Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера ГУФССП России по Иркутской области ФИО9 на вступившие в законную силу решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 21 февраля 2023 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 3 мая 2023 г., вынесенные в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области ФИО10 от 12 декабря 2022 г. N 1544/22/38052-АП министерство имущественных отношений Иркутской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 21 февраля 2023 г, оставленным без изменения решением судьи Иркутского областного суда от 3 мая 2023 г, постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в деянии министерства имущественных отношений Иркутской области состава правонарушения.
В жалобе заместитель начальника отделения - заместитель старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера ГУФССП России по Иркутской области ФИО11 просит указанные выше судебные акты отменить, считая их незаконными.
Министерство имущественных отношений Иркутской области, уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, в установленный срок возражения не представило.
Изучение материалов данного дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливается новый срок для исполнения.
Согласно протоколу об административном правонарушении, министерство имущественных отношений Иркутской области, являясь должником по исполнительному производству (исполнительный лист ФС N N), после вынесения постановления о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, от 5 августа 2022 г, во вновь установленный 10 августа 2022 г. судебным приставом-исполнителем новый срок - до 13 сентября 2022 г, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера, а именно: не предоставило ФИО13 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям г "адрес", общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м. (+/- "данные изъяты") кв.м.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области постановления о привлечении министерства имущественных отношений Иркутской области к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст 17.15 КоАП РФ.
При пересмотре постановления по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в деянии министерства имущественных отношений Иркутской области состава вмененного ему правонарушения, в связи с чем отменил постановление и прекратил производство по делу.
Судья Иркутского областного суда с выводами судьи районного суда согласился.
Выводы судебных инстанций об отсутствии в деянии министерства имущественных отношений Иркутской области состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, являются правильными, поскольку сделаны с учетом норм КоАП РФ, законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям и подтверждены совокупностью представленных в материалы данного дела доказательств.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2023 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда" ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, прежде всего в единстве с положениями ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 6 и ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве", она предполагает, что судебный пристав-исполнитель вправе после вынесения постановления о привлечении должника к административной ответственности на основании ч. 1 либо ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ установить новый срок исполнения должником содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, не дожидаясь вступления в законную силу названного постановления, неисполнение которого в этот срок дает основание - при условии вступления в законную силу указанного постановления о привлечении к административной ответственности на момент возбуждения нового дела об административном правонарушении - для нового применения административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к правильному выводу об отсутствии в деянии министерства имущественных отношений Иркутской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ предусмотрена возможность отмены постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвращении дела на новое рассмотрение только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В рассматриваемом случае обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отмены вступивших в законную силу судебных решений в соответствии с положениями ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, не установлено и в жалобе не приведено.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, повлиявших на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело, судебными инстанциями допущено не было.
Жалобы на постановление рассмотрены судами в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 30.6, 30.9 КоАП РФ соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Более того, в силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение данного лица.
Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Принимая во внимание положения ст. 30.17 КоАП РФ и учитывая, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения министерства имущественных отношений Иркутской области к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, а производство по делу в отношении последнего было прекращено, то возможность правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения, возобновления производства по делу, утрачена.
При таких обстоятельствах обжалуемые решения отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ, постановил:
решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 21 февраля 2023 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 3 мая 2023 г, вынесенные в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера ГУФССП России по Иркутской области ФИО12 - без удовлетворения.
Судья А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.