Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Вахрамеева Г.А, судей Пелёвина С.А, Кайгородова А.А, при секретаре Чудиной Л.А, с участием прокурора Ковязиной Ю.Н, осужденного Абдуллаева А.И.у, адвоката Матвиенко Н.В, переводчика ФИО6, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденного Абдуллаева Алишера Ибрагима угли на приговор Ленинского районного суда г. Новосибирска от 19 апреля 2022 года, которым
Абдуллаев Алишер Ибрагим угли, "данные изъяты", не судимый, осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ (в отношении потерпевшей ФИО7) к 13 годам лишения свободы; ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 2 ст. 105 УК РФ (в отношении потерпевшей ФИО8) к 12 годам лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно назначено наказание в виде 17 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу.
На основании п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ зачтено в срок лишения свободы время заключения под стражей с 21 мая 2021 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Гражданские иски потерпевших по делу: ФИО9, ФИО8 о взыскании с Абдуллаева А.И.у. морального вреда, причиненного преступлением, удовлетворены полностью. Постановлено взыскать с Абдуллаева А.И.у. в счет возмещения морального вреда, причиненного преступлением, в пользу ФИО9 - 1 500 000 рублей, в пользу ФИО8 - 1 000 000 рублей.
В приговоре решены вопросы о мере пресечения и судьбе вещественных доказательств.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Новосибирского областного суда от 11 ноября 2022 года приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Вахрамеева Г.А, выступления осужденного Абдуллаева А.И.у. и адвоката Матвиенко Н.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Ковязиной Ю.Н, полагавшей необходимым судебные решения оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Абдуллаев А.И.у. осужден за убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку; за покушение на убийство двух лиц, то есть умышленные действия, непосредственно направленные на совершение умышленного причинения смерти двум лицам, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.
Преступления совершены при изложенных в приговоре обстоятельствах.
В кассационной жалобе осужденный Абдуллаев А.И.у. выражает несогласие с вынесенными судебными решениями ввиду чрезмерной суровости назначенного наказания. Обращает внимание, что ранее он не судим, по месту жительства и работы характеризуется положительно. При этом указывает, что судом необоснованно не учтено в качестве смягчающего наказание обстоятельства аморальное поведение потерпевших, находившихся в состоянии алкогольного опьянения.
Отмечает, что задержан и взят под стражу он 18 апреля 2021 года в "данные изъяты", то есть на 1 месяц и 3 дня раньше, чем указано в приговоре.
Считает, что совершение им преступления имело место под влиянием неблагоприятных обстоятельств, провокационного поведения потерпевших, в связи с чем он неверно сориентировался в сложившейся ситуации.
На основании изложенного просит судебные решения изменить, смягчить назначенное наказание, зачесть в срок лишения свободы время с момента фактического задержания в "данные изъяты", снизить суммы гражданских исков, квалифицировать его действия единым преступлением.
В возражении государственный обвинитель Федосеева Е.В. просит судебные решения оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав участников процесса, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Однако, таких нарушений закона по делу судом не допущено.
Выводы суда о виновности Абдуллаева А.И.у. в совершении инкриминируемых ему деяний основаны на анализе и оценке показаний потерпевших ФИО9, ФИО8 свидетелей ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24; заключений судебно-медицинских экспертиз; протоколов следственных действий, а также иных исследованных и приведенных в приговоре доказательств.
Тщательно исследовав обстоятельства дела, и, дав оценку всем доказательствам по делу в соответствии со ст. 87, 88 УПК РФ, суд пришел к правильному выводу о виновности Абдуллаева А.И.у. в совершении убийства ФИО7, а также в совершении покушения на убийство двух лиц.
Факт наличия у Абдуллаева А.И.у. прямого умысла именно на причинение смерти потерпевшим следует из анализа объективной стороны преступлений. Нанесение множества ударов в область расположения жизненно важных органов обеим потерпевшим в короткий промежуток времени, характер телесных повреждений, в том числе приведших к смерти потерпевшей ФИО7, а также использование в качестве орудия ножа, однозначно, свидетельствуют о цели Абдуллаева А.И.у. на лишение жизни, как ФИО7, так и ФИО8 Вместе с тем Абдуллаев А.И.у. не довел свой преступный умысел до конца, поскольку потерпевшей ФИО8 была оказана своевременная медицинская помощь. Об установленном умысле свидетельствует и последующее поведение осужденного, который скрылся с места преступления, помощи потерпевшим не оказывал, сокрыл орудие преступления, выехал на территорию другого государства, "данные изъяты".
Установленные судом обстоятельства совершения преступлений свидетельствуют об отсутствии со стороны потерпевших какого-либо общественно опасного посягательства, сопряженного с насилием, опасным для жизни, либо непосредственной угрозой такого насилия, а также наличия влияния на осужденного неблагоприятных обстоятельств и провокационного поведения потерпевших, на что обращает внимание в кассационной жалобе осужденный.
Мотивом совершения преступлений, в соответствии с установленными судом обстоятельствами, явились возникшие личные неприязненные отношения.
Юридическая квалификация действий Абдуллаева А.И.у. по каждому преступлению является правильной.
В соответствии с установленными в судебном заседании фактическими обстоятельствами дела, действиям осужденного дана правильная юридическая оценка, оснований для иной оценки, как об этом ставится вопрос в жалобе осужденного, не усматривается.
При назначении Абдуллаеву А.И.у. наказания суд в соответствии с требованиями ст. 6, 43, 60 УК РФ учел характер и степень общественной опасности совершенных им преступлений, данные о его личности, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия его жизни.
В качестве смягчающих наказание обстоятельств по двум преступлениям судом учтены: положительная характеристика, занятость трудом, "данные изъяты", раскаяние в содеянном, наличие на иждивении малолетнего ребенка, принесение извинений потерпевшим.
Иных обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 61 УК РФ, подлежащих безусловному учету при назначении наказания, не усматривается.
Установленные судом обстоятельства дела не свидетельствуют о том, что со стороны потерпевших имело место противоправное или аморальное поведение, которое послужило поводом для совершения Абдуллаевым А.И.у. преступления.
Решение об отсутствии оснований изменения категории преступления на менее тяжкую, и для применения положений ст. 64, ст. 73 УК РФ мотивировано в приговоре. Наказание за неоконченное преступление назначено в соответствии с положениями ч. 3 ст. 66 УК РФ.
Оснований для смягчения назначенного Абдуллаеву А.И.у наказания, в том числе по доводам жалобы осужденного, не имеется, поскольку все заслуживающие внимания обстоятельства, известные суду на момент постановления приговора, были учтены судом при разрешении вопросов о виде и размере наказания, которое является справедливым, соразмерным содеянному и отвечает целям наказания.
Доводы осужденного о неправильном зачете времени содержания под стражей с момента фактического его задержания на территории Республики Казахстан являются несостоятельными, поскольку согласно протоколу задержания подозреваемого от 21 мая 2023 года Абдуллаев А.И.у. задержан правоохранительными органами в "данные изъяты" в 15 часов 35 минут 21 мая 2021 года (т. 4 л.д. 84-85).
Вопреки доводам жалобы о чрезмерном размере компенсации морального вреда, взысканного с осужденного Абдуллаева А.И.у. в пользу потерпевших, решение суда в этой части в соответствии с гражданским законодательством отвечает требованиям разумности и справедливости и является мотивированным.
Оснований для изменения приговора в части размера взысканной компенсации морального вреда судебная коллегия не находит.
При рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона проверены доводы апелляционных жалоб осужденного и его адвоката. Апелляционное определение соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ, в нем приведены убедительные мотивы принятого судом решения об оставлении приговора без изменения. Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 401.14 - 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу осужденного Абдуллаева Алишера Ибрагима угли на приговор Ленинского районного суда г. Новосибирска от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Новосибирского областного суда от 11 ноября 2022 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Г.А. Вахрамеев
Судьи С.А. Пелёвин
А.А. Кайгородов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.