Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жогина О.В, судей Макаровой Е.В, Дурневой С.Н, с участием прокурора Солдатова С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 86 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть 44662 в защиту и в интересах неопределенного круга лиц кФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России (ФГАУ "Росжилкомплекс") в лице филиала "Южный" об обязании произвести текущий ремонт детских игровых и спортивных площадок по кассационному представлению военной прокуратуры Южного военного округа на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Жогина О.В, выслушав прокурора ФИО3, поддержавшего доводы представления, судебная коллегия
установила:
военный прокурор 86 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть 44662 обратился в суд с исковым заявлением к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России (ФГАУ "Росжилкомплекс") в лице филиала "Южный" об обязании произвести текущий ремонт детских игровых и спортивных площадок, в обоснование исковых требований указав, что по результатам проведенной проверки исполнения должностными лицами Минобороны России требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и соблюдения прав и интересов несовершеннолетних при содержании и эксплуатации военного городка N 4, расположенного по адресу: ул. Али Клыча в г..Буйнакске Республики Дагестан было установлено, что многоквартирные жилые дома N N 73, 75 и 76, расположенные в военном городке N 4 по адресу: ул. Али Клыча в г..Буйнакске Республики Дагестан, и находящиеся в них квартиры переданы ФГАУ "Росжилкомплекс", в связи с чем ФГАУ "Росжилкомплекс" производит начисление и сбор денежных средств с жильцов указанных многоквартирных жилых домов за содержание, текущий ремонт общего имущества помещений и пользование жилыми помещениями (плата за наем). В нарушение требований действующего законодательства детские площадки возле домов N N 73, 75 и 76 не оборудованы необходимым инвентарем (малыми архитектурными формами), металлические конструкции не закреплены, что создает предпосылки к их падению, ударопоглощающие покрытия по всей зоне приземления с игрового оборудования отсутствуют, конструкции игрового оборудования не исключают возможности застревания тела, частей тела или одежды ребенка, элементы оборудования из древесины от биологических агентов не предохраняются, горки для защиты детей от падений перилами и ограждениями не оборудованы, на металлических конструкциях имеются следы коррозии, выступающие элементы с острыми краями и болтовых соединений, подвесные качели нуждаются в ремонте, песочницы не имеют крыш.
Контроль и техническое обслуживание оборудования не производится, комплекс мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования не разработан, вся эксплуатационная документация отсутствует, на всех детских игровых площадках не размещены обязательные информационные таблички или доски, мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детских игровых площадок не проводятся, ремонт оборудования не проводится, освещение и ограждения детских площадок в военном городке N 4 отсутствуют. Начальнику территориального отдела "Дагестанский" филиала "Южный" ФГАУ "Росжилкомплекс" внесено представление об устранении нарушений закона N 266 от 28.01.2022 г, однако мер по ремонту и оборудованию игровой и спортивной площадок (физкультурной спортивной зоны и зоны отдыха) не принято. Истец просил суд обязать ответчика в течение 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести текущий ремонт детских игровых и спортивных площадок возле домов NN 73, 75 и 76, расположенных в военном городке N 4 по адресу: ул. Али Клыча в г..Буйнакске Республики Дагестан; обязать ответчика в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести установку детских игровых, спортивных площадок, игрового и спортивного оборудования в соответствии с требованиями Национального стандарта ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытие детских игровых площадок", ГОСТ 52301-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования", СП 42.13330 "СНиП 2.07.01-89 Градостроительство.
Планировка и застройка городских и сельских поселений", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г..N 1662-р, в развитие которой Министерством регионального развития Российской Федерации разработаны Предложения по благоустройству придомовых территорий в части детской спортивно-игровой инфраструктуры, которые утверждены письмом от 14.12.2010 г..N 42053-ИБ/14 и с учетом нормативных параметров безопасности, озеленения и ограждения площадки с общей площадью из расчета 0, 1 - 0, 2 кв.м на1 жителя, но не менее 50 кв.м и не менее одной единицы каждого игрового и спортивного оборудования.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31 мая 2022 года исковые требования военного прокурора 86 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть 44662 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 января 2023 года решение суда отменено. По делу принято новое решение об отказе военному прокурору в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 января 2023 года, считая, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167, части 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что по результатам проведенной проверки исполнения должностными лицами Минобороны России требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и соблюдения прав и интересов несовершеннолетних при содержании и эксплуатации военного городка N 4, расположенного по адресу: ул. Али Клыча в г. Буйнакске Республики Дагестан было установлено, что многоквартирные жилые дома N N73, 75 и 76, расположенные в военном городке N 4 по адресу: ул. Али Клыча вг. Буйнакске Республики Дагестан, и находящиеся в них квартиры переданы ФГАУ "Росжилкомплекс", в связи с чем ФГАУ "Росжилкомплекс" производит начисление и сбор денежных средств с жильцов указанных многоквартирных жилых домов за содержание, текущий ремонт общего имущества помещений и пользование жилыми помещениями (плата за наем).
В нарушение требований действующего законодательства детские площадки возле домов N N 73, 75 и 76 не оборудованы необходимым инвентарем (малыми архитектурными формами), металлические конструкции не закреплены, что создает предпосылки к их падению, ударопоглощающие покрытия по всей зоне приземления с игрового оборудования отсутствуют, конструкции игрового оборудования не исключают возможности застревания тела, частей тела или одежды ребенка, элементы оборудования из древесины от биологических агентов не предохраняются, горки для защиты детей от падений перилами и ограждениями не оборудованы, на металлических конструкциях имеются следы коррозии, выступающие элементы с острыми краями и болтовых соединений, подвесные качели нуждаются в ремонте, песочницы не имеют крыш.
Контроль и техническое обслуживание оборудования не производится, комплекс мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования не разработан, вся эксплуатационная документация отсутствует, на всех детских игровых площадках не размещены обязательные информационные таблички или доски, мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детских игровых площадок не проводятся, ремонт оборудования не проводится, освещение и ограждения детских площадок в военном городке N 4 отсутствуют.
Начальнику территориального отдела "Дагестанский" филиала "Южный" ФГАУ "Росжилкомплекс" внесено представление об устранении нарушений закона N 266 от 28.01.2022 г, однако мер по ремонту и оборудованию игровой и спортивной площадок (физкультурной спортивной зоны и зоны отдыха) не принято.
Удовлетворяя исковые требования военного прокурора 86 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть 44662, суд первой инстанции руководствовался статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 44, 189 Жилищного кодекса Российской Федерации и пришел к выводу, что ФГАУ "Росжилкомплекс" не исполняются обязанности по надлежащему исполнению (санитарных правил и норм в отношении детских игровые и спортивных площадок возле домов N N 73, 75 и 76, в военном городке N 4 по адресу: ул. Али Клыча в г. Буйнакске Республики Дагестан. При этом суд исходил из того, что ФГАУ "Росжилкомплекс" является надлежащим ответчиком по делу, поскольку актом приема-передачи недвижимое имущество передано ответчику в оперативное управление от 26.05.2021 г, и ответчик осуществляет начисление и сбор денежных средств с жильцов многоквартирных жилых домов за содержание, текущий ремонт общего имущества и пользование жилыми помещениями (плата за наем). Также суд пришел к выводу, что приказом Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2020 г. N 175 "О создании федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2020 г. N 742 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" подтверждается факт возложения на ответчика обязательств по содержанию и обслуживанию многоквартирных жилых домов N N 73, 75 и 76, расположенных в военном городке N 4 по адресу: ул. Али Клыча в г. Буйнакске Республики Дагестан.
Отменяя решение суда и принимая по делу новое решение об отказе прокуратуре в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции сослался на ответ ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, полученный на запрос суда апелляционной инстанции, согласно которому по данным сервиса Росреестра "Публичная кадастровая карта" по данному адресу на учете ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России состоит земельный участок с кадастровым номером 05:44:000055:4. На этот земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования Учреждения.
Суд апелляционной инстанции указал, что доказательств законного владения, пользования ответчиком земельным участком, на котором находятся детские игровые и спортивные площадки, суду не представлено. В оперативное управление ответчика этот земельный участок не передавался. Кроме квартир в жилых домах N 73 (15 квартир), N 75 (36 квартир), N 76 (45 квартир) по адресу: ул. Али Клыча в г. Буйнакске Республики Дагестан, указанных в акте приема-передачи недвижимого имущества от 26.05.2021 г, иных объектов недвижимости ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России в оперативное управление ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России не передавало.
Суд кассационной инстанции считает, что с выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61 и 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно части 1 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Указанные требования закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не выполнены.
При принятии оспариваемого судебного постановления суд апелляционной инстанции не учел следующего.
Частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентировано, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082 (далее - Положение), к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление правомочий собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
Подпункт 52 пункта 7 Положения предусматривает, что Минобороны России организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 Положения).
Аналогично, пункт 1, подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" определяют, что Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, общей долевой собственностью собственников помещения в многоквартирном доме является земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Подпунктом "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества) установлено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Аналогичное положение содержится в пункте 11 Правил содержания общего имущества.
Согласно пункту 29(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 г.N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Приложением N 7 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания, утверждённому Приказу Госкомархитектуры от 23.11.1988 г. N 312 (далее - Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания) в перечень основных работ по текущему ремонту заданий и объектов в раздел "Внешнее благоустройство" включены ремонт, укрепление, замена отдельных участков ограждений и оборудования детских игровых, спортивных и хозяйственных площадок.
Работы по благоустройству дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев); оборудование детских, спортивных (кроме стадионов) и хозяйственно-бытовых площадок согласно приложению N 9 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания включены перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте здания и объектов.
Таким образом, вышеуказанными нормам материального права на управляющую организацию прямо возложена обязанность по содержанию общего имущества, в том числе игровых и спортивных площадок многоквартирных жилых домов Минобороны России, вне зависимости от собственника и пользователя земельного участка, на котором расположено общее имущество многоквартирного дома.
Судами установлено и не было оспорено, что на основании акта приёма-передачи недвижимого имущества от 26.05.2021 г. многоквартирные жилые дома N N 73, 75 и 76, расположенные в военном городке N 4 по адресу: ул. Али Клыча в г. Буйнакске Республики Дагестан, и находящиеся в них квартиры переданы ФГАУ "Росжилкомплекс", в связи с чем учреждение производит начисление и сбор денежных средств с жильцов указанных многоквартирных жилых домов за содержание, текущий ремонт общего имущества помещений и пользование жилыми помещениями (плата за наем).
С учетом изложенного, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования военного прокурора 86 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть 44662 к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России(ФГАУ "Росжилкомплекс") в лице филиала "Южный" об обязании произвести текущий ремонт детских игровых и спортивных площадок исходил из того, что ФГАУ "Росжилкомплекс" является надлежащим ответчиком, в настоящее время не выполняет возложенные на него действующим законодательством обязанности по поддержанию надлежащего состояния и содержанию общего имущества многоквартирных домов, расположенных на придомовой территории военного городка N 4 по адресу: ул. Али Клыча в г. Буйнакске Республики Дагестан.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно установлены фактические обстоятельства, исследованы имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
Ввиду изложенного выводы суда апелляционной инстанции об обратном не могут быть признаны основанными на законе.
Исходя из изложенных обстоятельств, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции, выводы апелляционного суда о неверном выборе ответчика при предъявлении иска ошибочны.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что при передаче ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России квартир в жилых домахN 73 (15 квартир), N 75 (36 квартир), N 76 (45 квартир) по адресу:ул. Али Клыча в г. Буйнакске Республики Дагестан, указанных в акте приема-передачи недвижимого имущества от 26.05.2021 г. в оперативное управление ФГАУ "Росжилкомплекс", на последнее в силу закона и положений Устава была возложена обязанность по содержанию общего имущества, в том числе игровых и спортивных площадок, расположенных на придомовой территории многоквартирных домов Миноброны России.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
В связи с тем, что судом первой инстанции в полной мере установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, судебная коллегия полагает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 января 2023 года подлежит отмене с оставлением в силе решения Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31 мая 2022 года.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 января 2023 года отменить, оставив в силе решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31 мая 2022 года.
Председательствующий О.В. Жогин
Судьи Е.В. Макарова
С.Н. Дурнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.