Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Мотиной И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степаненко И.И. к администрации муниципального образования Павловского района Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по установлению пенсии за выслугу лет в части отказа включения в стаж периодов муниципальной службы, возложении обязанности назначить и перерасчитать пенсию за выслугу лет
по кассационной жалобе Степаненко И.И. на решение Павловского районного суда Краснодарского края от 23 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав истца Степаненко И.И. и его представителя Парусову И.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Степаненко И.И. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Павловского района Краснодарского края, в котором, с учетом уточнений просил:
- признать незаконным решение комиссии муниципального образования Павловский район по установлению пенсий за выслугу лет от 01 сентября 2020 года (протокол N) в части отказа включения в стаж муниципальной службы Степаненко И.И. периодов службы: с 29 августа 1995 года по 18 июня 1996 года - в должности главного специалиста по ГО, моб. работе и ЧС, в качестве помощника главы администрации по военно-мобилизационной подготовке Павловского района Краснодарского края, с 19 июня 1996 года по 31 декабря 2002 года - в должности главного инженера в управлении сельского хозяйства и продовольствия администрации Павловского района, с 01 января 2003 года по 31 июля 2003 года - в должности начальника отдела механизации в управлении сельского хозяйства администрации Павловского района, с 30 июня 2007 года по 31 августа 2007 года - в должности руководителя отдела сельского хозяйства администрации муниципального образования Павловский район; - включить в стаж муниципальной службы Степаненко И.И. периоды службы с 29 августа 1995 года по 18 июня 1996 года, с 19 июня 1996 года по 31 декабря 2002 года, с 01января 2003 года по 31 июля 2003 года; с 30 июня 2007 года по 31 августа 2007 года с указанием срока муниципального стажа - 8 лет 1 месяц 6 дней; - признать общий стаж муниципальной службы истца 19 лет 8 месяцев 25 дней; - возложить на администрацию муниципального образования Павловского района Краснодарского края обязанность назначить Степаненко М.М. пенсию за выслугу лет и произвести расчёт и выплату, начиная с 07 августа 2020 года, то есть с даты подачи истцом заявления в комиссию муниципального образования Павловский район по установлению пенсии за выслугу лет.
Решением Павловского районного суда Краснодарского края от 15 июля 2021 года исковые требования Степаненко И.И. удовлетворены частично. В стаж муниципальной службы Степаненко И.И. включен период службы с 30 июня 2007 года по 31 августа 2007 года (2 месяца 2 дня), в должности руководителя отдела сельского хозяйства администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края. В удовлетворении остальной части требований Степаненко И.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06 апреля 2022 года решение Павловского районного суда Краснодарского края от 15 июля 2021 года оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06 октября 2022 года решение Павловского районного суда Краснодарского края от 15 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским телам Краснодарского краевого суда от 06 апреля 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
23 ноября 2022 года в ходе судебного заседания Степаненко И.И. уточнил исковые требования, дополнив требованием о включении в стаж муниципальной службы периода с 01 января 2006 года по 01 октября 2007 года работы в должности руководителя отдела сельского хозяйства, а затем в должности начальника отдела сельского хозяйства администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края.
Решением Павловского районного суда Краснодарского края от 23 ноября 2022 года исковые требования Степаненко И.И. удовлетворены частично. Суд включил в стаж муниципальной службы Степаненко И.И. периоды службы с 01 января 2006 года по 31 августа 2007 года в должности руководителя отдела сельского хозяйства администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края, с 01 сентября 2007 года по 01 октября 2007 года в должности начальника отдела сельского хозяйства администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края.
В удовлетворении остальной части исковых требований Степаненко И.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 февраля 2022 года решение Павловского районного суда Краснодарского края от 23 ноября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Степаненко И.И. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части отказа в удовлетворений требований о включении в стаж муниципальной службы периодов с 29 августа 1995 года по 18 июня 1996 года в должности главного специалиста по ГО, моб. работе и ЧС в Управление сельского хозяйства администрации Павловского района; с 19 июня 1996 года по 31 декабря 2002 года в должности главного инженера в Управлении сельского хозяйства администрации Павловского район; с 01 января 2003 года по 31 июля 2003 года в должности начальника отдела механизации Управления сельского хозяйства администрации Павловского района и назначении и перерасчете пенсии за выслугу лет, в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, постановив по делу новое решение об удовлетворении требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы Степаненко И.И. указывает, что оспариваемые акты противоречат материалам гражданского дела, суды не дали должной оценки представленным истцом доказательствам, характеризующим точность, правильность отражения обстоятельств, вошедших в предмет доказывания истцом, и содержащих правдивую информацию о действительности подтверждающей спорные периоды работы истца на муниципальной службе. Ссылаясь на положения Федерального закона от 6 октября 2003 год N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указывает, что наделение правами юридического лица не изменяет статус местной администрации как органа местного самоуправления, а ее структурных подразделений - как органов местной администрации, следовательно, сотрудники данных структурных подразделений обеспечивают исполнение полномочий органа местного самоуправления, поэтому они являются муниципальными служащими, при этом не влияет на статус указанных лиц и то, в какой организационно правовой форме орган местного самоуправления действует как юридическое лицо.
В судебном заседании Степаненко И.И. и его представитель Парусова И.В. кассационную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание явку представителя не обеспечил, причин неявки суду не сообщил.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Степаненко И.И. замещал муниципальные должности и должности муниципальной службы в администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края.
07 августа 2020 года Степаненко И.И. обратился в администрацию муниципального образования Павловский район с заявлением об осуществлении ежемесячных выплат пенсионного обеспечения за замещение муниципальной должности муниципальной службы за период с 1987 года по 2007 год.
01 октября 2007 года Степаненко И.И. уволен с главной должности муниципальной службы в связи с сокращением штата работников по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
01 сентября 2020 года комиссией по установлению пенсий за выслугу лет принято решение об отказе в назначении пенсионного обеспечения по заявлению Степаненко И.И. мотивированное тем, что наименование занимаемых истцом должностей муниципальной службы, на которые он назначался распоряжением главы муниципального образования или приказом начальника управления сельского хозяйства администрации Павловского района, а фактически представителя главы Павловского района, так как управление сельского хозяйства всегда входило в состав администрации Павловского района, запись о которых имеется в трудовой книге не соответствует реестру выборных муниципальных должностей и должностей муниципальной службы.
Согласно решению комиссии от 01 сентября 2020 года стажем муниципальной Степаненко И.И. службы признаны следующие периоды:
- с 19 мая 1978 года по 28 мая 1980 год - служба в рядах Советской Армии;
- с 01 апреля 1987 года по 01 апреля 1988 года - в должности инженера Павловского районного агропромышленного объединения исполкома Павловского районного Совета народных депутатов Краснодарского края:
- с 02 марта 1993 года по 31 июля 1994 года - в должности ведущего специалиста по ГО, мобработе и спецработе управления хозяйства Павловского района Краснодарского края;
- с 01 августа 1994 года по 28 августа 1995 года - в должности главного специалиста по ГО, мобработе и чрезвычайным ситуациям - помощник главы администрации по военно-мобилизационной подготовке Павловского района Краснодарского края;
- с 01 августа 2003 года по 14 мая 2005 года - в должности руководителя отдела механизации управления сельского хозяйства администрации Павловского района Краснодарского края;
- с 15 апреля 2005 года по 25 мая 2005 года - в должности заместителя главы - муниципального образования Павловский район, руководитель управления сельского хозяйства администрации Павловского района;
- с 26 мая 2005 года по 31 декабря 2005 года - в должности заместителя муниципального образования Павловский район, руководитель управления сельского хозяйства администрации МО Павловский район;
- с 01 января 2006 года по 29 июня 2007 года - в должности руководителя управления сельского хозяйства администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края;
- с 01 сентября 2007 года по 01 октября 2007 года - в должности начальники отдела сельского хозяйства администрации муниципального образования Павловский ранен Краснодарского края.
Общая сумма засчитанных администрацией муниципального образования Павловский район в стаж муниципальной службы периодов составила 11 лет 7 месяцев 19 дней.
В стаж муниципальной службы Степаненко И.И, согласно решению комиссии от 01 сентября 2020 года, не включены следующие периоды:
- с 29 августа 1995 года по 18 июня 1996 года - в должности главного специалиста по ГО, мобработе и ЧС, в качестве помощника главы администрации по военно-мобилизационной подготовке Павловского района Краснодарского края;
- с 19 июня 1996 года по 31 декабря 2002 года - в должности главного инженера в управлении сельского хозяйства и продовольствия администрации Павловского района;
- с 01 января 2003 года по 31 июля 2003 года - в должности начальника отдела механизации в управлении сельского хозяйства администрации Павловского района;
- с 30 июня 2007 года по 31 августа 2007 года - в должности руководителя отдела сельского хозяйства администрации муниципального образования Павловский район.
Общая сумма не включенных администрацией муниципального образования Павловский район в стаж муниципальной службы периодов составила 8 лет 1 месяц 6 дней, с чем Степаненко И.И. не согласился и обратился в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09 февраля 2022 года назначено проведение судебной экспертизы условий труда Степаненко И.И. в оспариваемые им периоды времени, производство которой было поручено отделу государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социального развития Краснодарского края.
В соответствии с ответом заместителя Министра труда и социального развития Краснодарского края Новиковой Е.П. от 04 марта 2022 года назначение страховой пенсии за выслугу лет, предусмотренное федеральным и краевым законодательством, регулирующим отношения, связанные с поступлением, прохождением и пенсионным обеспечением граждан, замещавших должности муниципальной службы, не является компетенцией за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, и не зависит от факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, следовательно, не является объектом экспертизы.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 32 "О государственных должностях Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 33 "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих", установив, что период работы Степаненко И.И. с 01 января 2006 года по 31 августа 2007 года в должности руководителя отдела сельского хозяйства администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края, с 01 сентября 2007 года по 01 октября 2007 года в должности начальника отдела сельского хозяйства администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края неправомерно исключен из стажа муниципальной службы, так как запись (правильно следовало записать не "руководитель отдела", а "начальник отдела") пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований Степаненко И.И.
При этом, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения иска в части иных периодов, поскольку должности занимаемые Степаненко И.И, отсутствуют в перечне должностей, предусмотренных муниципальным законодательством.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ), структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 42 Федерального закона N131-ФЗ правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Из содержания указанной нормы следует, что законодатель рассматривает муниципальную службу как профессиональную деятельность лишь на некоторых должностях в органах местного самоуправления. Муниципальным служащим является лицо, замещающее должность в органе местного самоуправления, участвующее на профессиональной основе в реализации функции местного самоуправления путем прямого или опосредованного исполнения полномочий органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", критерием, позволяющим относить тех или иных лиц к муниципальным служащим, является замещение должности муниципальной службы.
Статьей 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определено понятие должности муниципальной службы. В силу положений названной нормы, должность муниципальной службы - это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (пункты 2, 3 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В силу статьи 7 Федерального закона от 2 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
Частью 2 статьи 7 Федерального закона от 2 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что в реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
Согласно статье 10 названного Федерального закона от 2 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 2 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности муниципальной службы;
2) главные должности муниципальной службы;
3) ведущие должности муниципальной службы;
4) старшие должности муниципальной службы;
5) младшие должности муниципальной службы.
Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 2 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Статьей 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту "к" пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N1141, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются должности руководителей, специалистов и служащих, замещаемые на постоянной основе в органах местного самоуправления с 1 января 1992 г. до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N32, Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N33, перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации.
Аналогичные нормы были закреплены в подпункте "з" пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N1413, подпункте "к" пункта 15 Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N1532.
Кроме того, согласно пункту 20 Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N1141, пункту 15 Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N1413, отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Впервые Реестр должностей муниципальной службы в Краснодарском крае введен Законом Краснодарского края N 72-КЗ от 24 марта 1997 года "О реестре выборных муниципальных должностей и должностей муниципальной службы органов местного самоуправления в Краснодарском края", принятым Законодательным собранием Краснодарского края (в редакции Закон Законодательное Собрание Краснодарский край от 07 августа 2001 года N398-KЗ и от 24 сентября 2002 года N 519-КЗ), в статье 1\1 которого имеется ссылка на высшие должности муниципальной службы, к которым в том числе относятся заместитель главы администрации района, города, внутригородского округа.
Статья 2 вышеназванного закона к главным муниципальным должностям относит, в том числе руководителей департамента, управления, комитета, самостоятельного отдела администрации района, города, внутригородского округа, города районного значения.
Статьей 3 (в редакции Закона Законодательного Собрания Краснодарского края от 07 августа 2001 года N 398-КЗ) предусмотрено, что к ведущим должностям муниципальной службы относятся в том числе: "советник, консультант, помощник, главы муниципального образования (администрации) района, города, внутригородского района (округа)... ", "главный специалист департамента, управления, комитета, отдела администрации района..".
В соответствии со статьей 2 Закона Краснодарского края от 27 сентября 2007 года N1324 "О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Краснодарском крае" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются (засчитываются) периоды замещения: должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Статья 3 Закона Краснодарского края от 27 сентября 2007 года N1324 "О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Краснодарском крае" содержит реестр должностей муниципальной службы, пунктом 2, данной статьи регламентировано, что для непосредственного обеспечения полномочий главы муниципального образования, председателя представительного органа городского округа муниципального района, устанавливаются ведущие должности муниципальной службы: "советник" и "помощник"
Согласно пункту 3 к высшим должностям муниципальной службы отнесены, в том числе начальники отделов, главные специалисты.
В оспариваемые Степаненко И.И. периоды до 2007 года, действовал Закон Краснодарского края N 72-КЗ от 24 марта 1997 года "О реестре выборных муниципальных должностей и должностей муниципальной службы органов местного самоуправления в Краснодарском края, принятым Законодательным собранием Краснодарского края (в редакции Закон Законодательное Собрание Краснодарский край от 07 августа 2001 года N398-K3 и от 24 сентября 2002 года N 519-КЗ), который утратил силу в соответствии с принятием Закона Краснодарского края от 27 сентября 2007 года N1324 "О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Краснодарском крае".
Судом установлено, что в период с 29 августа 1995 г. по 18 июня 1996 г. на основании приказа N-к от 01 августа 1994 года Степаненко И.И. переведен на должность главного специалиста по ГО, моб. работе и ЧС в Управление сельского хозяйства администрации Павловского района на основании Решения Павловского районного Совета народных депутатов Краснодарского края IX сессии XXI созыва от 8 апреля 1992 года, и на должность помощника главы администрации по военно-мобилизационной подготовке Павловского района Краснодарского края.
В период с 19 июня 1996 года по 31 декабря 2002 года на основании приказа N-к от 19 июня 1996 года Степаненко И.И. переведен на должность главного инженера. Распоряжением главы Павловского района N416-р от 08 октября 1997 года Степаненко И.И. присвоен квалификационный разряд - советник Павловского района 3 класса, осуществляющего муниципальную службу со 02 марта 1993 г, что следует из Приложения к Распоряжению главы Павловского района N-р от 08 октября 1997 года и трудовой книжки истца.
На основании распоряжения главы Павловского района N-р от 08 октября 1997 года Степаненко И.И. присвоен квалификационный разряд - советник Павловского района 3 класса осуществляющего муниципальную службу со 02 марта 1993 года, что указано в приложении к распоряжению главы Павловского района N-р от 08 октября 1997 года.
В период с 19 июня 1996 года по 31 декабря 2002 года согласно штатному расписанию управления сельского хозяйства Павловского района на 1992 год к Постановлению главы администрации Павловского района от 21 февраля 1992 года N 158-а в разделе-N 1 "Штат работников относящихся к аппарату управления" - указана должность главного инженера, в которой заявитель Степаненко И.И. осуществлял муниципальную службу.
В период с 01 января 2003 года по 31 июля 2003 года постановлением Главы Павловского района Краснодарского края от 31 декабря 2002 года N1001 "О штатном расписании администрации Павловского района на 2003 год" Степаненко И.И. назначен начальником отдела механизации, а уже постановлением Главы Павловского района Краснодарского края от 25 июля 2003 года N 734 "О внесении изменений в Постановление Главы Павловского района Краснодарского края от 31 декабря 2002 года N 1001 "О штатном расписании администрации Павловского района на 2003 год" должность переименована в руководителя отдела механизации, в связи с принятием Закона "О реестре выборных муниципальных должностей и должностей муниципальной службы органов местного самоуправления в Краснодарском края" от 24 сентября 2002 года N 519-КЗ.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами нижестоящих судов, что с периоды истца с 29 августа 1995 года по 18 июня 1996 года в должности главного специалиста по ГО, моб. работе и ЧС в Управление сельского хозяйства администрации Павловского района; с 19 июня 1996 года по 31 декабря 2002 года в должности главного инженера в Управлении сельского хозяйства администрации Павловского район; с 01 января 2003 года по 31 июля 2003 года в должности начальника отдела механизации Управления сельского хозяйства администрации Павловского района не подлежат включению в стаж муниципальной службы, поскольку указанные должности отсутствуют в перечне должностей, предусмотренных муниципальным законодательством.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, с соблюдением положений процессуального закона.
При этом доводы кассационной жалобы истца повторяют его правовую позицию в нижестоящих судах, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций мотивированы, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных актах отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают вывода судов первой и апелляционной инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
При таких обстоятельствах решение Павловского районного суда Краснодарского края от 23 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 февраля 2023 года являются законными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для их отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Павловского районного суда Краснодарского края от 23 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Степаненко И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.