Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Богатых О.П. и Иванова А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лысенко А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 9 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Лысенко А.В. к департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Сочи о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земель.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного истца - Павельева Д.А, судебная коллегия
установила:
Лысенко А.В. обратилась в Адлерский районный суд города Сочи с административным иском к департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Сочи о признании незаконным отказа N N от 23 мая 2022 года в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности. Требования мотивированы тем, что письмом исходящий N от 23 мая 2022 года истцу было отказано в предоставлении муниципальной услуги. В обоснование отказа указано, что образование земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. предусматривается путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: город Сочи, село Верхневеселое, улица Ворошиловградская, находящегося в частной собственности и муниципальных земель площадью "данные изъяты" кв.м, вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства". Указанная зона устанавливает ограничения по высоте строительства жилых домов и подразумевает особые условия его использования. У административного истца на земельном участке имеется жилой дом, кадастровый номер N. Просит суд признать отказ Департамента архитектуры и градостроительства N от 23 мая 2022 года в предоставлении муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков находящихся в частной собственности" в отношении земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м.
Обязать ответчика предоставить муниципальную услугу по заключению соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участках находящихся в частной собственности в отношении образованного земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по указанному адресу, находящегося в частной собственности и муниципальных земель площадью "данные изъяты" кв.м. вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
Решением Адлерского районного суда города Сочи от 27 октября 2022 года исковое заявление удовлетворено частично.
Судом признан незаконным отказ административного ответчика в предоставлении муниципальной услуги по заключению соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков находящихся в частной собственности в отношении образованного земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по указанному адресу, находящегося в частной собственности и муниципальных земель площадью "данные изъяты" кв.м, вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства". Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО городской округ, город-курорт Сочи повторно рассмотреть заявление Лысенко А.В. по вопросу заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности. В удовлетворении остальной части требований - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 марта 2023 года указанное решение отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе, поступившей в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции 24 июля 2023 года заявитель просит апелляционное определение отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. Усматривает нарушение норм действующего законодательства.
Определением судьи от 27 июля 2023 года кассационная жалоба с административным делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад судьи, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В силу пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, пункта 1 статьи 56 Земельного кодекса РФ, пункта 6 статьи11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, пункта 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ, статьи 39.28 Земельного кодекса РФ, статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, пункта 20 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 17.07.2019, пункта 31 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности", утвержденные Администрацией города Сочи в Постановлении от 24.09.2015 N2753. пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, пункта 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, пункта 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, пункта 16 статьи 11.10 Земельного Кодекса РФ, части 3 статьи 55 Конституции РФ, статьи 36 Конституции РФ, судебная коллегия считает, что такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции, а решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
При проверке законности решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции принимая решение об отказе в иске, не принял во внимание следующее.
Как следует из материалов дела, в отказе заключить соглашение о перераспределении земельных участков административный ответчик сослался на положения Приказа Министерства транспорта РФ Федерального агентства воздушного транспорта "Об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Сочи" N 649-П от 3 сентября 2021 года, пункт 6 статьи 11.9 Земельного Кодекса РФ, указав, что образование земельных участков не должно приводить к недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель.
Как указано в пункте 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим кодексом, другими федеральными законами.
В силу положений пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, пункта 1 статьи 56 Земельного кодекса РФ охранные зоны являются разновидностью зон с особыми условиями использования территорий, которыми устанавливаются ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности. Те или иные обязательные требования к установлению охранных зон определяются законодательством в зависимости от вида, категории и иных характеристик объектов, для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования которых требуется установление таких зон.
Согласно части 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользование территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения здании, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации государственными программами субъекта Российской Федерации, адресным инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Из материалов дела также следует, что согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, направленной на утверждение администрации города Сочи, границы вновь образуемого земельного участка расположены в пределах линии регулирования застройки и не являются территорией общего пользования.
Также, согласно сведениям информации системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи, данный земельный участок расположен в территориальной зоне "Ж-2" малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров.
Земельный участок не относится к землям, изъятым из оборота, зарезервированным для государственных или муниципальных нужд; на которых расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц.
Согласно документам территориального планирования, в соответствии с генеральным планом городского округа Сочи, утвержденном решением Городского Собрания Сочи от 14 июля 2009 года N 89 (в редакции решения Городского Собрания Сочи от 20 марта 2012 года N 21) земельный участок расположен в границах с. Верхневеселое. Земельный участок расположен в территориальной зоне "Ж-2" - малоэтажная жилая застройка высотой до 15 м. В числе основных видов разрешенного использования земельного участка указаны: для индивидуального жилищного строительства, а также для ведения личного подсобного хозяйства, ведение огородничества, ведение садоводства.
Согласно схеме расположения земельного участка, земельный участок полностью отвечает требованиям, указанным в пункте 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, а также утвержденным Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город - курорт Сочи и Градостроительного Кодекса РФ, утвержденных Решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года N202 (редакция от 28.07.2021) "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи". На земельном участке расположен объект капитального строительства с кадастровым номером N, границы которого уточнены, в соответствии с действующими нормами земельного законодательства. Согласно Правилам землепользования и застройки, предельные (минимальные) размеры земельных участков, образуемых из муниципальных земель - 300 кв.м.
Согласно пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса РФ, пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Однако, как верно отмечено судом первой инстанции, оспариваемый в рамках данного административного дела отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участка не содержит установленных статьей 39.29 Земельного кодекса РФ ссылок на положения нормативных актов, устанавливающих возможность отказа.
С учетом изложенного, основания оспариваемого решения Департамента об отказе в перераспределении земельного участка ввиду того, что образованный земельный участок может привести к невозможности использования земельного участка в соответствии с заявленной целью, нельзя признать законными и обоснованными, поскольку он не основан на фактических обстоятельствах, что не принято во внимание судом апелляционной инстанции.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6 - принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел. Данные положения нашли отражение в части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении").
В данном случае, апелляционной инстанцией приведенные нормы не соблюдены, доказательствам дела дана неполная оценка, без должного анализа подлежащих установлению для правильного рассмотрения настоящего административно - правового спора юридически значимых обстоятельств, в связи с чем без устранения допущенных нарушений невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов участников судопроизводства, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
С учетом изложенного, оспариваемый судебный акт подлежит отмене, а решение суда первой инстанции оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 9 марта 2023 года отменить, решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 27 октября 2022 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 августа 2023 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Богатых О.П.
Иванов А.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.