС России по г. Севастополю заявления ФИО1 от 17 декабря 2021 года прежних обстоятельств и условий, при которых административному истцу ранее дважды было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, в том числе сохранение регистрации по указанному месту жительства, определяющей возможность пользования жилым помещением, принадлежащем члену его семьи - матери, а также отсутствие новых доказательств, указывающих на необеспеченность ФИО1 жилой площадью, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что административным ответчиком 20 января 2022 года принято обоснованное решение об отказе в постановке ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Судебная коллегия находит выводы суда не основанными на нормах материального и процессуального права.
Разрешая спор, суды исходили из того, что ФИО1 в силу прямого указания части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации является членом семьи своей матери, являющейся собственником "адрес" в "адрес".
В этой связи при решении вопроса о нуждаемости ФИО1 в улучшении жилищных условий подлежит учету, в том числе, жилая площадь, принадлежащая его матери ФИО6
Между тем, судами неправильно истолкованы и применены положения части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, из указанной правовой нормы следует, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Таким образом, помимо наличия родственных отношений для решения вопроса о том является ли лицо членом семьи собственника жилого помещения, подлежит установлению так же и факт их совестного проживания.
При этом судами не учтено, что наличие у административного истца регистрации в квартире принадлежащей его матери, не свидетельствует с безусловностью о наличии у него права пользования жилым помещением.
Согласно статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом, место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами, на что неоднократно обращалось внимание Конституционного Суда РФ в Постановлениях от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, а также Определениях от 5 октября 2000 года N 199-О, от 4 марта 2004 года N 146-О.
Между тем, ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции юридически значимые обстоятельства, свидетельствующие о совместном проживании административного истца с его матерью, не устанавливались, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Севастополя.
На основании изложенного, руководствуясь 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 1 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 13 декабря 2022 года отменить.
Административное дело направить в Ленинский районный суд г. Севастополя на новое рассмотрение.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 1 сентября 2023 года.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.