Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Виноградовой О.В.
судей Евтифеевой О.Э, Пушкаревой Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гусейнова Эльдара Афраиловича, поданную 19 июля 2023 г, на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 7 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 28 июня 2023 г.
по административному делу N 2а-1212/2023 по административному исковому заявлению Гусейнова Эльдара Афраиловича к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю", начальнику федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" Саутину Дмитрию Викторовичу, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации, заслушав доклад судьи Виноградовой О.В,
УСТАНОВИЛА:
Гусейнов Э.А. обратился с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействие административного ответчика федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Алтайскому краю), выраженное в непринятии мер по подготовке Гусейнова Э.А. к освобождению и разъяснении права и порядка на получение единовременного денежного пособия в размере 850 руб.; присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей в размере 150 000 руб, указав, что приговором Центрального районного суда г. Барнаула от 12 апреля 2021 г. он осужден по статьям 319, 321 Уголовного кодекса Российской Федерации с окончанием срока отбывания наказания - 30 декабря 2022 г.
Вместе с тем, до настоящего времени административным ответчиком не предприняты меры по его подготовке к освобождению и разъяснении права и порядка на получение единовременного денежного пособия в размере 850 руб, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 800 "О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы". Бездействием ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю нарушаются права истца, гарантированные статьями 180, 181 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 7 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 28 июня 2023 г, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Гусейнов Э.А. просит отменить судебные акты с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что исполнение администрацией исправительного учреждения обязанностей, возложенных на нее требованиями статей 43, 56, 180, 182 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), зависит от истечения срока лишения свободы осужденного и не связано с наличием иных приговоров (неисполненных).
Кроме того, указывает на то, что вынесенный в его отношении приговор Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 6 июня 2022 г. не обладал преюдициальным значением при рассмотрении настоящего дела, поскольку на тот момент не вступил в законную силу, а, следовательно, приостановлен в части приведения его в исполнение.
При обосновании заявления об отводе судей судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусейновым Э.А. допущено нарушение порядка в судебном заседании, в связи с чем он удален из зала судебного заседания на все время судебного заседания путем отключения от видео-конференц-связи в соответствии со статьей 119 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 КАС РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Согласно части 1 статьи 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. В соответствии с частью 2 статьи 77.1 УИК РФ при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.
В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 г. 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ), и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда (часть 3 статьи 77.1 УИК РФ).
Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Из разъяснений, приведенных в пунктах 2, 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Частью 1 статьи 180 УИК РФ установлено, что не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока принудительных работ или лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев - после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
Согласно частям 1 и 2 статьи 181 УИК РФ осужденным, освобождаемым от принудительных работ, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минюста России от 13 января 2006 г. N 2 утверждена Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция), в соответствии с которой подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении, начинается не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы и включает в себя: проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, с разъяснением ему целесообразности возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения; проведение занятий с освобождающимися осужденными в "Школе подготовки осужденных к освобождению"; получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства, рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным (пункт 4 Инструкции).
Согласно пункту 28 Инструкции, освобождение из исправительного учреждения лиц, отбывших наказание, включает в себя: проведение беседы с каждым из осужденных о жизненных планах после освобождения, предполагаемом месте проживания, имеющихся возможностях в вопросах обеспечения жильем и устройства на работу; разъяснение необходимости соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, недопустимости совершения новых преступлений, обязанности прибыть к избранному месту жительства и не позднее семи дней явиться в орган внутренних дел для регистрации, а также в органы местного самоуправления и службу занятости для своевременного устройства на работу или учебу; выдачу принадлежащих им вещей и ценностей, средств, хранящихся на лицевом счете, личные документы и ценные бумаги, а также документы об освобождении и трудовой деятельности (часть 3 статьи 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что приговором Центрального районного суда г. Барнаула от 12 апреля 2021 г. по уголовному делу N 1-73/2021 Гусейнов Э.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 321, статьей 319 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании части 2 статьи 69, части 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации назначено наказание в виде 1 года 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным постановлением Алтайского краевого суда от 2 июля 2021 г. приговор Центрального районного суда г. Барнаула от 12 апреля 2021 г. изменен, из описательно-мотивировочной части приговора исключено указание суда о том, что факт оскорбления представителя власти с высочайшей степенью вероятности станет известен всем осужденным к лишению свободы, оставленным в этом следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию и, возможно, заключенным, содержащимся в расположенных рядом в камерах изолятора; в соответствии с частью 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений, путем поглощения более строгим наказанием, назначенным по данному приговору в соответствии с частью 2 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации, менее строгого наказания, назначенного по приговору Центрального районного суда г. Барнаула от 29 сентября 2020 г, окончательно определено к отбытию наказание в виде 1 года 8 месяцев 20 дней лишения свободы; в остальной части приговор оставлен без изменения.
Срок отбытия наказания по данному приговору оканчивался 30 декабря 2022 г, соответственно, с 30 июня 2022 г. должна была осуществлять подготовка административного истца к освобождению.
Приговором Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 6 июня 2022 г. по уголовному делу N 1-1/2022 Гусейнов Э.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 210, пунктом "а" части 3 статьи 163 Уголовного кодекса Российской Федерации; на основании части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации назначено наказание в виде лишения свободы на срок 19 лет с ограничением свободы сроком 2 года; на основании части 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием по приговору Центрального районного суда г. Барнаула от 12 апреля 2021 г. Гусейнову Э.А. назначено окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 20 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима и ограничением свободы сроком на 2 года. Срок основного наказания, назначенного Гусейнову Э.А, постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу, на основании пункта "а" части 3.1 статьи 72 Уголовного кодекса Российской Федерации время содержания Гусейнова Э.А. под стражей с 21 марта 2016 г. до дня вступления приговора в законную силу зачтено в срок лишения свободы из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии особого режима, а также в срок назначенного Гусейнову Э.А. основного наказания, зачтено отбытое наказание по приговору Центрального районного суда г. Барнаула от 12 апреля 2021 г. в период с 12 апреля 2021 г. по 5 июня 2022 г.; до вступления приговора в законную силу Гусейнову Э.А. оставлена мера пресечения - заключение под стражу.
Отказывая в удовлетворении искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что у должностных лиц ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю отсутствовали основания для инициирования в отношении него процедуры подготовки к освобождению, поскольку Гусейнов Э.А. не относился к числу лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, не проведение мероприятий, предусмотренных пунктом 4 Инструкции, не повлекло нарушения каких-либо прав административного истца, в связи с чем пришел к выводу, что основания для признания действий сотрудников учреждения незаконными, а также для взыскания компенсации в пользу истца отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 названного Кодекса, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
Между тем, совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Приведенные административным истцом в обоснование административного иска обстоятельства, оцениваемые применительно к нормам материального и процессуального закона, регулирующим рассматриваемые правоотношения, не свидетельствуют о нарушении прав административного истца, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого бездействия исправительного учреждения, учитывая, что по состоянию на 30 июня 2022 г. в отношении административного истца был вынесен обвинительный приговор по другому делу, а, следовательно, Гусейнов Э.А, как верно указано нижестоящими судами, не обладал статусом лица, освобождаемого из мест лишения свободы.
Вопреки доводам кассационной жалобы не вступление на момент принятия решения по настоящему делу приговора Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 6 июня 2022 г. в законную силу при условии сохранения в отношении Гусейнова Э.А. меры пресечения в виде содержания под стражей не может являться основанием для отмены судебных актов.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, доводы кассационной жалобы не подтверждают.
Оснований для отмены судебных актов Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
На основании изложенного выше, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 7 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 28 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 сентября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.