Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Евтифеевой О.Э, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу ГУ МВД России по Алтайскому краю, поданной через суд первой инстанции 14 июня 2023 года, на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 31 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 29 марта 2023 года по административному делу N 2а-5745/2022 по административному исковому заявлению Карпунина Александра Сергеевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Барнаулу, отделу по вопросам миграции отдела полиции по Центральному району Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Барнаулу о признании действий, бездействия незаконными, возложении обязанности, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, пояснения представителя ответчика Полухиной Е.П, просившей удовлетворить кассационную жалобу, возражения на кассационную жалобу истца Карпунина А.С, его представителя Двойниной В.О, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Карпунин А.С. (далее-истец) обратился в суд с административным иском к отделу по вопросам миграции отдела полиции по Центральному району Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Барнаулу (далее - отдел по вопросам миграции ОП по Центральному району УМВД России по г.Барнаулу), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Барнаулу (далее - УМВД России по г.Барнаулу), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ГУ МВД России по Алтайскому краю), с учетом уточнения требований просил признать незаконными действия ГУ МВД России по Алтайскому краю по оставлению без изменения заключения начальника ГУ МВД России по Алтайскому краю от 09 июля 2021 года N 181 проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации у Карпунина А.С. и обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации; бездействие отдела по вопросам миграции ОП по Центральному району УМВД России по г.Барнаулу по замене паспорта гражданина Российской Федерации по достижении возраста "данные изъяты" лет; признать незаконным заключение начальника ГУ МВД России по Алтайскому краю от 06 сентября 2022 года N 164 проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации у Карпунина А.С. и обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации; возложить обязанность на УМВД России по г.Барнаулу повторно рассмотреть заявление о замене паспорта от 04 марта 2021 года N 1090526752; взыскать с надлежащего ответчика компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 31 октября 2022 года (далее-решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 29 марта 2023 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) иск удовлетворен. Определением суда первой инстанции (том, 1, л.д, 107-108) принят отказ истца от иска о взыскании компенсации морального вреда, производство по спору в указанной части прекращено.
Кассатор просит судебные акты отменить, цитируя положения Конституции РФ, главу 6 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", которым регламентированы вопросы о гражданстве Российской Федерации.
Подробно описывая обстоятельства дела кассатор настаивает на том, что отсутствие учетных сведений в информационных системах в отношении Карпунина А.С. свидетельствует о том, что он в установленном порядке гражданство Российской Федерации не приобрел, правовые основания для признания Карпунина А.С. гражданином Российской Федерации по рождению с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16.05.1996 N 12-П по мнению кассатора также отсутствуют, Карпунину А.С. необходимо пройти процедуру приема в российское гражданство.
Кассатор указывает, что из проведенных дополнительных проверочных мероприятий и представленных материалов установлено, что заключение проверки ГУ от 14.07.2021 N 181 в отношении Карпунина А.С. вынесено правомерно в рамках действующего законодательства.
Кассаторы настаивают на том, что выдача истцу паспортов гражданина Российской Федерации, на основании которых он осуществлял реализацию своих прав и обязанностей, в том числе неоднократно въезжал на территорию Российской Федерации, зарегистрирован в Пенсионном фонде Российской Федерации, с 2010 имеет на территории Российской Федерации объекты недвижимости, а с 2019 года зарегистрирован по месту жительства в г. Барнауле Алтайского края не являются безусловным подтверждением наличия у Карпунина А.С. гражданства Российской Федерации.
В обоснование указанного вывода кассатор цитирует ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" согласно содержанию которой наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации. РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Кассатор полагает, что в настоящее время Карпунин А.С. имеет право обратиться с заявлением о приеме в гражданство в упрощенном порядке в соответствии Федеральным законом от 31.05.2002 N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
В судебном заседании представитель кассатора настаивал на удовлетворении кассационной жалобы, истец и его представитель просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы, по мотивам, изложенным в возражениях на кассационную жалобу.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами допущены.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 10 декабря 2021 года по делу N 2а-4776/2021 административные исковые требования Карпунина А.С. к отделу по вопросам миграции ОП по Центральному району УМВД России по г.Барнаулу, ГУ МВД России по Алтайскому краю, УМВД России по г.Барнаулу о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворены частично. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 25 мая 2022 года решение Центрального районного суда г.Барнаула от 10 декабря 2021 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы ГУ МВД России по Алтайскому краю, УМВД России по г.Барнаулу - без удовлетворения (том, 1, л.д, 67-88).
Вышеназванными судебными актами установлено, что Карпунин А.С. родился ДД.ММ.ГГГГ года в "данные изъяты" РСФСР, в 1990 году окончил "данные изъяты" школу "данные изъяты" г.Новосибирска, поступил в городское профессионально-техническое училище "данные изъяты" г.Новосибирска, в котором обучался до 01 августа 1991 года по специальности "данные изъяты".
В период с 11 января 1982 года по 11 июля 1991 года Карпунин А.С. проживал и был зарегистрирован по адресу: Новосибирская область, "адрес".
04 августа 1991 года Карпунин А.С. в возрасте 16 лет выехал вместе с родителями на постоянное место жительства в Федеративную Республику Германия, на момент выезда был документирован заграничным паспортом гражданина СССР, выданным 13 июля 1991 года.
31 октября 1994 года Карпунин А.С. приобрел немецкое гражданство путем натурализации.
С 21 апреля 2002 года Карпунин А.С. состоит на учете в Генеральном консульстве Российской Федерации в Гамбурге как гражданин Российской Федерации, документирован заграничным паспортом гражданина Российской Федерации серии "данные изъяты", выданным 07 декабря 2005 года Генеральным консульством Российской Федерации в Гамбурге, а в последующем заграничным паспортом гражданина Российской Федерации серии "данные изъяты", выданным 02 февраля 2012 года МИД России.
23 апреля 2018 года ГУ МВД России по Новосибирской области Карпунину А.С. выдан внутренний паспорт гражданина Российской Федерации серии "данные изъяты"
04 марта 2021 года по достижению возраста "данные изъяты" лет Карпунин А.С. обратился через портал "Госуслуги" в отдел по вопросам миграции ОП по Центральному району УМВД России по г.Барнаулу с заявлением (регистрационный N 1090526752) о замене паспорта гражданина Российской Федерации.
22 апреля 2021 года материал по заявлению Карпунина А.С. передан в УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю для проведения проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у Карпунина А.С. гражданства Российской Федерации на основании рапорта заместителя начальника ОВМ ОП по Центральному району УМВД России по г.Барнаулу от 21 апреля 2021 года.
09 июля 2021 года ГУ МВД России по Алтайскому краю утверждено заключение N 181, которым установлено отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о наличии у Карпунина А.С. гражданства Российской Федерации; паспорт гражданина Российской Федерации серии "данные изъяты", а также паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, серии "данные изъяты" признаны выданными в нарушение установленного порядка лицу, в отношении которого установлен факт отсутствия гражданства Российской Федерации; предписано принять меры к изъятию указанных паспортов. Копия заключения направлена в ОВМ ОП по Центральному району УМВД России по г.Барнаулу для ознакомления гражданина с принятым решением и изъятия паспортов.
Исходя из указанного заключения, Карпунин А.С. на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (06 февраля 1992 года) не проживал, иные доказательства его постоянного проживания в Российской Федерации не установлены, в связи с чем признание его гражданином Российской Федерации на основании части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" неправомерно. Отсутствуют основания и для признания его гражданином Российской Федерации по рождению в связи с наличием гражданства Федеративной Республики Германия. Согласно учетным данным Карпунин А.С. с заявлением о приобретении (выходе) гражданства Российской Федерации не обращался.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 10 декабря 2021 года по делу N 2а-4776/2021 признано незаконным заключение ГУ МВД России по Алтайскому краю от 09 июля 2021 года N 181 в отношении Карпунина А.С, а также незаконным бездействие УМВД России по г.Барнаулу по замене Карпунину А.С. паспорта гражданина Российской Федерации по достижении им возраста "данные изъяты" лет. На УМВД России по г.Барнаулу возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Карпунина А.С. о замене паспорта Российской Федерации от 04 марта 2021 года N 1090526752 (далее- ранее рассмотренный спор).
При повторном рассмотрении заявления Карпунина А.С. о замене паспорта на основании рапорта начальника ГУ МВД России по Алтайскому краю от 21 июня 2022 года назначена повторная проверка, в ходе которой установлено, что отец Карпунина А.С. - ФИО15 состоит на консульском учете в Генеральном консульстве Российской Федерации в Гамбурге с 16 января 1992 года, Карпунин А.С. состоит на консульском учете с 21 апреля 2002 года, с заявлением о снятии с консульского учета данные граждане не обращались.
По учетам электронной базы данных МИД России "Гражданство РКЗУ" ФИО16 восстановлен в гражданстве Российской Федерации на основании части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (заключение Генерального консульства Российской Федерации в Гамбурге от 15 октября 1996 года, рег. N 286011131).
Информация о консульском учете, документировании паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в отношении матери Карпунина А.С. - ФИО17 отсутствуют, по вопросу приема в российское гражданство последняя не обращалась.
Согласно ответу ГУВМ МВД России от 31 августа 2022 года основания для признания Карпунина А.С. гражданином Российской Федерации отсутствуют.
06 сентября 2022 года ГУ МВД России по Алтайскому краю утверждено заключение N 164, которым заключение ГУ МВД России по Алтайскому краю от 09 июля 2021 года N 181 оставлено без изменения.
Суд первой инстанции указал, что признавая заключение ГУ МВД России по Алтайскому краю от 09 июля 2021 года N 181 незаконным судебными инстанциями выражена правовая позиция по вопросу выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, согласно которой решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований. В случае, если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным. Отсутствие соответствующих документов в связи с истечением срока хранения, а также учетных сведений в информационных системах не может быть поставлено в вину административному истцу, а также безусловно свидетельствовать о нарушении установленного законом порядка приобретения гражданства Российской Федерации.
Суд первой инстанции посчитал, что при повторной проверке обоснованности выдачи Карпунину А.С. паспорта гражданина Российской Федерации указания судебных инстанций надлежащим образом исполнены не были, доказательства, свидетельствующие о том, что паспорт гражданина Российской Федерации Карпунину А.С. был выдан на основании подложных документов либо заведомо ложных сведений, не добыто.
Кроме того, суд первой инстанции посчитал, что административными ответчиками не опровергнута устойчивая правовая связь Карпунина А.С. с Российской Федерацией, а именно не установлено обстоятельств, которым можно противопоставить факт неоднократного в течение продолжительного периода времени (более 15 лет) подтверждения государственными органами принадлежности Карпунина А.С. к гражданству Российской Федерации, в том числе посредством выдачи паспортов гражданина Российской Федерации, регистрации в Пенсионном фонде Российской Федерации, регистрации права собственности на территории России на объекты недвижимости, а также регистрации по постоянному месту жительства в г.Барнауле.
Суд первой инстанции указал, что в ходе проведенной проверки поступили ответы из Генерального консульства Российской Федерации в Гамбурге, однако по мнению суда первой инстанции аналогичные сведения получены судом при рассмотрении дела об оспаривании заключения ГУ МВД России по Алтайскому краю от 09 июля 2021 года N 181, в судебном акте им дана оценка.
Суд первой инстанции посчитал, что ссылок на какие-либо новые обстоятельства, которые не были установлены судом в результате рассмотрения дела, заключение ГУ МВД России по Алтайскому краю от 06 сентября 2022 года N 164 не содержит.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое заключение ГУ МВД России по Алтайскому краю с очевидностью направлено на преодоление вступившего в законную силу решения суда от 10 декабря 2021 года, иную оценку представленных по делу N 2а-4776/2021 доказательств и выводов судов об обстоятельствах дела, в том числе на преодоление фактов, установленных вступившим в законную силу решением суда.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при проведении в отношении Карпунина А.С. повторной проверки административным ответчиком в нарушение требований пункта 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, не установлены бесспорные факты неправомерных и (или) виновных действий как административного истца, так и должностных лиц уполномоченных органов государственной власти при выдаче Карпунину А.С. как заграничных паспортов гражданина Российской Федерации, так и внутреннего паспорта гражданина Российской Федерации, что повлекло нарушение прав административного истца на гражданство Российской Федерации, заключение ГУ МВД России по Алтайскому краю от 06 сентября 2022 года N 164 является незаконным, в связи с чем соответствующее требование административного истца подлежит удовлетворению.
Требование о признании незаконными действия ГУ МВД России по Алтайскому краю по оставлению без изменения заключения начальника ГУ МВД России по Алтайскому краю от 09 июля 2021 года N 181 суд первой инстанции расценил как тождественное предыдущему, в связи с чем не подлежащими самостоятельному разрешению.
Учитывая, что невыдача Карпунину А.С. соответствующим подразделением УМВД России по г.Барнаулу в установленный срок паспорта гражданина Российской Федерации в связи с его заменой при достижении возраста "данные изъяты" лет обусловлена наличием заключения ГУ МВД России по Алтайскому краю от 06 сентября 2022 года N 164, признанного судом незаконным, требование административного истца о признании незаконным бездействия УМВД России по г.Барнаулу по замене Карпунину А.С. паспорта гражданина Российской Федерации по достижении им возраста "данные изъяты" лет как производное требование суд первой инстанции также посчитал подлежащим удовлетворению.
Суд первой инстанции указал, что поскольку замена паспорта гражданина Российской Федерации имеет заявительный характер, вопрос о замене паспорта гражданина Российской Федерации административному истцу рассматривался на основании поданного им заявления N 1090526752 в УМВД России по г.Барнаулу, которое является уполномоченным органом по рассмотрению указанного заявления в качестве способа восстановления прав административного истца суд посчитал необходимым возложить на УМВД России по г.Барнаулу обязанность повторно рассмотреть заявление Карпунина А.С. о замене паспорта в установленном законом порядке.
Апелляционная инстанция выводы суда первой инстанции поддержала.
Выводы судов являются ошибочными.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Вопросы приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", статьей 3 которого определено, что под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
В соответствии с частью 7 статьи 4 названного закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В статье 10 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент получения Капуниным А.С. паспорта гражданина СССР) предусмотрено, что документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.
В подразделе II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года N 386, регламентировано, что до введения удостоверения личности и паспорта гражданина Российской Федерации документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются в том числе паспорт гражданина СССР с указанием гражданства Российской Федерации или паспорт гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации; паспорт гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории России на 6 февраля 1992 года, свидетельство о рождении с выданным к нему вкладышем о принадлежности к гражданству Российской Федерации.
Названные вкладыши были введены в качестве временных документов на основании постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 года N 950 "О временных документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации".
Порядок выдачи документов, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации, устанавливался Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 5 мая 1993 года N 210 утверждена Инструкция о порядке оформления и выдачи гражданам паспортов и вкладышей, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации (далее также - Инструкция).
Пунктом 2.5 Инструкции предусматривалось, что гражданам бывшего СССР, не являющимся гражданами Российской Федерации, в необходимых случаях выдавались паспорта гражданина СССР без текста, свидетельствующего о принадлежности к гражданству Российской Федерации, или паспорта гражданина СССР без заполнения в них реквизитов, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации.
При этом на основании пунктов 3.1 и 3.3 Инструкции гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, указанные выше вкладыши выдавались по их месту жительства органами внутренних дел в случае представления паспорта гражданина СССР или свидетельства о рождении либо удостоверения личности (военный билет) военнослужащего, а также иные документы, определяющие принадлежность данного лица к гражданству Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28 июня 2012 года N 1254-О подчеркнул, что поименованный закон, действовавший с 6 февраля 1992 года по 1 июля 2002 года, был призван, прежде всего, урегулировать вопросы гражданства образовавшегося после распада СССР независимого государства Российской Федерации, закреплял среди оснований приобретения российского гражданства такое, как признание гражданства, и определял категории лиц, которые вправе приобрести гражданство по данному основанию.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П, а также в определениях от 21 апреля 2005 года N 118-О, от 24 мая 2005 года N 235-О, от 29 мая 2014 года N 1267-О, лица, которые приобрели по собственному свободному волеизъявлению гражданство иностранного государства, утрачивают право на приобретение гражданства Российской Федерации по основаниям, установленным названным выше законом, в частности в порядке признания (статья 13), и могут приобрести гражданство Российской Федерации в соответствии с действующим Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Как следует из материалов дела Карпунин А.С. выехал на постоянное место жительства в ФРГ в несовершеннолетием возрасте, отец ФИО18 встал на учет в консульском учреждении 16.01.1992, то есть до вступления в силу Закона от 28.11.1991 N1948-1, о чем свидетельствует отметка в паспорте гражданина СССР "данные изъяты", выданном 13.07.1991, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что он был поставлен на учет совместно с несовершеннолетним сыном Карпуниным А.С, из опросного листа Карпунина А.С. установлено, что российское гражданство он приобретал в Генеральном консульстве Российской Федерации в Гамбурге, там же 07.12.2005 документирован паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, из информационного ответа Генерального консульства Российской Федерации в Гамбурге от 07.04.2021 N 1283 установлено, что Карпунин А.С. по учетам АИС "Гражданство РКЗУ" с заявлением о приобретении (выходе) гражданства Российской Федерации в Генконсульство России в Гамбурге не обращался.
26.04.2021 в адрес Генерального консульства Российской Федерации в Гамбурге в отношении Карпунина А.С. направлен запрос о подтверждении обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации (исх. N 44/7566).
На основании запроса УВМ ГУ Генеральным консульством Российской Федерации в Гамбурге в отношении Карпунина А.С. направлен запрос в Архив внешней политики Российской Федерации в целях проверки возможного факта приобретения гражданства Российской Федерации (основание: информационный ответ Генерального консульства Российской Федерации в Гамбурге от 26.04.2021 N 1700).
Согласно полученному ответу Генерального консульства Российской Федерации в Гамбурге от 09.06.2021 N 2426 в материалах Архива внешней политики Российской Федерации за 2005 год сведения о приобретении Карпуниным А.С. гражданства Российской Федерации не обнаружены, в ежеквартальных учетных списках лиц за 2005 год указанный гражданин не значится.
По учетам АИС "Гражданство РКЗУ" Карпунин А.С. с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в Генеральное консульство Российской Федерации в Гамбурге не обращался.
Факт выдачи Карпунину А.С. паспорта серии "данные изъяты" подтверждается, однако подтвердить обоснованность выдачи паспорта серии "данные изъяты" не представляется возможным в связи с тем, что заявление на паспорт Карпунина А.С. в архиве Генконсульства не обнаружено.
29.04.2021 в адрес Архива внешней политики Российской Федерации в отношении Карпунина А.С. направлен запрос о подтверждении (опровержении) факта приобретения гражданства Российской Федерации (исх. N 44/7881).
Согласно ответу архива внешней политики Российской Федерации от 21.05.2021 N 5538 материалы по гражданству за 1990-е годы из Генконсульства России в Гамбурге на хранение не поступали. Среди материалов по гражданству за 2005 год, поступивших па хранение в АВП РФ из данного РЗУ, сведений о Карпунине А.С. не имеется.
Повторно в рамках рассмотрения дела, судом первой инстанции направлялся запрос в Генеральное консульство России в Гамбурге.
Из информационного ответа Генерального консульства Российской Федерации в Гамбурге от 10.11.2021 N 5419 следует, что Карпунин А.С. состоит на учете в Генконсульстве Российской Федерации и поставлен на учет 21.04.2002, подтвердить обоснованность выдачи загранпаспортов "данные изъяты" от 07.12.2005, "данные изъяты" от 02.02.2012 не представляется возможным в связи с мем, что заявление на паспорт "данные изъяты" уничтожено в связи с истечением срока хранения документов, а заявление на паспорт "данные изъяты" в архиве Генерального консульства не обнаружено, информацией относительно паспорта "данные изъяты" не располагают.
Заслуживают внимания доводы кассатора о том, что в соответствии с ранее действовавшим административным регламентом исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 19.03.2008 N 64 заявителю на стадии приема документов об оформлении российского гражданства выдается справка и после принятия данного решения направляется извещение.
В материале проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации копии данных документов отсутствуют, в рамках рассмотрения дела Карпунин А.С. данные документы также не представил, по вопросу приобретения (признания) гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке в УВМ ГУ Карпунин А.С. не обращался, по учетам МВД России и базе данных Консульского Департамента МИД России сведения о приобретении гражданства Российской Федерации Карпунина А.С. отсутствуют.
В связи с чем, материалы дела свидетельствуют о том, что истец в установленном порядке гражданство Российской Федерации не приобрел, наличие у Карпунина А.С. гражданства другого государства (немецкого гражданства) также является препятствием для признания его гражданином Российской Федерации на основании Закона о гражданстве 1991 года (статья 13) и как следствие позиция ответчика о том, что отсутствуют правовые основания для признания истца гражданином РФ является обоснованной, наличие иных фактов, а именно проживание на территории РФ, приобретение недвижимости, регистрация по месту жительства, ранее выданные паспорта правового значения не имеют, что подтверждается правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 05.07.2023 N 16-КАД23-4-К4.
Поскольку дополнительной проверкой, проведенной ответчиком обстоятельства принадлежности ответчика к гражданству РФ не установлены, основания для удовлетворения иска отсутствуют, истец может реализовать свои права посредством обращения с заявлением о приеме в гражданство в упрощенном порядке в соответствии Федеральным законом от 31.05.2002 N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Как указано выше решением Центрального районного суда г. Барнаула от 10 декабря 2021 года по делу N 2а-4776/2021 административные исковые требования Карпунина А.С. к отделу по вопросам миграции ОП по Центральному району УМВД России по г.Барнаулу, ГУ МВД России по Алтайскому краю, УМВД России по г.Барнаулу о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворены частично. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 25 мая 2022 года решение Центрального районного суда г.Барнаула от 10 декабря 2021 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы ГУ МВД России по Алтайскому краю, УМВД России по г.Барнаулу - без удовлетворения (далее-ранее рассмотренный спор).
Вывод судов со ссылкой на статью 64 КАС РФ о том, что оспариваемое заключение ГУ МВД России по Алтайскому краю очевидностью направлено на преодоление вступившего в законную силу решения суда от 10 декабря 2021 года, иную оценку представленных по делу N 2а-4776/2021 доказательств и выводов судов об обстоятельствах дела, в том числе на преодоление фактов, установленных вступившим в законную силу решением суда постановлен при неправильном применении норм процессуального права и не согласуется с фактическими обстоятельствами по спору.
Действительно по ранее рассмотренному спору решением суда, вступившим в законную силу суд обязал ответчика повторно рассмотреть заявление Карпунина А.С. о выдаче ему паспорта, в тоже время указанный судебный акт не возлагал на ответчика обязанность выдать паспорт Карпунину А.С. и как следствие ответчик не связан вопреки позиции судов правовыми выводами судов по ранее рассмотренному спору, поскольку возложение обязанности повторно рассмотреть обращение гражданина не свидетельствует о принуждении органа к принятию обязательно положительного решения в пользу гражданина.
Как установлено судами и следует из материалов дела в связи принятием судебных актов о признании незаконным бездействия УМВД России по г.Барнаулу по замене Карпунину А.С. паспорта гражданина Российской Федерации по достижении им возраста "данные изъяты" лет ответчиком назначена повторная проверка, в ходе которой установлено, что отец Карпунина А.С. - ФИО19 состоит на консульском учете в Генеральном консульстве Российской Федерации в Гамбурге с 16 января 1992 года, Карпунин А.С. состоит на консульском учете с 21 апреля 2002 года, с заявлением о снятии с консульского учета данные граждане не обращались.
По учетам электронной базы данных МИД России "Гражданство РКЗУ" отец истца ФИО20 восстановлен в гражданстве Российской Федерации на основании части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (заключение Генерального консульства Российской Федерации в Гамбурге от 15 октября 1996 года, рег. N 286011131).
Информация о консульском учете, документировании паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в отношении матери Карпунина А.С. - ФИО21 отсутствуют, по вопросу приема в российское гражданство последняя не обращалась.
Согласно ответу ГУВМ МВД России от 31 августа 2022 года основания для признания Карпунина А.С. гражданином Российской Федерации отсутствуют.
06 сентября 2022 года ГУ МВД России по Алтайскому краю утверждено заключение N 164, которым заключение ГУ МВД России по Алтайскому краю от 09 июля 2021 года N 181 оставлено без изменения.
Позиция судов о том, что в заключении ГУ МВД России по Алтайскому краю от 06 сентября 2022 года N 164 (далее-заключение) вывод о наличии или отсутствии у Карпунина А.С. гражданства Российской Федерации не содержится, указано лишь на оставление без изменения заключения ГУ МВД России по Алтайскому краю от 09 июля 2021 года N 181, не соответствует фактическим обстоятельствам по спору, поскольку в заключении (том, 1, л.д, 58-62) подробно указаны выводы, сделанные в том числе по итогам повторной проверки об отсутствии правовых оснований для признания Карпунина А.С. гражданином РФ.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
С учетом изложенного, принятые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, поскольку судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, так как все юридически значимые обстоятельства по спору судами установлены, суд кассационной инстанции не передавая дело на новое рассмотрение принимает новое решение об отказе в удовлетворении административного иска (статья 329 ч.1 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 31 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 29 марта 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, в удовлетворении административного искового заявления Карпунину Александру Сергеевичу отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.