Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Мартыновой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий, о признании незаконным решения комиссии и о возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий, по кассационной жалобе представителя комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий - ФИО5 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее также- Комиссия) о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий, о признании незаконным решения комиссии и о возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий.
В обоснование заявленных требований указано, что истец, рядовой запаса, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время находится на воинском учете в военном комиссариате Гулькевичского и "адрес"ов, "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ призван в ряды Вооруженных сил Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ поступил на военную службу по контракту. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в составе оперативной группы (в/ч 01635), (в/ч 11659) СКВО участвовал в боевых действиях по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, по распоряжению штаба СКВО, что подтверждается приказом командира оперативной группы от ДД.ММ.ГГГГ N.
В этот период ему исчислялась выслуга лет в льготном исчислении, из расчета один месяц военной службы за три месяца военной службы, как участнику боевых действий, что подтверждается выписками из соответствующих приказов командира войсковой части 01635.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением к военному комиссару "адрес" о направлении ходатайства председателю Комиссии об оформлении и выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий.
Решением комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений по выдаче удостоверений ветерана боевых действий от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче удостоверения отказано по причине не соответствия документов требованиям абз. 3 п. 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации (приложение к приказу МО Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. N), период участия войсковой части 01635 в КТО, указанный в выписках из приказов N, N, N, N, N от 2006 г. не включен в Перечень воинских частей, подразделений и групп Вооруженных Сил Российской Федерации, входящих в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
При принятии решения о несоответствии представленных документов абз. 3 п. 8 Перечня, ответчиком должен был быть установлен и подтвержден факт недействительности приказов, издание и утверждение приказов неуполномоченными на то лицами, либо их отмены в установленном порядке, что не было сделано.
Решение Комиссии о не включении в Перечень войсковой части 01635 в период, указанный в выписках из приказов, не соответствует п. 14 Положения, так как войсковая часть 01635 являлась структурным подразделением войсковой части 11659, личный состав которой с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время включен в данный Перечень и в указанный период привлекался для выполнения задач при вооруженных конфликтах.
ДД.ММ.ГГГГ истцом получен окончательный ответ об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
На обращения истца в Министерство обороны Российской Федерации и военную прокуратуру, ему дан ответ, что проводится работа по включению воинской части в перечень воинских частей, в период с июня по октябрь 2006 года, и после ее включения он будет вправе получить удостоверение.
Истец считает, что Комиссией созданы препятствия для реализации гарантированного ему Конституцией Российской Федерации социального статуса, поскольку он принимал участие в боевых действиях на законных основаниях, что подтверждается документально.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать за ним право на получение удостоверения ветерана боевых действий, в связи с личным участием в боевых действиях по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий незаконным, обязать ответчика выдать удостоверение ветерана боевых действий.
Решением Гулькевичского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Гулькевичского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято по делу новое решение, исковые требования ФИО1 удовлетворены. За ФИО1 признано право на получение удостоверения "Ветеран боевых действий" в связи с личным участием в боевых действиях по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, решение Комиссии Южного военного округа Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений по выдаче удостоверений ветерана боевых действий от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче ФИО1, Ф-134357 удостоверения "Ветеран боевых действий" признано незаконным, на Комиссию Южного военного округа Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений по выдаче удостоверений ветерана боевых действий возложена обязанность выдать рядовому ФИО1, Ф-134357 удостоверение "Ветеран боевых действий".
В кассационной жалобе представитель Комиссии просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставить в силе решение Гулькевичского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ. В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принимал фактическое участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, что подтверждается копией военного билета, копией листов послужного списка, выписками из приказов командира войсковой части 01635.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением к военному комиссару "адрес" о направлении председателю Комиссии ходатайства об оформлении и выдаче истцу удостоверения ветеран боевых действий.
Решением комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений по выдаче удостоверений ветерана боевых действий от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче удостоверения истцу отказано с направлением документов на дооформление. Основанием для отказа послужило отсутствие возможности подтверждения приказов о направлении истца для выполнения задач в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. Военному комиссару было предписано направить запросы для подтверждения вышеуказанных приказов. После получения ответов повторно направить на рассмотрение документы с приложением запросов.
Данное решение истец не обжаловал.
Из приложенных копий запросов, а также копий приказов командира в/ч 01635 по запросу военного комиссара Гулькевичского и "адрес"ов "адрес" края получены утвержденные выписки из приказа о направлении истца в зону проведения контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона.
ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился к военному комиссару "адрес" с заявлением о направлении в Комиссию ходатайства об оформлении и выдаче удостоверения ветеран боевых действий.
Комиссией в выдаче удостоверения отказано в связи с тем, что период участия войсковой части 01635 в КТО указанный в выписках из приказов N, N, N, N, N от 2006 г, не включен в перечень воинских частей, подразделений и групп Вооруженных Сил Российской Федерации, входящих в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Как следует из представленных копий писем штаба Южного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ N личный состав войсковой части 01635 в Перечне воинских частей, подразделений и групп Вооруженных Сил Российской Федерации, входящих в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации за период с 19 июня по ДД.ММ.ГГГГ не значится, должностными лицами организационно-мобилизационного управления штаба ЮВО направлены соответствующие предложения в Генеральный штаб ВС Российской Федерации для включения личного состава войсковой части 01635 в вышеуказанный перечень за период с 19 июня по ДД.ММ.ГГГГ.
Также данный факт подтверждается письмом старшего помощника военного прокурора Южного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ Nж, в котором истцу, в том числе, было разъяснено, что он вправе вновь обратиться с заявлением после включения в соответствующий перечень личного состава войсковой части 01635 в указанный период.
Из позиции представителя ответчика и третьего лица при разрешении дела по существу следует, что в ответе должностные лица организационно - мобилизационного управления штаба Южного военного округа ссылаются на невозможность подготовки и направления несекретной выписки из приказа о включении в Перечень личного состава войсковой части 01635, ввиду присвоенного приказу грифа секретности, между тем подтвердили включение в настоящее время вышеуказанной воинской части в данный Перечень.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
При этом законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд требований, при соблюдении которых гражданин может приобрести статус ветерана боевых действий.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах").
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в подпункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" и в раздел III приложения к этому Федеральному закону было внесено вступившее в силу с ДД.ММ.ГГГГ изменение, согласно которому боевыми действиями на территории Российской Федерации признается выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г.
Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий установлены в ст. 16 Федерального закона, реализация которых осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до ДД.ММ.ГГГГ либо Правительством Российской Федерации (ст. 28 Федерального закона "О ветеранах").
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Министерством обороны Российской Федерации выдача удостоверений осуществляется в соответствии с Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 595 (далее - Порядок).
В пункте 7 названного Порядка определено, что выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 595, вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3x4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно: для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия заявителя в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со ДД.ММ.ГГГГ - руководителем контртеррористической операции, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что отказы ответчика в выдаче истцу удостоверения ветерана боевых действий основаны на законе, что ответчиком приняты исчерпывающие меры по устранению препятствий для реализации права истца и после устранения имеющихся препятствий, истец в установленном порядке с заявлением не обращался, в связи с чем суд пришел к выводу, что ответчиком права истца не нарушены.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО1, суд апелляционной инстанции исходил из того, что совокупность представленных доказательств подтверждает факт участия истца в спорный период в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции, а также учитывал, что ответчик в ходе рассмотрения спора по существу, статус истца не оспаривал.
Судебная коллегия указала, что истцом в обоснование требований об участии в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона представлены: приказ командира в/ч 01635 N, 15, 20, 32, 42 о зачете выслуги лет (трудового стажа) в льготном исчислении военнослужащим, принимавшим фактическое участие в проведении контртеррористических операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, выписки из приказа командира оперативной группы и командира в/ч N: N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, из которых усматривается, что гвардии рядовой контрактной службы ФИО1 в спорные периоды направлялся на боевые задания для участия в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Данные приказы, согласно ответу начальника управления штаба ЮВО от ДД.ММ.ГГГГ N изданы в установленном порядке и находятся на хранении в войсковой части 11659, сведений об их отмене или признании недействительными не имеется, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Далее судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда отметила, что несвоевременное включение организационно - мобилизационным управлением штаба Южного военного округа личного состава войсковой части 01635 в Перечень и длительность непринятия решения по данному вопросу, не может нарушать права истца, вытекающие из положений Федерального закона "О ветеранах", в силу его прямого указания на получение удостоверения лицом, принимавшим непосредственное участие в боевых действиях и последующих социальных выплат, обратное означало бы нарушение норм и принципов, закрепленных в ст. ст. 7, 39 Конституции Российской Федерации, а следовательно и принципа главенства Конституции Российской Федерации над другими нормативными правовыми актами, а также прав ФИО1 Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств право истца на получение удостоверения "Ветеран боевых действий" может быть реализовано только в судебном порядке.
Учитывая, что право истца на получение удостоверения "Ветеран боевых действий" на момент подачи заявления в Комиссию установлено в ходе судебного разбирательства, суд указал, что оснований для принятия ответчиком оспариваемого решения не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции с выводами суда апелляционной инстанции соглашается, так как они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что на момент принятия Комиссией оспариваемого решения, правовые основания для принятия решения о выдаче удостоверения отсутствовали, не могут быть приняты во внимание, поскольку не влияют на правильность выводов суда апелляционной инстанции, установившего факт нарушения прав истца данным решением.
Доводы жалобы о том, что суд, удовлетворяя требования о возложении на ответчика обязанности выдать удостоверение, вышел за пределы своих полномочий, подлежат отклонению, поскольку в данном случае истец неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о выдаче удостоверения, в чем ему было необоснованно отказано.
В целом, доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судом апелляционной инстанций обстоятельств по настоящему делу, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами суда апелляционной инстанции связано с неверным толкованием норм материального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Таким образом, обжалуемый судебный акт является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу представителя комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий - ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.