Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Иванова А.Е, Капункина Ю.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО3 на решение Лазаревского районного суда г. Сочи от 5 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 марта 2023 года по административному делу по административному иску ФИО1 к Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, судебному приставу-исполнителю Лазаревского РОСП г. Сочи ГУ ФССП России по КК ФИО6 о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя, Заслушав доклад судьи Сергеева С.С,
УСТАНОВИЛА:
22 июля 20222 года судебным приставом-исполнителем Лазаревского РОСП г. Сочи УФССП России по Краснодарскому краю Дубининой И.С. в рамках исполнительного производства N от 3 июня 2011 года вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам должника ФИО1 в соответствии с которым расчет задолженности произведен за период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2021 года и по состоянию на 22 июля 2022 года с учетом частичного погашения 22 января 2022 года задолженности в сумме 529 466 рублей 65 копеек, определен размер задолженности в сумме 591269 рублей 62 копейки.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании его не соответствующим требованиям статьи 113 Семейного кодекса РФ. Считает, что поскольку доказательств его уклонения от уплаты алиментов с момента возбуждения исполнительного производства не имеется, то расчет задолженности должен быть произведен за трехлетний период, т.е. с 22 июля 2019 года по 22 июля 2022 года.
Решением Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 5 сентября 2022 года административный иск удовлетворен.
Признано незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Лазаревского РОСП г. Сочи УФССП России по Краснодарскому краю ФИО6 о расчете задолженности по алиментам от 22 июля 2022 года, принятое по исполнительному производству N7663/11/50/23 от 3 июня 2011 года.
На судебного пристава-исполнителя Лазаревского РОСП г. Сочи УФССП России по Краснодарскому краю ФИО6 возложена обязанность устранить допущенные нарушения законных интересов административного истца путем отмены постановления о расчете задолженности по алиментам от 22 июля 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 марта 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба заинтересованного лица ФИО3 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 июня 2023 года, заинтересованное лицо ФИО3 просит отменить судебные акты суда первой и апелляционной инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В письменных возражениях на кассационную жалобу административный истец ФИО1 просит оставить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения, являющиеся основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 2, 3, 4 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", частей 1, 2 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что доказательств виновного уклонения должника от уплаты алиментов с момента возбуждения исполнительного производства не имеется. В этой связи суд указал, что перерасчет алиментов может быть произведен только в пределах трехлетнего срока, то есть с 22 июля 2019 года по 22 июля 2022 года. Поскольку перерасчет задолженности по уплате алиментов произведен в результате получения сведений за период 2009 г. по 2012 г. и данный период полностью находится за пределами установленного законом трехлетнего срока, суд пришел к выводу о его незаконности.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы нижестоящих судов основанными на неправильном применении норм материального права и не соответствующими обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (ч.2).
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (ч.3).
В соответствии со статьей 113 Семейного кодекса РФ взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию (ч.1).
В тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока (ч.2).
Приведенное правовое регулирование определяет возможность расчета задолженности по алиментам за трехлетний период, предшествующий предъявлению исполнительного документа к взысканию.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством, применительно к рассматриваемому спору, является установление даты предъявления взыскателем ФИО3 исполнительного документа к исполнению.
Между тем, судами данное обстоятельство не установлено, разрешая спор, суды признали, что исполнительное производство о взыскании с ФИО1 в пользу ФИО3 алиментов на содержание ребенка возбуждено 3 июня 2011 года при этом оставили без внимания доводы заинтересованного лица ФИО3 о том, что исполнительный лист был предъявлен ею ранее этой даты и на его основании возбуждалось исполнительное производство, которое было окончено судебным приставом-исполнителем в связи с передачей исполнительного производства из одного подразделения службы судебных приставов в другое (по месту жительства должника).
При этом, в нарушение положений 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, судами без оценки оставлены представленные в материалы дела копии: постановления о расчете задолженности по алиментам от 16 декабря 2010 года, вынесенное в рамках исполнительного производства N возбужденного на основании того же исполнительного документа что и исполнительное производство N N от 3 июня 2011 года; акта передачи исполнительного документа и материалов исполнительного производства от 16 декабря 2020 года; постановления об окончании исполнительного производства N.
Судами не учтено, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в редакции от 27 июля 2010 года исполнительное производство подлежало окончанию в случае направления исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое.
Поскольку допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, без их устранения невозможны восстановление и защита законных прав и интересов административного истца, судебные акты подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации направлению в Краснодарский краевой суд на новое апелляционное рассмотрение, так как суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить по делу юридически значимые обстоятельства, произвести оценку доказательств в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 марта 2023 года отменить.
Административное дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Краснодарский краевой суд в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 сентября 2023 года
Председательствующий судья
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.