Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Сергеева С.С, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Селяметовой Н.А, поданную от ее имени представителем Логиновым А.В, поступившую в суд первой инстанции 18 июля 2023 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 18 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Селяметовой Н.А. к администрации города Алушта Республики Крым о признании незаконным постановления.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Селяметова Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Алушта Республики Крым, в котором просила признать незаконным и отменить постановление администрации города Алушта Республики Крым N 2132 от 11 августа 2022 года об отказе в Селяметовой Н.А. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков; в целях устранения допущенных нарушений обязать администрацию города Алушта Республики Крым повторно рассмотреть заявление Селяметовой Н.А. от 12 июля 2022 года о перераспределении земельных участков.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 6 октября 2022 года административные исковые требования удовлетворены.
Судом признано незаконным и отменено постановление администрации города Алушта Республики Крым N 2132 от 11 августа 2022 года "Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков гражданке Селяметовой Н.А.".
Суд обязал администрацию города Алушта Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения повторно рассмотреть заявление Селяметовой Н.А. от 12 июля 2022 года о перераспределении земельных участков.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 18 января 2023 года отменено решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 6 октября 2022 года.
По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Селяметовой Н.А. по доверенности Логинов А.В. просит отменить апелляционное определение с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, Селяметова Н.А. является собственником земельного участка площадью 1000 кв.м, кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес" а так же расположенного на нем жилого здания, площадью 130, 7 кв.м, кадастровый номер N, что подтверждается выписками из ЕГРН.
13 июля 2022 года Селяметова Н.А. обратилась в администрацию города Алушты с заявлением о перераспределении названного земельного участка и земель муниципальной собственности, площадью 53 кв.м. с образованием самостоятельного земельного участка площадью 1053 кв.м. с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением администрации города Алушты Республики Крым от 11 августа 2022 года N 2132 Селяметовой Н.А. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков со ссылкой на подпункт 1 пункта 16 статьи 11.10, статью 39.28, подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации и указанием, что приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. В соответствии с пунктом 4 Требований при подготовке Схемы учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территорий; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. В границы образуемого земельного участка включена территория, необходимая для размещения объекта транспортной инфраструктуры, что в свою очередь является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, указанным в подпункте 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя административные исковые требования и признавая незаконным оспариваемое Постановление администрации города Алушты Республики Крым от 11 августа 2022 года N 2132 суд первой инстанции исходил из недоказанности факта несоответствия схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории форме схемы расположения земельного участка и необоснованности выводов о том, что в границы образуемого земельного участка включена территория, необходимая для размещения объекта транспортной инфраструктуры.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности Постановления администрации города Алушты Республики Крым от 11 августа 2022 года N 2132.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции ввиду следующего.
Частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункты "в" и "к").
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктами 2 и 3 статьи 39.28 ЗК РФ определено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
Из содержания оспариваемого отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка Селяметовой Н.А. следует, что основанием для отказа послужила информация управления градостроительства и архитектуры администрации города Алушты от 28 июля 2022 года N2/02.9-15/710/1 согласно которой, в границы образуемого земельного участка включена территория, необходимая для размещения объекта транспортной инфраструктуры.
Как усматривается из материалов дела, суду первой инстанции представлен разработанный технический паспорт автомобильной дороги общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым на основании контракта N57/2021 от 09 ноября 2021 года между департаментом капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Алушты Республики Крым и ООО "Севастопольское землепользование", относительно объекта с. Изобильное, пер. Кузнечный.
Так же из материалов дела следует, что из предоставленных судам первой и апелляционной инстанции, выкопировок усматривается наложение заявленной к перераспределению территории земель муниципальной собственности на территорию, необходимую для обеспечения нормативной ширины улично-дорожной сети.
Согласно Своду правил СП 42.133330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений улично-дорожная сеть - система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения. Согласно таблице 11.4, минимальная ширина местной улицы должна составлять не менее 9 метров.
Требования указанного свода правил с момента его ввода в действие предъявляются к градостроительной деятельности, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды жизнедеятельности.
Территорией общего пользования признается территория, используемая беспрепятственно неограниченным кругом лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары), границы которой обозначаются красными линиями (пункты 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ).
На земельные участки в границах территорий общего пользования действие градостроительного регламента не распространяется (часть 4 статьи 36 ГрК РФ).
В соответствии с подпунктом 7 пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Регламентация градостроительной деятельности, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 марта 2017 года N10-П, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Таким образом, при разрешении вопроса о возможности перераспределения земельных участков административный ответчик должен был установить отсутствие нарушений законодательства при заключении вышеуказанного соглашения.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого Постановления администрации города Алушты Республики Крым от 11 августа 2022 года N 2132, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежало отмене с принятием по делу нового решения, которым в удовлетворении административных исковых требований было отказано.
Так же при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции было указано, что земельный участок административного истца для ИЖС был сформирован и предоставлен административному истцу в предельно максимальном размере, а именно 1000 метров.
Вместе с тем указанные выводы суда апелляционной инстанции подлежат исключению, поскольку земельный участок, принадлежащий административному истцу, находится в селе Изобильное и в соответствии с частью 2 статьи 38 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утвержденным решением Алуштинского городского совета Республики Крым N 59/22 от 22 февраля 2019 года, в селах и поселках установлены максимальные и минимальные размеры земельных участков, образуемых из земель муниципальной собственности и предоставляемых в собственность или в аренду, и составляют от 500 до 2500 кв.м.
Однако исключение указанных выводов суда апелляционной инстанции не влияет на исход дела и не влечет отмену или изменение состоявшихся по делу судебных актов, поскольку как усматривается из материалов дела в оспариваемом постановлении администрации города Алушта Республики Крым N 2132 от 11 августа 2022 года имеются и иные основания для отказа Селяметовой Н.А. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, признанные законными.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов суда они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 18 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 5 сентября 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи С.С. СергеевВ.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.